Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ИП Меньшикова Р.А. (далее - Заявитель) на действия Администрация Копейского городского округа Челябинской области (далее - Заказчик), МУ Копейского городского округа "Управление строительства" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, конкурсной комиссией МУ Копейского городского округа "Управление строительства" (далее - Конкурсная комиссия), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Детский сад на 220 мест по ул. Грибоедова, 15 в г. Копейске Челябинской области, в том числе проектно-изыскательские работы" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0369300372021000008) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа ненадлежащим образом установивших порядок оценки заявок участников закупки по показателю "опыт участника открытого конкурса в электронной форме по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель) критерия "Квалификация участника открытого конкурса в электронной форме, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий), поскольку оценке подлежат контракты (договоры), предметом которых является исключительно выполнение работ по строительству объектов капитального строительства.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 13.09.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 167 645 933 рубля;
4) источник финансирования - средства бюджетных учреждений, КБК - 2110701021P204150414, 2110701021P2S4150414;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 05.10.2021;
6) в соответствии с частью 16 статьи 54.4 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в закупке не подано ни одной заявки от участников закупки на участие в Конкурсе.
1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа ненадлежащим образом установивших порядок оценки заявок участников закупки по Показателю Критерия, поскольку оценке подлежат контракты (договоры), предметом которых является исключительно выполнение работ по строительству объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно порядку оценки Конкурсной документации по Показателю Критерия предусмотрен следующий порядок оценки: "в рамках данного показателя анализируется информация об опыте участника открытого конкурса в электронной форме по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема* за период не ранее 3 (трех) лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, путем проведения анализа данных, представленных участником открытого конкурса в электронной форме в виде заполненной для наглядности таблицы N 1 "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
Подтверждающими документами являются копии исполненных договоров (контрактов) на выполнение работ по строительству объектов капитального строительства с приложением актов сдачи-приемки работ, разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта - в составе заявки на участие в открытом конкурсе.
*Успешно выполненной работой сопоставимого характера и объема считается работа по выполнению работ по строительству объектов капитального строительства. При этом такие работы должны быть исполнены не ранее, чем за три года до даты подачи заявки на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме, стоимость каждого ранее исполненного договора (контракта) по выполнению работ должна составлять не менее 80 % начальной (максимальной) цены контракта настоящего открытого конкурса в электронной форме, т.е. не менее 134 116 746, 40 рублей".
Учитывая, что Правилами не предусмотрено право заказчика устанавливать характеристики контрактов, виды которых предусмотрены пунктом 27 (3) Правил, Комиссия приходит к выводу, что положение порядка оценки Конкурсной документации по Показателю Критерия в части установления требования к минимальной стоимости контрактов (договоров), подлежащих оценке по Показателю Критерия, не соответствует положениям пункта 27 (3) Правил, а также Закона о контрактной системе.
В соответствии с положениями Конкурсной документации по Показателю Критерия оценке подлежат контракты (договоры), исполненные за 3 года до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе.
Комиссия, изучив указанный порядок оценки по Показателю Критерия приходит к выводу о том, что вышеуказанное положение порядка оценки Конкурсной документации, приводит к ограничению количества участников в данной процедуре, имеющих исполненные контракты (договоры) ранее указанного срока (например, за 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе).
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Конкурсной документации ненадлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю Критерия, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Решением Комиссии ФАС России от 07.10.2021 по делу N 28/06/105-871/2021 (далее - Решение) в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено:
- нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом порядка оценки Конкурсной документации, в части наличия требования к минимальной стоимости, а также требования к дате исполнения (за последние 3 года до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе) контрактов (договоров), предоставляемых к оценке по Показателю Критерия. Кроме того, Заказчиком неправомерно установлено положение порядка оценки заявок участников закупки на участие в Конкурсе о том, что оценке по Показателю Критерия подлежат контракты (договоры), предметом которых является исключительно выполнение работ по строительству;
- нарушение пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в не размещении Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС проектной документации в полном объеме;
- нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом требования о наличии у участников Конкурса членства в саморегулируемой организации.
На основании Решения выдано предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в Конкурсную документацию.
Срок исполнения предписания - 27.10.2021.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Меньшикова А.Р. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пунктов 1, 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 07.10.2021 по делу N 28/06/105-871/2021, по данному решению предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 07.10.2021 по делу N 28/06/105-871/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 октября 2021 г. N 28/06/105-880/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2021