Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей СПб ГБУЗ "Родильный дом N 6 им. проф. В.Ф. Снегирева" (далее - Заказчик):,
в отсутствие представителей ИП Тронина Д.С. (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 30246-ЭП/21 от 24.09.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту помещений опер. блока N110,109,95 в СПб ГБУЗ "Родильный дом N 6 им. Проф. В.Ф. Снегирева" по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Маяковского, д.5 (извещение N 0372200030121000045) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 03.09.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200030121000045.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 359 367, 60 рубль.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились, в:
- в неверном выборе способа определения исполнителя (поставщика);
- в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно извещению о проведении Конкурса, Конкурсной документации, объектом закупки является выполнение работ по ремонту помещений.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В силу ч. 4 ст. 54.4. Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
Из анализа конкурсной документации следует, что в п. 10.9 информационной карты установлены следующие требования к содержанию первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме:
"10.9. Первая часть заявки должна содержать:
1) Согласие участника конкурса на выполнение работы на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения конкурса (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) Наименование страны происхождения товара;
3) Конкретные показатели товаров, соответствующие значениям, установленным в конкурсной документации, и указание на товарный знак (при наличии);
4) Предложение о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки: в соответствии с требованиями пункта 16.4 раздела 16 Специальной части конкурсной документации. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в конкурсе".
Из вышеуказанного пункта конкурсной документации следует, что документацией предусмотрено требование о предоставлении участниками конкретных показателей товаров, требующихся к поставке Заказчику при выполнении работ.
Требования к поставляемым товарам, при выполнении закупаемых работ установлены Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию конкурсной документации.
Так, вышеуказанное приложение содержит требования к конкретным показателям товара "Требования к значениям показателей (характеристик) товаров, поставляемые при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям".
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст утвержден "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (далее - ОКПД 2).
В ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:
XX |
класс |
XX.X |
подкласс |
XX.XX |
группа |
XX.XX.X |
подгруппа |
XX.XX.XX |
вид |
XX.XX.XX.XX |
категория |
XX.XX.XX.XXX |
подкатегория |
Описанному по позиции 1 "Блок дверной металлический" в Приложении N 4 к Техническому заданию конкурсной документации в соответствии с ОКПД 2 соответствует вид 25.12.10.000 - "Двери, окна и их рамы и пороги для дверей из металлов".
В силу ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно ч.2 ст. 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р утвержден "Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" (далее - Перечень Распоряжения N 471-р).
Перечень Распоряжения N 471-р включает в себя класс по ОКПД 2 25 "Изделия металлические готовые, кроме машин и оборудования (кроме кодов 25.30.2, 25.71.14.120, 25.71.14.130, 25.40.1)".
Согласно вышеописанной структуре класс по ОКПД 2 25 "Изделия металлические готовые, кроме машин и оборудования (кроме кодов 25.30.2, 25.71.14.120, 25.71.14.130, 25.40.1)" включает в себя подкатегорию 25.12.10.000 - "Двери, окна и их рамы и пороги для дверей из металлов", т.е. товары, соответствующие вышеприведенным товарным позициям в Приложении N 3 Техническому заданию конкурсной документации.
В соответствии с письмом ФАС от 13.03.2019 г. N ИА/19176/19 в случае если в предмете закупки содержатся услуги (товары, работы), включенные и не включенные в Перечень, заказчик в соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе осуществляет закупку путем проведения электронного аукциона.
Комиссия УФАС, учитывая, что товар N 1 "Блок дверной металлический", поставка, которого предусмотрена конкурсной документации, включен в Перечень Распоряжения N 471-р, приходит к выводу о том, что рассматриваемая закупка должна осуществляться путем проведения электронного аукциона.
На основании изложенного, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме вместо электронного аукциона, нарушают ч. 2 ст. 59 (ч. 5 ст. 24) Закона о контрактной системе.
2. Относительно довода Заявителя о ненадлежащем порядке оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", Комиссия УФАС отмечает следующее.
Как указал Заявитель в своей жалобе, конкурсная документация содержит инструкцию по представлению участниками закупки сведений о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки.
В соответствии с ч. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
Пунктом 16.4 конкурсной документации предусмотрен порядок оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
16.4. Оценка заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Для оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" устанавливается следующий показатель:
п/н показателя |
Показатели оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" |
коэффициент значимости показателя (КЗ), целые |
1. |
Качество товаров (качество работ, качество услуг) |
1,00 |
Для расчета рейтинга заявки (предложения) по показателю, баллы, присуждаемые этой заявке, умножаются на соответствующую указанному показателю значимость.
Рейтинг в баллах, присуждаемый i-ой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", определяется по формуле:
НЦБi1 = НЦБi1.1 0,20, где:
НЦБi1.1 - количество баллов, присуждаемых i-ой заявке по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)", умноженное на коэффициент значимости показателя.
Максимальное значение показателя составляет 100 баллов.
16.4.1. Оценка заявок по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
В рамках, показатель "Качество товаров (качество работ, качество услуг)", критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" предметом оценки являются характеристики товаров (материалов), используемых при выполнении работ, оказании услуг по данной закупке, требования к которым установлены Заказчиком в приложении N2 к техническому заданию.
Для определения лучшего предложения участника конкурса по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)", Заказчиком установлены оцениваемые характеристики товаров (материалов) в приложении N2 к техническому заданию с использованием слов/словосочетаний/символов, указанных в составе настоящего порядка оценки по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Оценка заявки по характеристикам осуществляется на основании информации, предоставленной участником конкурса по каждому товару (материалу) в составе своей заявки по форме "Оцениваемые характеристики товаров (материалов)": сведений о значениях оцениваемых характеристик товаров (материалов), используемых при выполнении работ, оказании услуг по данной закупке, требования к которым установлены Заказчиком в приложении N2 к техническому заданию.
Форма "Оцениваемые характеристики товаров (материалов)"
N товара |
Наименование товара |
Наименование производителя или места происхождения |
1. |
|
|
2. |
|
|
N показателя |
N товара |
Наименование оцениваемой характеристики |
Конкретное значение оцениваемой характеристики |
1. |
1. |
|
|
2. |
1. |
|
|
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" комиссией Заказчика присваиваются баллы, в соответствии с представленной участником конкурса в форме "Оцениваемые характеристики товаров (материалов)" информации по каждому товару (материалу).
Улучшение товаров (материалов) определяется исходя из предложения участника в части соотнесения указанного в форме "Оцениваемые характеристики товаров (материалов)" участником конкурса значения оцениваемой характеристики с требованиями положений инструкции по предоставлению сведений о значениях оцениваемых характеристик товаров (материалов) в форме "Оцениваемые характеристики товаров (материалов)" и с требованиями документов нормативно-технического регулирования, действующих на территории Российской Федерации, в случае установления требования о соответствии товара таким документам.
Комиссия Заказчика считает представленные сведения о конкретном товаре (материале) улучшенными и соответствующими Конкурсной документации для расчета итогового балла по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" при условии, что:
- Представленные участником в форме "Оцениваемые характеристики товаров (материалов)" оцениваемые характеристики не меньше либо больше для установленных минимальных значениях оцениваемых характеристик товаров (материалов).
- Представленные участником в форме "Оцениваемые характеристики товаров (материалов)" оцениваемые характеристики не больше либо меньше для установленных максимальных значениях оцениваемых характеристик товаров (материалов).
- Представленные участником в форме "Оцениваемые характеристики товаров (материалов)" оцениваемые характеристики границ диапазонов уже либо не шире для установленных максимальных границ диапазонов оцениваемых характеристик товаров (материалов).
- Представленные участником в форме "Оцениваемые характеристики товаров (материалов)" оцениваемые характеристики границ диапазонов шире либо не уже для установленных минимальных границ диапазонов оцениваемых характеристик товаров (материалов).
- Представленные участником в форме "Оцениваемые характеристики товаров (материалов)" оцениваемые характеристики неизменяемых сведений в соответствии с инструкцией по заполнению неизменны для установленных неизменяемых значениях оцениваемых характеристик товаров (материалов).
- Представленные участником в форме "Оцениваемые характеристики товаров (материалов)" альтернативные варианты оцениваемых характеристик соответствуют остальным оцениваемым характеристикам товаров (материалов).
- Представленные участником в форме "Оцениваемые характеристики товаров (материалов)" сведения об оцениваемых характеристиках товаров (материалов) являются достоверными.
В случае не предоставления значения какой-либо оцениваемой характеристики по какому-либо товару (материалу) (за исключением случая, если в соответствии с порядком предоставления сведений о значениях оцениваемых характеристик товаров (материалов) участник конкурса вправе/должен/обязан не указывать значение оцениваемой характеристики) и/или предоставление значения какой-либо оцениваемой характеристики по какому-либо товару не в соответствии с порядком предоставления сведений о значениях оцениваемых характеристиках товаров (материалов) и/либо не по форме "Оцениваемые характеристики товаров (материалов)", улучшенные характеристики по соответствующему товару (материалы) считаются не представленными и комиссия Заказчика считает данный товар (материал) не улучшенным.
В случае предоставления в составе заявки участника конкурса значений по всем оцениваемым характеристикам товаров (материалов) в соответствии с порядком предоставления сведений о значениях оцениваемых характеристик товаров (материалов) не по форме "Оцениваемые характеристики товаров (материалов)" или не в соответствии с порядком предоставления сведений о значениях оцениваемых характеристик товаров (материалов), улучшенные характеристики товаров (материалов) считаются не представленными, соответственно, такой заявке по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" начисляется 0 (ноль) баллов.
Отсутствие в составе заявки участника конкурса формы "Оцениваемые характеристики товаров (материалов)" или предоставление предложения участника по данному показателю не в соответствии с требованиями порядка оценки по настоящему показателю не является основанием для отклонения заявки участника конкурса.
В случае предоставления участником конкурса по конкретному товару (материалу) в составе заявки по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" недостоверной информации, такой участник не допускается к участию в конкурсе (на основании пункта 1 части 3 статьи 54.5 Закона о контрактной системе).
При предоставлении в составе заявки в форме "Оцениваемые характеристики товаров (материалов)" информации о значениях оцениваемых характеристик товаров (материалов), требования к которым установлены Заказчиком в приложении N2 к техническому заданию, участники конкурса должны руководствоваться следующим порядком предоставления сведений о значениях оцениваемых характеристик товаров (материалов) (инструкция по предоставлению сведений о значениях оцениваемых характеристик товаров (материалов) в форме "Оцениваемые характеристики товаров (материалов)":
в случае если Заказчиком установлено требование к числовому значению оцениваемой характеристики со словами "не менее", "не ниже", знаки "", "не <", как в сочетании со словосочетанием "должен (-на) (-но) (-ны) быть", так и без данного словосочетания, то участнику необходимо указать единственное числовое значение оцениваемой характеристики, которое должно быть не меньше или равно значению, установленного Заказчиком, при этом участник закупки представляет сведения об оцениваемых характеристиках без использования вышеуказанных слов и знаков.
в случае если Заказчиком установлено требование к числовому значению оцениваемой характеристики со словами "не более", "не выше", знаки "", "не >", как в сочетании со словосочетанием "должен (-на) (-но) (-ны) быть", так и без данного словосочетания, то Участнику необходимо указать единственное числовое значение оцениваемой характеристики, которое должно быть не больше или равно значению, установленного Заказчиком, при этом участник закупки представляет сведения об оцениваемых характеристиках без использования вышеуказанных слов и знаков;
в случае если Заказчиком установлено требование к числовому значению оцениваемой характеристики со словами "более", "выше", "от", "не ", знак ">", как в сочетании со словосочетанием "должен (-на) (-но) (-ны) быть", так и без данного словосочетания, то Участнику необходимо указать единственное числовое значение оцениваемой характеристики, которое должно быть больше значения, установленного Заказчиком, исключая его, при этом участник закупки представляет сведения об оцениваемых характеристиках без использования вышеуказанных слов и знаков;
в случае если Заказчиком установлено требование к числовому значению оцениваемой характеристики со словами "менее", "ниже", "до", "не ", знак "<", как в сочетании со словосочетанием "должен (-на) (-но) (-ны) быть", так и без данного словосочетания, то Участнику необходимо указать единственное числовое значение оцениваемой характеристики, которое должно быть меньше значения, установленного Заказчиком, исключая его, при этом участник закупки представляет сведения об оцениваемых характеристиках без использования вышеуказанных слов и знаков.
в случае если Заказчиком установлено требование одновременно к минимальным и максимальным оцениваемым характеристикам и использованы слова "не менее", "не ниже", "не более", "не выше", "более", "менее", "выше", "ниже", "от", "до", знаки ">", "<", "", "не <", "
", "не >", "не
", "не
", как в сочетании со словосочетанием "должен (-на) (-но) (-ны) быть", так и без данного словосочетания, то Участнику необходимо указать единственное числовое значение оцениваемой характеристики, которое должно входить в установленный интервал (с учетом описанного в данной инструкции правила чтения слов и знаков), при этом участник закупки представляет сведения об оцениваемых характеристиках без использования вышеуказанных слов и знаков.
в случае если Заказчиком установлено требование к значению оцениваемой характеристики с использованием знака "_", то Участнику необходимо указать единственное числовое значение оцениваемой характеристики, которое должно входить в установленный интервал, крайние оцениваемые характеристики интервала при описании требований со знаком "_" не удовлетворяют потребностям заказчика.
в случае установления требования к значению оцениваемой характеристики соответствующего максимального и минимального значения оцениваемой характеристики (требование к нижней и верхней границе диапазона значений оцениваемой характеристики) с использованием слов/словосочетаний/символов "_", находящихся за знаком ":", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном конкурсе обязан указать конкретное не интервальное количественное (числовое) значение такой оцениваемой характеристики товара, которое должно быть разностью значения, установленного Заказчиком и числовой величины, указанной после знака "_" либо суммой значений, установленного Заказчиком и числовой величины, указанной после знака "_", за исключением случаев связанных с предельными отклонениями оцениваемых характеристик товара, предлагаемого для выполнения работ. В случаях с предельными отклонениями оцениваемых характеристик товара предлагаемого для выполнения работ должно быть представлено интервальное количественное (числовое) значение такого диапазона (без использования слов/словосочетаний/символов "_"), нижняя граница которого - не меньшее минимального значения, верхняя граница - не превышающее максимального значения.
в случае если Заказчиком установлено требование к значению оцениваемой характеристики с использованием знака "[ ]", то Участнику необходимо указать значение заключенное в квадратные скобки без изменений, в том числе со словами "не менее", "не более", "более", "от", "до", "не ниже".
в случае если Заказчиком установлено требование к значению оцениваемой характеристики с использованием знака "-" установленного между числовыми значениями, то Участнику необходимо указать диапазон значений (входящий в установленный диапазон), не включая крайние значения.
в случае если Заказчиком установлено требование к значению оцениваемой характеристики со словами "нижний предел _.. и верхний предел _...", либо "Нижний предел _.. . Верхний предел _.. .", либо "нижний предел_, верхний предел_", то Участнику необходимо указать единственное числовое значение нижней и верхней границ оцениваемой характеристики, удовлетворяющие требованиям Заказчика, то есть указать два значения - одно нижней границы, другое верхней границы оцениваемой характеристики, удовлетворяющие требованиям Заказчика.
В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), например (1*_5*, 1* - 5*), то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра.
В случае, если требование установлено к оцениваемым характеристикам, указанным через знак "х" и оно стоит перед ними в единственном числе, то оно относится ко всем значениям, указанным через данный знак. В случае установления требований к каждому из значений, указанных через знак "х", необходимо указать все значения, указанные через знак "х" в соответствии с требованиями Заказчика. В случае установления требований одновременно с использованием знаков ";", ",", то знак ";" относится только к двум соседним значениям, разделенным этим союзом (например, требования представлены в виде: "1 , 2 , 3 ; 4" то допустимыми значениями оцениваемой характеристики будут являться "1 и 2 и 3" или "1 и 2 и 4"), тоже самое касается союзов "либо".
Применение заказчиком союза "и" и знака "," означает, что ему требуются товары одновременно с каждым из указанных значений оцениваемой характеристики в том числе, если данные символы находятся в наименовании оцениваемой характеристики, например установлено требование для различных условий (например: "вязкость при 20°С и при 50°С"), то необходимо указать значения для обоих условий. В этом случае участнику конкурса необходимо указать все разновидности (типоразмеры, цвета, марки, государственные стандарты и т.п.) товара со всеми перечисленными заказчиком значениями оцениваемых характеристик для каждой разновидности товара. Форму представления значений оцениваемых характеристик по данным товарам Участник выбирает самостоятельно, это должно быть вынесение каждой разновидности товара в отдельную табличку, либо указание характеристик товара с пометками, к какой из разновидностей товара эта значение относится либо иным другим способом, исключающим двоякое толкование представленных оцениваемых характеристик товара. Применение заказчиком словосочетания "может быть" после чего идет перечисление значений через знак ",", "либо", "и" означает что, участник вправе выбрать, определить одно или несколько неизменяемых значений и указать его (их) в своей заявке, в случае, если по совокупности требований к товару необходимо указать несколько значений оцениваемой характеристики, участник должен указать несколько значений со всеми перечисленными заказчиком параметрами для каждой разновидности товара. Применение заказчиком союза "либо", знака ";" при установлении требований к значению оцениваемой характеристики означает, что заказчиком установлены требования к вариантам значений, при этом участник представляет сведения без использования данных союзов или знаков, указывая одно значение. Данный тип показателей относится к показателям, которые определены Законом о контрактной системе как показатели, оцениваемые характеристики которых не могут изменяться. При этом Заказчиком, исходя из собственных потребностей и руководствуясь статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, во избежание создания условий, ограничивающих конкуренцию, установлены варианты таких неизменяемых значений оцениваемых характеристик, каждый из которых удовлетворяет потребностям Заказчика (что обусловлено технологическими и функциональными особенностями товара поставляемого при выполнении работ, и связано с тем, что в зависимости от определенных параметров требуемого товара, он может обладать конкретным значением, которые удовлетворяют потребностям заказчика). В случае если в наименовании оцениваемой характеристики установлено требование к показателю для различных условий (например: "вязкость при 20°С и при 50°С" и т.п.), то необходимо указать значение оцениваемой характеристики для обоих условий. В случае если в наименовании показателя установлено требование к составу различных компонентов, то необходимо указать значения для обоих компонентов.
Техническое задание содержит ряд альтернативных значений для участника по определенным товарам и технические характеристики для каждого альтернативного значения товара. Выбрав один из альтернативных вариантов оцениваемой характеристики, участнику необходимо указать значения оцениваемых характеристик именно для этого товара, по значениям, установленным для других альтернативных значений либо в случае если соответствующим ГОСТ некоторая оцениваемая характеристика для данного типа товара не нормируется, не определяется, не применяется, не используется, не регламентируется, отсутствует необходимо соответственно указать значение оцениваемой характеристики как "не нормируется", "не определяется", "не применяется", "не используется", "не регламентируется", "отсутствует". Указание Участником конкурса строго ненормируемых, неопределяемых, неприменяемых, неиспользуемых, нерегламентируемых, отсутствующих значений оцениваемых характеристик для предлагаемого товара (материала) будет расценено как указание недостоверных сведений и такой товар не будет считаться улучшенным. В случае, если, на момент подачи заявки участником закупки указанные в конкурсной документации документы о техническом регулировании утратили силу, соответствие товаров таким документам не требуется при условии отмены нормативного документа и соответствие товара новому нормативному документу требуется при условии замены нормативного документа.
Представленные значения показателей товаров не должны допускать слов или их сочетаний, которые неоднозначно указывают на наличие у товара характеристик, таких как: "не должна", "может", "должен", "не должен", "довольно", "не должно", "не должны", "должно", "допускается", "могут", "должны", "не допускаются", "быть", "не допускается", "допускаются", "должна" и иных слов и словосочетаний, являющихся производными от этих слов. Данные слова или их сочетания, которые использованы при установлении требований к значениям показателей, должны быть заменены, т.е. представлены сведения о наличии или отсутствии значения оцениваемой характеристики либо иное, исключающее двоякое толкование. Так же обращаем внимание участников, что в случае если Заказчиком установлено требование к значению оцениваемой характеристики со словами и знаками, не указанными в настоящей инструкции, данные сведения приводятся без изменения.
В случае указания в заявке коррелирующих и(или) агрегирующих оцениваемых характеристик, должны указываться значения, удовлетворяющие потребностям заказчика, и соответствующие требованиям достоверности о существовании товара с указанными оцениваемыми характеристикам.
В случае указания требований к отрицательным величинам необходимо руководствоваться правилами математики.
При указании оцениваемых характеристик товаров, по которым установлены требования к минимальному значению оцениваемой характеристики товара, таких как марка, класс, группа, сорт, участнику необходимо указывать значение лучше либо не хуже установленного, в соответствии с описанным выше порядком указания оцениваемых характеристик.
При указании сведений об оцениваемых характеристиках товара, Участник обязан указать единицы измерения оцениваемых характеристик, наименование оцениваемых характеристик, наименования товаров точно соответствующие установленным Заказчиком. Изменение наименования оцениваемых характеристик, единицы измерения и наименования товаров трактуется комиссией как несоответствие представленных сведений о товаре требованиям Заказчика и комиссия не считает такой товар улучшенным. Наименование оцениваемой характеристики отделено от требований к оцениваемым характеристикам и указано в отдельной ячейке "Наименование оцениваемой характеристики".
В случае отсутствия после наименования оцениваемой характеристики знака двоеточие, значение оцениваемой характеристики изменению не подлежит и приводится в заявке без изменений, без слов "должен", "должен быть", "должен иметь", "не должен быть", "должен соответствовать", "может быть", и иных слов и словосочетаний, являющихся производными от этих слов (является приоритетным над другими положениями инструкции) при этом данные слова или их сочетания, которые использованы при установлении требований к оцениваемым характеристикам, должны быть заменены, т.е. представлены сведения о наличии или отсутствии значения либо иное, исключающее двоякое толкование. При этом участник в случае отсутствия нормируемого значения оцениваемой характеристики в зависимости от выбранного типа, марки и прочего, должен указать о не нормируемости данной характеристики.
Потребительские свойства товаров установлены заказчиком на основе мониторинга рынка. Наименования оцениваемых характеристик приняты в соответствии с общепринятой терминологией, используемой в документации производителями товаров, использованной для мониторинга рынка поставляемых товаров либо в соответствии с ГОСТ "Система оцениваемых характеристик качества продукции" для всех видов товаров. При заполнении первой части заявки участникам достаточно предоставить оцениваемые характеристики товаров, в том числе результатов испытаний товаров в соответствии с государственными стандартами и настоящей инструкцией. Заказчика удовлетворят оцениваемые характеристики, полученные на основании информации соответствующих государственных стандартов без проведения этих испытаний.
В тех случаях, когда Заказчик устанавливает строгое требования о соответствии объекта закупки на этапе размещения заказа техническим стандартам РФ и заранее информирует участника о таком соответствии путем прямого указания на стандарт, то такие товары должны удовлетворять установленным нормативам и требованиям заказчика, в том числе в части значений качества материала изготовления, или комплектующих, или иных составляющих и элементов, если таковые влияют на качественные, эксплуатационные, технические и функциональные показатели объекта закупки, и технический стандарт содержит прямое указание на такую зависимость. Учитывая, что технические стандарты РФ устанавливают минимальные требования к характеристикам товара, при несоблюдении которых товар бракуется, по некоторым показателям Заказчиком, ввиду собственных потребностей, установлены более высокие требования (для улучшения) к характеристикам товара. При заполнении заявки просим обращать на это внимание, товары должны удовлетворять установленным нормативам и требованиям заказчика.
В случае установления в конкурсной документации требований о соответствии товара государственному стандарту (государственным стандартам), все использованные государственным заказчиком оцениваемые характеристики товаров соответствуют указанным государственным стандартам и/или не противоречат им.
В случае предложения участником закупки товара (товаров), оцениваемые характеристики которого (которых) соответствуют положениям, установленным конкурсной документацией, данный товар будет полностью соответствовать положениям, установленным соответствующим (соответствующими) государственным стандартом (государственными стандартами).
Комиссией УФАС отмечено, что вышеустановленный Заказчиком порядок оценки по показателю "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" имеет однозначное указание по предоставлению сведений характеристик используемых товаров, при выполнении работ по ремонту помещений.
При этом Заказчиком также установлены требования к таким товарам, в том числе, о соответствии товаров государственным стандартам, а также инструкция по их заполнению.
В рамках установленных требований участниками могут быть представлены только равнозначные товары, удовлетворяющие потребностям Заказчика или товары, не соответствующие таким требованиям в рамках допустимых технических регламентов.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ст. 703 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В рассматриваемом случае объектом закупки является оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий, сооружений, их элементов, инженерных систем и оборудования.
На основании ст. 763 ГК РФ подрядные строительные работы (ст. 740), проектные и изыскательские работы (ст. 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии со ст. 704 ГК РФ если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами. Подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования, а также за предоставление материалов и оборудования, обремененных правами третьих лиц.
В силу ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях (п. 1 ст. 510 ГК РФ).
Покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки (п. 1 ст. 513 ГК РФ).
Пунктом 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включаются обязательные условия, в том числе, о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
По мнению Комиссии УФАС, Заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Указанная позиция изложена в письме ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)".
Дополнительно следует отметить, что сами по себе требования к качественным характеристикам товара (поставляемому и используемому) устанавливаются заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" как для соблюдения интересов Заказчика путем обеспечения возможности осуществления проверки качества товара и надлежащего исполнения подрядчиком/исполнителем обязательств по контракту, так и для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по контракту.
Анализ Приложения N 2 к конкурсной документации показал, что в ней содержатся требования к таким товарам как: доводчики, плитки керамогранитные и др.
Вышеуказанные материалы являются расходными материалами, использующимися в процессе оказания услуг и не являются поставляемыми товарами в смысле вышеизложенных положений законодательства.
Таким образом из установленного порядка оценки невозможно определить лучшие условия исполнения контракта, так как фактически Заказчиком будут оцениваться не функциональные, потребительские свойства товара, а порядок их заполнения в соответствии с установленной инструкцией, что противоречит нормам положения ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе и Правил.
Исходя из изложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 4 ч. 1 ст. 54.3 (ч. 7 ст. 54.4) Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в конкурсной документации надлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 54.1, 54.3, 54.3, 59, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тронина Дмитрия Сергеевича обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 59, ч. 5 ст. 24, п. 4 ч. 1 ст. 54.3 (ч. 7 ст. 54.4) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 сентября 2021 г. N 44-4514/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2021