Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа
Дубовкиной Е.С.,
членов Комиссии:
начальника отдела проверок N 1 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа
Крюковой Е.Л.,
начальника отдела нормотворчества Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа
Асадовой Ж.Ш.,
главного государственного инспектора отдела рассмотрения жалоб N 4 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Матвеевой А.А.,
главного государственного инспектора отдела рассмотрения жалоб N 3 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Янтуриной Л.К.
при участии посредством системы видео-конференц-связи представителей ФГУП "Росморпорт" Болдоревой А.С., Коровина С.С., Соколова Д.А., представителей ЗАО "Нефтефлот" Смирновой И.П., Прудыуса В.Н.,Фофанова С.В., представители АО "Сбербанк-АСТ" на заседание Комиссии не явились, о дате и времени рассмотрения обращения посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение, направленное ФГУП "Росморпорт" (далее - Заказчик), о включении сведений в отношении ЗАО "Нефтефлот" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Обращение) (далее - Реестр), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) сведения в отношении ЗАО "Нефтефлот" для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта уклонения от заключения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 05.08.2021 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения государственного контракта на строительство ледокола мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker7 для морских портов Северо-Западного (Балтийского) бассейна (номер извещения в ЕИС - 0573100002021000011) (далее - Запрос предложений).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 502 621 100 рублей.
В соответствии с итоговым протоколом Запроса предложений в электронной форме от 23.08.2021 N ИЗП1 (далее - Протокол подведения итогов) победителем Запроса предложений признан участник
ЗАО "Нефтефлот".
Частью 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено,что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта,не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
Частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено,что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 12 статьи 82.1,части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 статьи 83.2
Закона о контрактной системе), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе,а также включения представленной в соответствии с Законом о контрактной системе информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Законом о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Согласно сведениям ЕИС Заказчиком 23.08.2021 размещен Протокол подведения итогов, согласно которому Запрос предложений признан несостоявшимся на основании части 26 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, победителем признано ЗАО "Нефтефлот".
В связи с вышеизложенными положениями Закона о контрактной системе контракт может быть заключен только после предоставления
ЗАО "Нефтефлот" обеспечения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 71, частью 26 статьи 83.1 Закона о контрактной системе Заказчик обратился в ФАС России за согласованием заключения государственного контракта с единственным исполнителем.
Руководствуясь частью 27 статьи 83.1, пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, пунктом 12 Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 961 (ред. от 30.06.2021) "Об установлении предельного размера (предельных размеров) начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурса, аукциона или запроса предложений несостоявшимися осуществляется по согласованию с контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об утверждении Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Комиссия ФАС России приняла решение от 30.08.2021 по делу N21/44/93/150 о возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком -ЗАО "Нефтефлот".
Заказчиком 31.08.2021 получено согласование ФАС России о заключении государственного контракта с единственным поставщиком, 15.09.2021 размещен проект государственного контракта в ЕИС, а также на сайте АО "Сбербанк-АСТ".
В соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается после предоставления участником закупки,с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Документацией о Запросе предложений установлен размер обеспечения исполнения контакта в размере 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 2 205 550 431 рубль.
ИЧастью 13 статьи 83.2 установлено, что победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона о контрактной системе) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 83.2, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе. При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Таким образом, регламентированным сроком подписания проекта государственного контракта ЗАО "Нефтефлот" с предоставлением обеспечения исполнения государственного контракта или направления протокола разногласий является 20.09.2021.
Частью 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено,что в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Из Обращения следует, что ЗАО "Нефтефлот" направил 20.09.2021 протокол разногласий, содержащий информацию о корректировке срока подписания актов выполненных работ. Заказчиком на сайте
АО "Сбербанк-АСТ" 23.09.2021 размещен доработанный проект государственного контракта.
Учитывая изложенное, регламентированным сроком подписания
ЗАО "Нефтефлот" проекта государственного контракта с предоставлением подтверждения наличия обеспечения исполнения государственного контракта является 23.09.2021.
В регламентированный срок ЗАО "Нефтефлот" подписало проект государственного контракта, вместе с тем обеспечение исполнения государственного контракта не представлено, в связи с чем Заказчиком 29.09.2021 размещен в ЕИС протокол о признании участника уклонившимся от заключения государственного контракта от 29.09.2021 N ППУ1.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Представители ЗАО "Нефтефлот" на заседании Комиссии пояснили,что с момента признания ЗАО "Нефтефлот" победителем в Запросе предложений предпринимались действия по получению банковской гарантии с целью ее предоставления при подписании государственного контракта.
В частности, ЗАО "Нефтефлот" направляло заявки о выдаче банковской гарантии в АО КБ "Солидарность", АКБ "БЭНК ОФ ЧАЙНА", ООО "Чайна Констракшн Банк" (далее - Банки).
В связи с получением предварительного согласия на получение банковской гарантии от ПАО "Сбербанк" ЗАО "Нефтефлот" ведение переговоров с иными Банкам по вопросу получения банковской гарантии прекратило. В последний день срока, установленного ПАО "Сбербанк" и ЗАО "Нефтефлот" для выдачи банковской гарантии, ПАО "Сбербанк" отказано в предоставлении банковской гарантии. При этом представитель
ЗАО "Нефтефлот" пояснил, что обращение в иные банки не представлялось возможным ввиду истечения срока представления банковской гарантии.
Таким образом, учитывая, что ЗАО "Нефтефлот" предпринимались меры для надлежащего заключения государственного контракта, а также принимая во внимание письмо ПАО "Сбербанк" о невозможности выдачи банковской гарантии без совершения ЗАО "Нефтефлот" необходимых действий для получения банковской гарантии, в действиях ЗАО "Нефтефлот" отсутствуют признаки недобросовестного поведения.
Дополнительно Комиссией установлено, что в реестре контрактов, заключённых Заказчиком, содержится информация об успешном опыте исполнения ЗАО "Нефтефлот" государственных контрактов.
Учитывая, что ЗАО "Нефтефлот" подписан проект государственного контракта в регламентированный Законом о контрактной системе срок, а также предпринимались действия по получению банковской гарантии, Комиссия приходит к выводу, что в действиях ЗАО "Нефтефлот" не усматриваются признаки недобросовестности при заключении государственного контакта.
На основании изложенного сведения в отношении ЗАО "Нефтефлот" не подлежат включению в Реестр.
Комиссия, руководствуясь статьей 83.2, частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении
ЗАО "Нефтефлот" (443042, г. Самара, ул. Белорусская, д. 132,ИНН: 6314010931, генеральный директор - Прудыус В.Н.,ИНН: 761001390264), в Реестр не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течении трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ведущий заседание Комиссии: Е.С. Дубовкина
Члены Комиссии: Е.Л. Крюкова
Ж.Ш. Асадова
А.А. Матвеева
Л.К. Янтурина
Исп. Зюзина А.О., Тел. 8 (499) 755-23-23 (088-869)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 октября 2021 г. N 21/44/104/465
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2021