Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный государственный инспектор отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Джанкойская центральная районная больница" (далее - Заказчик) - Демура А. (по доверенности);
- ООО "Инкор" (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Приобретение изделий медицинского назначения для нужд ГБУЗ РК "Джанкойская ЦРБ"" (извещение N0375200016121000100) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласилась с доводами Заявителя и сообщила, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Заявителя Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Как следует из пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с разделом IV. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ) документации о закупке по позиции 3 "Шприц общего назначения" (КТРУ 32.50.13.110-00004563) установлено требование к номинальной вместимости 4 мл. В обосновании внесения дополнительных характеристик термин указано, что "номинальная вместимость" использован в соответствии с ГОСТ Р ИСО 7886-1-2011 (п.3.1). Характеристика "номинальная вместимость" установлена в целях обеспечения ЛПУ шприцами разных объемов для наиболее точного дозирования лекарственных средств при оказании медицинской помощи, при этом имеющийся в КТРУ диапазон > 3 и < 5 мл не отвечает потребности заказчика в определенном номинальном объеме шприца и применение характеристики "номинальная вместимость" исключает вероятность поставки товара, не соответствующего потребности Заказчика".
По позиции 6 "Шприц общего назначения" (КТРУ 32.50.13.110-00004563) установлено требование к номинальной вместимости 19 мл. В обосновании внесения дополнительных характеристик термин указано, термин "номинальная вместимость" использован в соответствии с ГОСТ Р ИСО 7886-1-2011 (п.3.1). Характеристика "номинальная вместимость" установлена в целях обеспечения ЛПУ шприцами разных объемов для наиболее точного дозирования лекарственных средств при оказании медицинской помощи. При этом имеющийся в КТРУ диапазон > 10 и < 20 мл является слишком широким и применение характеристики "номинальная вместимость" исключает вероятность поставки товара, не соответствующего потребности Заказчика.
В жалобе заявитель указывает следующее: "Указанные требования заказчика, позволяют поставить товары, ТОЛЬКО одного производителя, а именно: ООО "МПК "Елец".
Кроме того, данные товары отсутствуют в свободной продаже, иные производители не выпускают шприцы с указанными значениями номинальной вместимости. Шприцы номинальной вместимости 4 и 19 мл изготовляются ООО "МПК "Елец" для участия в аукционах и ограничения конкуренции иных участников. Указанным заводом получены сертификаты формы СТ-1 на несколько подконтрольных заводу организаций для участия в аукционе несколькими фирмами по правилу "третий лишний".
В дополнение прикладываем, сертификат формы СТ-1 ООО "МПК "Елец" в котором отсутствуют позиции 4 и 19 мл, так как по имеющейся у нас информации эти позиции являются закрытыми к продаже (эксклюзивными) и выпущены специально для таких аукционов. Однако в регистрационном удостоверении того же завода позиции 4 и 19 мл присутствуют.
Завод изготовитель ООО "МПК "Елец" выдает сертификата формы СТ-1 исключительно под конкретные объявленные для них закупки, что только можно подтвердить ответом специалиста на устный запрос ООО "МПК "Елец". При просьбе сообщить данную информацию письменно, получали отказ, с пояснением того, что данная информация не подлежит всеобщему распространению.
Указанные доводы подтверждаются решением Ингушского УФАС России о раскрытом картельном сговоре на торгах ООО "МЕДСПБ", ООО "Оптомед", ООО "Прайм", двух индивидуальных предпринимателей, а также координатора действий участников сговора ООО "МПК "Елец", нарушившими Закон о защите конкуренции".
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснила, что по указанным позициям Технического задания может быть предложен к поставке товар производителей ООО "ПРЕМЬЕР-МЕД", ООО "МПК Елец", "Бектон Дикинсон С.А", "Уси Юйшоу медикал Эплаенсиз Ко.Лтд".
Также согласно пояснениям Заказчика: "Шприц инъекционный однократного применения 3-х компонентный с номинальной вместимостью 4 мл с защитой от УФО соответствует ГОСТ ISO 7886-1-2011 - предназначен для смешивания и точного дозирования требуемого объема светочувствительных медикаментов, проявляющих химическую нестабильность под действием света при проведении широкого спектра клинических задач в соответствии с объемом оказываемой лечебно-профилактическим учреждением помощи. Под воздействием световой энергии может изменяться свойство лечебного препарата: окисляться или наоборот, восстанавливаться, разлагатъся, менять цвет и т. д. (например, МНН -Нитроглицерин, Нимодипин, Железа [III] гидроксид сахарозный комплекс и прочие) Необходимая дозировка лекарственных средств подбирается врачом ЛПУ в зависимости от возраста, пола, веса пациента, а также от нозологии и тяжести течения заболевания.
Согласно Правилам КТРУ, каталог используется заказчиками для описания объектов закупки, который не исключает и не запрещает использовать дополнительные характеристики, значимые для Заказчика, а именно: использование светозащитных шприцев для обеспечения защиты введения светочувствительных препаратов (в том числе МНН -Нитроглицерин, Нимодипин, Железа [ III] гидроксид сахарозный комплекс, цитостатики и др.)
Шприц инъекционный однкратн. прим. трехд. стерил. с иглами инъекционными однокр. прнм.вмести.м.19 ml "Луер-Лок" с иглами
У шприца номинальной вместимостью 19 мл имеется градуировка в 1 мл и медицинский персонал имеет возможность подобрать необходимую дозировку лекарственного средства с помощью деления шкалы в 1 мл, например, объемы 11 мл., 12 мл, 13 мл., 14 мл., 15 мл, 16 мл., 17 мл., 18 мл., 19 мл., в то время как у шприца номинальным объемом в 20 мл объемы дозировки составят, например, 12 мл., 14 мл., 16 мл., 18 мл., 20 мл, то есть менее точные в связи с делением шкалы в 2 мл.
С помощью шприца номинальной вместимости 19 мл с градуировкой в 1 мл снижается риск ошибок медицинского персонала при введении лекарственных препаратов, требующих особо точных дозировок.
К примеру Лидокаин, который при необходимости вводится пациенту в дозе 19 мл. с целью местной и регионарной анестезии, проводниковой анестезии в случаях больших и малых вмешательствах - точный режим дозирования подбирается врачом в зависимости от состояния и реакции пациента, места введения, объема оперативного вмешательства (при применении в качестве анестетика). Объем раствора, подлежащий введению, зависит от размера анестезируемого участка. Если есть потребность во введении большего объема с низкой концентрацией, то стандартный pаствор разводят физиологическим солевым раствором (0.9% раствор натрия хлорида). Разведение осуществляют непосредственно перед введением.
Инфильтрационная анестезия
Дозы, рекомендуемые для взрослых;
10 мг/мл
Большие вмешательства 10-20 мл (100-200 мг)
Проводниковая анестезия 3-20 мл (30-200 мг)
Необходимая дозировка лекарственных средств подбирается врачом ЛПУ с учетом возраста, пола, веса пациента, а также от нозологии и тяжести течения заболевания.
Дополнительно можем пояснить про шприц 19 мл. В соответствии с пунктом 9 ГОСТ Р ИСО 7886-1-2011 установлены следующие требования к делениям шкалы шприцев:
для шприцев номинальной вместимостью 20 > V < 30 мл (в данную группу входит шприц 20 мл.) деление шкалы должно составлять 2 мл;
Таким образом, в соответствии с ГОСТ Р ИСО 7886-1-2011, шприц 19 мл является шприцем с максимальной номинальной вместительным, у которого точность градуировки составляет 1 мл, а начиная с 20 мл шприцы имеют шкалу с градуировкой 2 мл (что существенно снижает точность дозирования лекарственных препаратов). Иными словами, шприцем с номинальной вместимостью 20 мл не возможно точно набрать лекарственное средство в объеме 11 мл, 13 мл, 15 мл, 17 мл, 19 мл, при этом дозировка препаратов "на глаз" в медицине не допустима. Шприц номинальной вместимостью 20 мл позволяет набрать только четные значения от 2 мл до 20 мл, тогда как шприц 19 мл - любое целое значение от 1 мл до 19 мл. Следовательно, установление требования "номинальная вместимость 19 мл" позволяет заказчику получить шприц максимальной номинальной вместимости с шагом дозировки 1 мл".
Комиссия Крымского УФАС России отмечает, что из положений норм статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Таким образом, в зависимости от своих потребностей, Заказчик вправе установить требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и иным характеристикам.
Установив вышеуказанные требования, Заказчик фактически обозначил конкретные характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности.
Из анализа частей 1 и 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы, а также нарушение своих прав и законных интересов, не представил, в связи с чем, доводы жалобы признаются необоснованными.
Довод Заявителя о возможном нарушении антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, вследствие чего выходит за пределы рассмотрения в рамках Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
А.М. Крылова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 6 октября 2021 г. N 082/06/106-1672/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2021