Резолютивная часть решения оглашена 07.10.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 12.10.2021.
На основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Липецкого УФАС России от 10.09.2021 N 566 (в редакции приказа N 588 от 23.09.2021) Комиссией Липецкого УФАС России,
проведена проверка в отношении муниципального учреждения "Управление главного смотрителя г. Липецка" (далее - заказчик) на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог: улица Космонавтов (от площади Космонавтов до площади Авиаторов), площадь Космонавтов в г. Липецке (реестровый номер 0346300040719000014) (далее - электронный аукцион).
Проверка начата 10.09.2021, окончена 07.10.2021.
Место проведения проверки: г. Липецк, пл. Плеханова, д.1.
Проверкой установлено, что на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее-ЕИС) заказчиком размещены документация об электронном аукционе и извещение о его проведении.
Начальная (максимальная) цена контракта - 288 572 035,20 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок - 27.03.2019 в 16:43 час.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 22.04.2019 в 08:00 час.
Дата проведения аукциона - 29.04.2019.
Статьей 65 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть. Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, не менее чем семь дней.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, заказчиком вносились изменения в документацию об электронном аукционе, которые размещены в ЕИС 04.04.2019.
Так, заказчик изменил, в частности:
- приложение N8, содержащее требования к материалам, используемым при выполнении работ, и сведения о которых подлежат указанию в первой части заявки на участие в электронном аукционе;
- инструкцию по заполнению заявки, которая содержит правила описания товаров при заполнении первой части заявки;
- включил дополнительные требования к участникам закупки в связи с тем, что на момент размещения изменений вступили в силу изменения в постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N99, устанавливающие обязательные к применению дополнительные требования к участникам рассматриваемого электронного аукциона;
- срок подачи заявок.
Данные изменения являются существенными и связаны с заполнением участниками своих заявок.
Изменения внесены заказчиком в срок, предусмотренный Законом о контрактной системе. Заказчиком продлен срок подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, позволяющий подготовить заявку на участие в электронном аукционе в сроки, предусмотренные законом.
Заказчик в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе разместил в ЕИС файл с указанными изменениями, позволяющими определить, какие именно изменения были внесены заказчиком в аукционную документацию.
Корректировка заказчиком требований к используемым при выполнении работ товарам, в том числе увеличение таких товаров, является правом заказчика и не свидетельствует о нарушении им требований ст. 65 Закона о контрактной системе.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, заказчику поступило 2 запроса участников о разъяснении положений документации об электронном аукционе:
1. Первые разъяснения положений документации об электронном аукционе размещены в ЕИС 01.04.2019 в 16:51 час.
Во исполнение требований ст. 65 Закона о контрактной системе, в указанных разъяснениях заказчиком приведен текст запроса участника, суть которого о разъяснении требуется ли в составе второй части заявки выписка из СРО и опыт работ.
Заказчиком дан ответ, что документацией об электронном аукционе такие требования не установлены, что соответствовало положениям аукционной документации на момент подготовки ответа.
2. Вторые разъяснения положений документации об электронном аукционе размещены в ЕИС 19.04.2019 в 16:21 час.
Во исполнение требований ст. 65 Закона о контрактной системе, в указанных разъяснениях заказчиком приведен текст запроса участника:
- о разъяснении установленных заказчиком дополнительных требований к участникам (заказчик обосновал необходимость их установления при внесении изменений в документацию),
- о наличии противоречий требований Заказчика, ГОСТов и инструкции при описании объекта закупки, не позволяющих подготовить заявку (заказчиком разъяснено, что при заполнении заявки участник должен руководствоваться требованиями инструкции по заполнению. Заказчик вправе устанавливать требования к максимальным и минимальным значениям показателей в соответствии со своими потребностями. ГОСТ устанавливает диапазоны возможных значений показатель, по которым определяется соответствие товара требованиям ГОСТ).
Предоставленные заказчиком разъяснения не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Исходя из сведений ЕИС, 25.04.2019 в адрес ФАС России поступила жалоба ООО "Инфинити-Групп" на действия оператора электронной площадки при проведении электронного аукциона. В данной жалобе указано, что оператор электронной площадки неправомерно возвратил заявку заявителя поданную на участие электронном аукционе. 29.04.2019 ФАС России признала жалобу необоснованной.
В Липецкое УФАС России на действия заказчика при проведении рассматриваемого электронного аукциона 07.05.2019 поступила жалоба ООО "Инфинити Групп" на действия аукционной комиссии при отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе.
Вместе с тем, 15.05.2019, данная жалоба была отозвана заявителем. Оснований для проведения внеплановой проверки не было в связи со следующим.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 26.04.2019 ООО "Инфинити Групп" (заявка с идентификационным номером 25) отказано в допуске к участию в электронном аукционе по причине:
"Заявка N25 не соответствует приложению N8 "Описание объекта закупки" к техническому заданию аукционной документации и приложению N2 к разделу 9 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе. А именно: Щебень из природного камня для строительных работ по ГОСТ 8267-93. Участник указал "Фракция св. 10 до 20 мм". Необходимо было указать: неизменный показатель "Фракция 8-25 мм" в соответствии с инструкцией по заполнению заявки.".
В пункте 10 приложения 8 "Описание объекта закупки" указано: Щебень из природного камня для строительных работ по ГОСТ 8267-93. Порода щебня: должен быть из осадочных пород; метаморфических пород; эффузивных пород. Фракция 8-25 мм. Марка щебня по истираемости не ниже И3. Морозостойкость от F50. Марка по дробимости не ниже М400. Группа щебня по содержанию зерен пластинчатой и игловатой формы не ниже 3. Класс материала по удельной эффективности естественных радионуклидов: должен быть не опасней второго.
Согласно инструкции по заполнению заявки, слова, термины, символы и знаки, не перечисленные в настоящей инструкции, а также значения показателей сопровождающиеся не перечисленными в настоящей инструкции терминами, символами и знаками, а также показатели фракции должны быть в неизменном виде приведены в заявке участником.
С учетом изложенного, предложенный участником показатель "Фракция св. 10 до 20 мм" не соответствует требованиям документации и аукционная комиссия заказчика правомерно отказала ему в допуске к участию в электронном аукционе.
На основании информации, поступившей из прокураторы Советского района г. Липецка, Липецким УФАС России проведена внеплановая проверка действий заказчика при проведении электронного аукциона.
23.09.2020 Комиссией Липецкого УФАС России принято решение N048/06/99-942/2020, согласно которому в действиях аукционной комиссии установлены нарушения ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие от 26.04.2019 до участия в электронном аукционе допущены участники, подавшие заявку с идентификационным номером 195 (ООО "ДОРОЖНИК"), заявку с идентификационным номером 247 (ООО ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ "РУСЛАН-1").
Отказано в допуске к участию в электронном аукционе следующим участникам:
- идентификационный номер заявки 3 (ООО "СТРОЙОТДЕЛ") по причине: по позиции N7 Горячая плотная асфальтобетонная смесь. В заявке Участника указано: "Горячая плотная асфальтобетонная смесь соответствует ГОСТ 9128-2013. представляет собой рационально подобранную смесь песка из отсевов дробления с минеральным порошком, битума (марка битума: БНД 60/90), взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии. Битум с адгезионной добавкой для приготовления асфальтобетонных смесей. Марка: не ниже II. Температура смеси при отгрузке подрядчику, составляет 145 _ 154 оС . Марка прочности песка: 800". Необходимо было выбрать конкретный показатель товара и указать "Марка: II". По позиции N8 Горячая плотная асфальтобетонная смесь. В заявке Участника указано: "Горячая плотная асфальтобетонная смесь соответствует ГОСТ 9128-2013. Представляет собой рационально подобранную смесь щебня и песка с минеральным порошком, битума (марка битума: БНД 60/90), взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии. Битум с адгезионной добавкой для приготовления асфальтобетонных смесей. Содержание в смеси щебня 41% _ 50%. Марка: II. Температура смеси при отгрузке подрядчику, составляет 145_ 154оС. В смеси применен щебень из изверженных горных пород с маркой по дробимости 800. Марка щебня по истираемости И3. Марка щебня по морозостойкости F100. Песок в смеси: из отсевов дробления. Марка прочности песка: 800". Показатель марки по дробимости для указанной смеси с применением щебня из изверженных горных пород должен быть не ниже 1000. Необходимо было выбрать конкретный показатель товара и указать. "В смеси применен щебень из изверженных горных пород с маркой по дробимости 1000";
- идентификационный номер заявки 25 (ООО "ИНФИНИТИ ГРУПП") по причине: Щебень из природного камня для строительных работ по ГОСТ 8267-93. Участник указал "Фракция св. 10 до 20 мм". Необходимо было указать: неизменный показатель "Фракция 8-25 мм" в соответствии с инструкцией по заполнению заявки;
- идентификационный номер заявки 215 (муниципальное бюджетное учреждение "Управление благоустройства г. Липецка") по причине: по позиции N6. Георешетка. В заявке Участника указано: "Плотность: 300 г/м2 для ССНП 50/50-40 и 500 г/м2 для ССНП 100/100-40". Необходимо было указать: конкретное значение для ССНП 50/50-40 плотность более 300 г/м2 (например, 301 г/м2);
- идентификационный номер заявки 66 (Открытое акционерное общество "Дорожно-строительное управление N1, г.Рогачев") по причине: по позиции N6. Георешетка. В заявке Участника указано: "Плотность 500 г/м2 для ССНП 100/100-40 и 300 г/м2 для ССНП 50/50-40". Необходимо было указать: значение для ССНП 50/50-40 плотность более 300 г/м2 (например, 301 г/м2).
Отказы в допуске к участию в электронном аукционе произведены аукционной комиссией в соответствии с документацией об электронном аукционе.
Основаниями для отклонения заявок участников послужили характеристики, не содержащиеся в запросах о разъяснении положений аукционной документации, либо в которых разъяснения не были учтены. Так, по вопросу об указании фракции щебня заказчиком был предоставлен ответ: "При заполнении заявки участник должен руководствоваться требованиями инструкции по заполнению в части указания значений, относящихся к фракции щебня". Все заявки участников электронного аукциона (кроме одной) содержали данную характеристику в соответствии с требованиями аукционной документации.
Вместе с тем, решением N048/06/99-942/2020 установлено, что участником - ООО ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ "РУСЛАН-1" в заявке с идентификационным номером 247 не представлены отдельные показатели, требование о предоставлении которых было установлено в аукционной документации.
Так, в приложении N8 к Техническому заданию "Описание объекта закупки" установлены в том числе следующие требования к используемым при выполнении работ товарам:
3. Щебень из шлака должен соответствовать ГОСТ 3344-83. Щебень должен быть из шлаков чёрной металлургии; цветной металлургии; фосфорных шлаков. Фракция щебня, мм: от 5 до 10. Группа щебня: кубовидная, улучшенная. Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы, % по массе должно быть не более 25*. Марка щебня по прочности должна быть от 600. Марка применяемого щебня по показателю морозостойкости должна быть более F50. Содержание глины в комках в щебне не должно быть более 0,25%* по массе. Щебень не должен содержать посторонних засоряющих примесей. Содержание слабых зерён, % не более 10*.
4. Щебень из шлака должен соответствовать ГОСТ 3344-83. Щебень должен быть из шлаков чёрной металлургии; цветной металлургии; фосфорных шлаков. Фракция щебня, мм: св. 10 до 20. Группа щебня: кубовидная, улучшенная. Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы, % по массе должно быть не более 25*. Марка щебня по прочности должна быть от 600. Марка применяемого щебня по показателю морозостойкости должна быть более F50. Содержание глины в комках в щебне: не должно быть более 0,25%* по массе. Щебень не должен содержать посторонних засоряющих примесей. Содержание слабых зерён, %: не более 10*.
5. Щебень из шлака должен соответствовать ГОСТ 3344-83. Щебень должен быть из шлаков чёрной металлургии; цветной металлургии; фосфорных шлаков. Фракция щебня, мм: св. 40 до 70. Группа щебня: кубовидная, улучшенная. Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы, % по массе должно быть не более 25*. Марка щебня по прочности должна быть от 600. Марка применяемого щебня по показателю морозостойкости должна быть более F50. Содержание глины в комках в щебне: не должно быть более 0,25%* по массе. Щебень не должен содержать посторонних засоряющих примесей. Содержание слабых зерён, %: не более 10*.
Согласно инструкции по заполнению заявок, если в документации об аукционе значение или значения показателя сопровождается знаками ";", "\", "-" участником закупки должен быть предложен товар с одним конкретным показателем, соответствующим заявленным требованиям, но без сопровождения знаками ";", "\", "-", при этом крайние значения указанного диапазона через знак "-", могут считаться соответствующими требованиям Заказчика.
Однако в заявке с идентификационным номером 247 участником не представлено сведений о том, из каких шлаков будет применяться щебень - из шлаков чёрной металлургии; цветной металлургии; фосфорных шлаков:
3 |
Щебень из шлака по ГОСТ 3344-83. Фракция щебня, мм: от 5 до 10. Группа щебня: улучшенная. Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы, % по массе не более 25*. Марка по прочности 800. Марка по морозостойкости: F100. Содержание глины в комках в щебне из шлаков не более 0,25%* по массе. Щебень не содержит посторонних засоряющих примесей. Содержание слабых зерен,% не более 10*. |
4 |
Щебень из шлака по ГОСТ 3344-83. Фракция щебня, мм: св. 10 до 20. Группа щебня: улучшенная. Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы, % по массе не более 25*. Марка по прочности 800. Марка по морозостойкости: F100. Содержание глины в комках в щебне из шлаков не более 0,25%* по массе. Щебень не содержит посторонних засоряющих примесей. Содержание слабых зерен,% не более 10*. |
5 |
Щебень из шлака по ГОСТ 3344-83. Фракция щебня, мм: св. 40 до 70. Группа щебня: улучшенная. Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы, % по массе не более 25*. Марка по прочности 800. Марка по морозостойкости: F100. Содержание глины в комках в щебне из шлаков не более 0,25%* по массе. Щебень не содержит посторонних засоряющих примесей. Содержание слабых зерен,% не более 10*. |
С учетом изложенного, допуск участника, подавшего заявку с идентификационным номером 247, к участию в электронном аукционе осуществлен аукционной комиссией муниципального учреждения "Управление главного смотрителя г. Липецка" в нарушение ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, 29.04.2019 оператором электронной площадки проведен электронный аукцион.
30.04.2019 аукционной комиссией заказчика принят протокол подведения итогов электронного аукциона.
Аукционной комиссией рассматривалась вторая часть заявки единственного участника электронного аукциона - ООО ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ "РУСЛАН-1", которая признана соответствующей требованиям документации.
Относительно вопросов о наличии нарушений Закона о защите конкуренции, Комиссия Липецкого УФАС России полагает необходимым отметить следующее.
Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе, с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Таким образом, организационные и правовые основы защиты конкуренции регулируются названным выше Законом.
В случае поступления в антимонопольный орган заявлений и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях каких-либо субъектов, антимонопольный орган может признать нарушения обозначенного законодательства исключительно на основании решения, принятого комиссией по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Порядок рассмотрения заявлений, поданных в антимонопольный орган о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также порядок возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства установлен главой 9 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, в рамках проведения настоящей внеплановой проверки Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области, осуществляющая свои полномочия в рамках норм Закона о контрактной системе, не вправе давать оценку указанным действиям заказчика на предмет наличия нарушений Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. По итогам проведенной внеплановой проверки нарушений в действиях муниципального учреждения "Управление главного смотрителя г. Липецка" при осуществлении закупки на ремонт автомобильных дорог: улица Космонавтов (от площади Космонавтов до площади Авиаторов), площадь Космонавтов в г. Липецке (реестровый номер 0346300040719000014) не установлено.
2. Результаты проведенной внеплановой проверки в отношении муниципального учреждения "Управление главного смотрителя г. Липецка" при осуществлении закупки на ремонт автомобильных дорог: улица Космонавтов (от площади Космонавтов до площади Авиаторов), площадь Космонавтов в г. Липецке (реестровый номер 0346300040719000014), устанавливающие нарушения ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, отражены в решении Комиссии Липецкого УФАС России от 23.09.2020 N 048/06/99-942/2020.
3. В рамках проведения внеплановой проверки вопросы о нарушении заказчиком требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссией Липецкого УФАС России не рассматривались.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 7 октября 2021 г. N 048/06/99-1330/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2021