Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБУ "НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г.И. Турнера" Минздрава России (далее - Заказчик):
ООО "МКстрой" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 30760-ЭП/21 от 29.09.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства: "Капитальный ремонт 10-го отделения лечебного корпуса на 200 коек по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Парковая, д. 64, лит. И" в целях осуществления мероприятий по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества, в том числе реставрации, за исключением реконструкции с элементами реставрации (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 07.09.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0372100021621000036. Начальная (максимальная) цена контракта - 38 587 968, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе, а также требований к содержанию второй части заявки на участие в конкурсе.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе, под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В силу п. 27(2) Правил, в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
В пункте 27(3) Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
линейные объекты капитального строительства;
особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относится в том числе контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Из содержания конкурсной документации следует, что в рамках установленного порядка оценки заявок Заказчиком определено следующее.
Для получения рейтинга заявки по критерию "Квалификация участника конкурса" количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
По данному критерию предусмотрен следующий показатель:
"Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)"
Учитываются при оценке контракты (договоры) (далее - контракты) предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов).
Контракты должны быть исполнены в течение 5 (пяти) лет до даты окончания подачи заявки на участие в настоящей закупке.
Подтверждается приложением следующих документов:
- копией исполненного контракта, включая все приложения к такому контракту и дополнительными соглашениями (при наличии);
- копиями актов о приемке выполненных работ, содержащих все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающих стоимость исполненного контракта (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство);
- копиями справок о стоимости выполненных работ и затрат;
- копиями документов, подтверждающих оплату выполненных работ;
- копиями разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством РФ;
- Таблицы N 1 "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (согласно Приложению N 1 к Специальной части настоящей документации) (Далее - Таблица N 1);
- Таблицы N 2 "Описание выполненных работ по исполненному контракту" (согласно Приложению N 2 к Специальной части настоящей документации (Далее - Таблица N 2).
Лучшим условием для данного показателя является наибольшее значение показателя критерия оценки.
Количество баллов (Аi), присуждаемых i-й заявке по данному показателю, определяется по формуле:
в случае если Кmax < Кпред, - по формуле:
Аi = КЗ*100*(Кi / Кmax);
в случае если Кmax Кпред , - по формуле:
Аi = КЗ*100*(Кi / Кпред);
при этом
Аi max = КЗ*100, где:
КЗ - коэффициент значимости показателя. КЗ=1,0
Кi - предложение участника закупки, заявка которого оценивается (руб.);
Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки (руб.);
Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик. Для настоящего показателя используется значение 83 млн. руб.
Аi max - количество баллов по показателю, присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
При описании перечня документов, входящих в комплект отчетной документации, предоставляемый по итогам выполнения работ необходимо учитывать, в том числе документы, содержащие сведения о результатах деятельности подрядчика за определенный период времени, а именно за период исполнения контракта, который участник закупки представляет в качестве подтверждения опыта участника по успешному выполнению работ, текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ, разработанные в соответствии с приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1128, а также документы, определенные контрактом, который участник закупки представляет в качестве подтверждения опыта участника по успешному выполнению работ. Информацию о привлечении к выполнению работ сторонних организаций (соисполнителей) и объемы работ передаваемые им необходимо указывать в соответствии с положениями контракта, который участник закупки представляет в качестве подтверждения опыта участника по успешному выполнению работ.
Также заказчиком определено, что под характеристикой "Нормативно-правовая база, в соответствии с которой участник закупки выполнял работы" понимается основные нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность в области строительства, в том числе высший нормативный правовой акт Российской Федерации, а также нормативно-правовая база, в соответствии с которой участник закупки выполнял работы в рамках представленного к оценке контракта.
Основным является нормативный правовой акт, имеющий самостоятельное значение по отношению к другим нормативным правовым актам, а также нормативный правовой акт, которым утверждается другой нормативный правовой акт, либо нормативный правовой акт, в который вносятся изменения, отменяется или разъясняется другим нормативным правовым актом, к таким актам следует относить в том числе "Гражданский кодекс Российской Федерации" от 30.11.1994 N 51-ФЗ, "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ, Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (от 30.12.2009 N 384-ФЗ), Постановление Правительства РФ от 24.11.2005 N 698 "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" (в случае, если к оценке представлен контракт предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов)), Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства", Приказ Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 N 624, Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ или Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ, Приказ Ростехнадзора от 12.01.2007 N 7, Приказ Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1128, Постановление Госкомстата РФ от 11.11.1999 N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ".
Непредставление участником закупки заполненной таблицы N 2 с описанием выполненных работ в отношении оцениваемых характеристик по всем характеристикам выполнения работ трактуется как "Отсутствие описания выполненных работ по исполненному контракту".
Описание выполнения работ, признается представленным в полном объеме в случае, если такое описание вида выполненных работ содержит описание выполненных работ в отношении всех оцениваемых характеристик, и такое описание выполненных работ в отношении оцениваемых характеристик соответствует положениям конкурсной документации.
Предоставление участником закупки заполненной таблицы N 2 с частичным описанием выполненных работ в отношении оцениваемых характеристик по всем характеристикам выполненных работ трактуется как "Не представлены документы, подтверждающие опыт участника по успешному выполнению работ".
Описание выполненных работ по представленному контракту в качестве подтверждения опыта участника по успешному выполнению работ в отношении каждой оцениваемой характеристики, должно содержать наименование соответствующей характеристики.
Все документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, должны иметь четко читаемый текст.
В зачет не будут приниматься контракты, несоответствующие требованиям установленными пунктом 2 настоящего раздела.
Контракт, подтверждающий опыт участника, по которому в составе заявки не представлены все указанные выше копии документов, или в случае несоответствия указанных сведений в представленных документах при определении количества баллов по данному показателю не учитывается.
В случае, если участником конкурса в "Описание выполненных работ по исполненному контракту" указывается, что выполнение работ производилось в соответствии со всеми требованиями, указанными в контракте, который участник закупки представляет в качестве подтверждения опыта участника по успешному выполнению работ, и в соответствии с нормативными документами, и участником конкурса не предлагается описание выполненных работ в отношении оцениваемых характеристик, и/или участником конкурса в "Описание выполненных работ по исполненному контракту" указывается, что описание выполненных работ в отношении оцениваемых характеристик, будет соответствовать требованиям, указанными в документации об открытом конкурсе, без представленного Участником описания, то соответствующее описание признается не представленным участником конкурса.
- В случае отсутствия в заявке участника таблиц N 1, N 2 по формам, указанным в Приложениях N 1, N 2 к Специальной части настоящей документации по критерию "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" такой заявке будет присвоено 0 баллов.
Таким образом, формулировка, примененная Заказчиком в содержащемся в составе конкурсной документации порядке оценки заявок, не корреспондируется с требованиями Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также не направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта в указанной части, что указывает на нарушение Заказчиком требований ч. 8 ст. 32, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
2. Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме (п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе).
Комиссией УФАС также установлено, что в силу п. 6 ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые Заказчиком в конкурсной документации документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом, отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
При этом, в силу ч. 7 ст. 54.4 Закона о контрактной системе, требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 настоящей статьи, не допускается.
Вместе с этим, из содержания конкурсной документации следует, что Заказчиком установлено требование о представлении участником закупки в качестве сведений, подтверждающих квалификацию, в том числе, документов, содержащих сведения о результатах деятельности подрядчика за определенный период времени, а именно за период исполнения контракта, который участник закупки представляет в качестве подтверждения опыта участника по успешному выполнению работ, текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ, разработанные в соответствии с приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1128, а также документы, определенные контрактом, который участник закупки представляет в качестве подтверждения опыта участника по успешному выполнению работ.
Комиссия УФАС констатирует, что указанная информация не может относится к сведениям, подтверждающим квалификацию участника закупки и не влияет на качество предложения участника закупки, а, следовательно, установив требования о представлении участниками закупки указанных сведений, Заказчик допустил нарушение п. 4 ч. 1 ст. 54.3, ч. 7 ст. 54.4 Закона о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС находит доводы Заявителя в данной части обоснованными.
3. При этом, Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушение повлияли на права и законные интересы Заявителя и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, в соответствии с п. 3.35 Административного регламента, Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МКстрой" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 8 ст. 32, п.п. 4, 8 ч. 1 ст. 54.3, ч. 7 ст. 54.4 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 октября 2021 г. N 44-4562/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.10.2021