Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ИП Бондарева М.А. (далее - Заявитель) на действия Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, конкурсной комиссией Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению строительного контроля на объекте Заказчика в рамках выполнения работ по капитальному ремонту (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100010821000027) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего ненадлежащим образом порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Наличие на праве собственности оборудования" (далее - Показатель N 1) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий), а также по показателю "Квалификация трудовых ресурсов" (далее - Показатель N 2) Критерия.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 05.10.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 06.10.2021.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 09.09.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 679 212 рублей;
4) источник финансирования - бюджетные средства, КБК - 31803044250290019243;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 01.10.2021;
6) на участие в Конкурсе подано 13 заявок от участников закупки, допущенные до участия в Конкурсе;
7) дата подачи окончательных предложений - 05.10.2021;
8) дата рассмотрения вторых частей заявок - 06.10.2021;
9) по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе принято решение о признании 7 заявок соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе;
10) победителем Конкурса признано ООО "Стройтехконтроль" с предложением о цене контракта в размере 1 500 000 рублей.
1.1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки Конкурсной документации по Показателю N 2 Критерия, поскольку Заказчиком неправомерно установлено в Конкурсной документации положение порядка оценки заявок на участие в Конкурсе о минимальном необходимом количестве специалистов для получения баллов по Показателю N 2 Критерия, сведения о которых включены в Национальный реестр специалистов в области строительства (далее - Специалисты), в количестве 6 человек.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) цена контракта - значимость критерия 60 %;
2) Критерий - значимость критерия 40 %.
В рамках Критерия предусмотрены Показатели N 1, 2, а также показатель "Опыт участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 3).
Пунктом 2.2 порядка оценки заявок на участие в закупке Конкурсной документации по Показателю N 2 Критерия предусмотрен следующий порядок оценки: "Участником закупки предоставляются сведения (в свободной форме) о количестве квалифицированного персонала необходимого для оказания услуг по предмету конкурса, представленной в составе документации, и подтверждаются копиями соответствующих сертификатов, дипломов, аттестатов, удостоверений и т. п., подтверждающих сведения о количестве персонала, документов об образовании и квалификации специалистов, а также копиями трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера".
При этом по Показателю N 2 Критерия установлена следующая шкала присвоения баллов: "0 - 5 человек - 0 баллов; 6 - 10 человек - 25 баллов; 11 - 15 человек - 50 баллов; 16 - 20 человек - 75 баллов; 21 человек и более - 100 баллов".
Частью 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено требование к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 ГрК РФ (далее также - специалисты), - не менее чем два специалиста по месту основной работы.
Таким образом, частью 6 статьи 55.5 ГрК РФ установлено требование к минимальному количеству специалистов членов саморегулируемых организаций, необходимых для выполнения соответствующих работ.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что порядок оценки заявок участников Конкурса по Показателю N 2 Критерия установлен в Конкурсной документации в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, а также соответствует специфике услуг, оказываемых в рамках исполнения государственного контракта, заключаемого по результатам проведения Конкурса.
Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
1.2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки участников закупки по Показателю N 1 Критерия, поскольку оценке подлежат научно-технические ресурсы, а именно лаборатории, находящиеся исключительно в собственности у участника закупки.
Пунктом 2.3 порядка оценки заявок на участие в закупке Конкурсной документации по Показателю N 1 Критерия установлен следующий порядок оценки: "оценивается количество у участника закупки собственных испытательных лабораторий, аттестованных в соответствии с требованиями ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2019".
При этом по Показателю N 1 Критерия установлена следующая шкала присвоения баллов: "Отсутствует - 0 баллов; 1 штука - 30 баллов; 2 штуки - 60 баллов; 3 штуки и более - 100 баллов".
Согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" подрядчик вправе при осуществлении входного контроля провести в установленном порядке измерения и испытания соответствующей продукции своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации.
Комиссия, изучив указанный порядок оценки, приходит к выводу, что в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по Показателю N 1 Критерия, поскольку оценке подлежат исключительно лаборатории, находящиеся в собственности у участника закупки, что исключает возможность оценки сведений о наличии лабораторий, используемых участниками закупки на основании заключаемых договоров аренды, а также указанный порядок оценки не позволяет выявить лучшее предложение в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между присваиваемыми баллами и представляемыми участниками закупки сведениями, что не соответствует Правилам.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю N 1 Критерия, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно порядку оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю N 3 Критерия предусмотрен следующий порядок оценки: "Оценка по данному показателю осуществляется исходя из предоставленной участником закупки информации о выполненных контрактах (договорах) исполненных без взыскания с исполнителя неустойки (штрафов, пени), в том числе находящихся на исполнении, в качестве исполнителя работ по проведению строительного контроля и (или) оказания услуг технического заказчика. Контракты (договоры) должны быть заключены в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
При этом по Показателю N 2 Критерия установлена следующая шкала присвоения баллов: "отсутствуют - 0 баллов; 0 - 10 штук - 30 баллов; 11 - 30 штук - 60 баллов; 30 штук и более 100 баллов".
Комиссия, изучив указанный порядок оценки, приходит к выводу, что в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по Показателю N 3 Критерия, поскольку указанный порядок оценки не позволяет выявить лучшее предложение в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между присваиваемыми баллами и представляемыми участниками закупки сведениями, что не соответствует Правилам.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю N 3 Критерия, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактный системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно части 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 ГрК РФ.
Частью 1 статьи 53 ГрК РФ установлено, что строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Согласно пункту 22 статьи 1 ГрК РФ функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 ГрК РФ.
Таким образом, из совокупности указанных норм следует, что при выполнении функций строительного контроля участник закупки в силу требований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должен являться членом саморегулируемой организации (далее - СРО) в области строительства, что подтверждается требованиями ГрК РФ.
Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 07.10.2021 N ППИ1 (далее - Протокол) заявки участников закупки с идентификационными номерами "1", "3", "5", "7", "12", "14" признаны не соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе, а также заявки участников закупки с идентификационными номерами "2", "6", "8", "9", "10", "11", "13" признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что строительный контроль осуществляется на объекте: "Капитальный ремонт холла 1 этажа, лифтового холла 2 этажа здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Житная, д. 14, стр. 1" (далее - Объект). При этом цена заключенного государственного контракта на выполнение работ по Объекту составляет 176 660 604 рубля.
Согласно пункту 12 информационной карты Конкурсной документации участник Конкурса должен быть членом СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, имеющей компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, а также возмещения вреда.
В соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Вместе с тем в Конкурсной документации не установлено требование к участникам закупки о наличии уровня ответственности членов саморегулируемой организации, соответствующего объекту, в отношении которого осуществляется строительный контроль.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего требование к участникам закупки о наличии членства в СРО, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом на заседании Комиссии установлено, что ненадлежащее установление требований к участникам закупки в отношении СРО повлекло ненадлежащее рассмотрение заявок участников закупки.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии, ненадлежащим образом рассмотревшей заявки участников закупки, нарушают часть 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Бондарева М.А. обоснованной в пункте 1 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 06.10.2021 N 28/06/105-838/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 октября 2021 г. N 28/06/105-838/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2021