Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Ю.Р. Дедух,
К.Р. Джаникян,
рассмотрев дело N061/06/64-1636/2021 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении аукциона в электронной форме N 0358200049621000204 "Закупка витаминно-минерального комплекса и смеси сухой белковой композитной для нужд ГБУ РО "ПЦ" в 2022 году" (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) при участии представителя Заявителя по доверенности - Васильевой И.В. (доверенность от 05.10.2021), в отсутствие представителя Заказчика, уведомленного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба ООО "Энзовин Нутришн", в которой обжалуются положения аукционной документации при проведении указанной закупки.
Заказчик в возражениях на жалобу отрицал нарушения Закона при проведении аукциона, просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент), утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее:
Согласно "Извещению о проведении аукциона в электронной форме" N 0358200049621000204:
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 29.09.2021 10:00;
- начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 294 400,00 рублей;
Извещение и документация размещены Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 20.09.2021.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наряду с прочей информацией наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
По пунктам 1, 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Раздел 7 Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание) документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание) содержит следующие характеристики объекта закупки:
N п/п |
Наименование товара |
Требования к качеству, техническим характеристикам продукции, требования к её безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) продукции |
Единица измерения |
Количество |
1.1. |
Витаминно-минеральный комплекс (ВМК) |
Витаминно-минеральный комплекс (ВМК), применяемый в лечебном питании беременных и кормящих женщин. ГОСТ Р-57106-2016 "Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Комплексы витаминно-минеральные в лечебном питании. Технические условия". Срок годности на момент поставки не менее 12 месяцев |
килограмм |
10 |
1.2. |
Смесь сухая белковая композитная
Код КТРУ 10.86.10.910-00000002 |
Смесь белково-композитная сухая (СБКС) предназначена в качестве компонента для приготовления готовых блюд для диетического лечебного питания взрослых. Агломерированная форма: Да Вид применяемого сырья: Белок молока Наличие обогащающих компонентов: Да
Соответствие ГОСТ 33933-2016 "Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия (с Поправкой)".
Соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" и 027/2012 "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания".
Срок годности на момент поставки составляет не менее 8 месяцев |
килограмм |
70 |
Согласно доводу заявителя, закупаемый товар в соответствии с ГОСТ Р 57106-2016, по содержанию кальция, железа, бета-каротина, селена не соответствует требованиям Приказа Минздрава России от 21.06.2021 N395н "об утверждении норм лечебного питания", также в описании ВМК Заказчиком установлены противоречивые требования в отношении объекта закупки.
Комиссия Ростовского УФАС России при принятии решения руководствуется следующим.
Специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, в связи с чем, правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено заказчику.
В соответствии с позицией заказчика, изложенной в отзыве на жалобу следует, что письмом Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт) в адрес Федеральной Антимонопольной Службы от 17.04.2018 N АШ-5713/03 установлено, что "ГОСТ Р 57106-2016 распространяется на витаминноминеральные комплексы (премиксы), предназначенные для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей старше трех лет в составе диет лечебного питания. Набор витаминов и минеральных веществ в составе ВМК и дозы, включенных в него микронутриентов, в ГОСТ Р 57106-2016 установлены по принципу комплементарности с учетом выявленной у населения Российской Федерации недостаточности отдельных витаминов, частоты обнаружения у населения гиповитаминозов и глубины недостаточности обеспеченности каждым витамином. Расчеты конкретного содержания витаминов и минеральных веществ, указанных в таблице 2 пункта 4.2.2 ГОСТ Р 57106-2016, производили, исходя из возрастных норм физиологической потребности (МР 2.3.1.2432-08. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 18 декабря 2008 г.), диапазона, установленного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 июня 2013 г. N 395н "Об утверждении норм лечебного питания", массы порции для детей разного возраста и с учетом реально обнаруживаемых дефицитов витаминов и минеральных веществ у населения в целом, а также универсальности для удобства использования ВМК одного и того же состава, но в разных дозировках, при приготовлении блюд для детей и взрослых" (далее - Приказ N 395н).
Приказ N 395н, указываемый Заказчиком, содержит требования к ВМК с указанием % от физиологической нормы суточного потребления. В соответствии с Приказом N 395н одна порция ВМК должна обеспечивать от 50% до 100% от физиологической нормы суточного потребления витаминов и минералов одним пациентом.
При этом в Приказе N 395н нет указания, что в ВМК должен иметь показатель от 50% до 100% от физиологической нормы суточного потребления каждого конкретного витамина и минерала одним пациентом (про конкретные показатели вообще нет в данном нормативном акте никакого упоминания), а не от 50-100% от физиологических потребностей организма.
Приказом N 395н установлено, что одна порция ВМК должна обеспечивать 50-100 % от физиологической нормы суточного потребления витаминов и минералов. Указанная в приказе количественная норма, является усредненной суточной нормой.
В соответствии с п. 3.1. ГОСТ Р 57106-2016 - витаминно-минеральные комплексы в лечебном питании: Специализированные пищевые продукты, представляющие собой порошкообразные смеси, с содержанием витаминов от 50% до 100% от физиологической нормы, изготовленные на основе вещества-носителя с добавлением витаминов, йода, железа и других минеральных веществ.
Данный стандарт распространяется на витаминно-минеральные комплексы (премиксы) (далее - ВМК), предназначенные для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей старше трех лет в составе диет лечебного питания. Согласно сведениям официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (http://www. protect.gost.ru) данный стандарт имеет статус "Действует", следовательно, установление требования о соответствии товара положениям действующего документа технического регулирования не противоречит п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе".
Данный стандарт распространяется на витаминно-минеральные комплексы (премиксы), предназначенные для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей старше 3-х лет в составе диет лечебного питания.
Действующее законодательство предоставляет заказчику возможность организации определения поставщика по закупке именно того товара, который является для него необходимым. Подобный вывод согласуется с определением Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу N А08-1545/2016, постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24.11.2011 N Ф09-7616/11, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2015 по делу N A32-23367/2015 и рядом иных актов.
Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 "...Основой задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре, работе, услуге...".
Таким образом, технические, функциональные характеристики и иные требования, установленные Заказчиком к предмету закупки и зафиксированные в Описании объекта закупки, аукционной документации, направлены на максимальное удовлетворение нужд (потребностей) Заказчика. При этом, в полном соответствии с действующим законодательством, технические требования сформулированы таким образом, чтобы исключить необоснованные ограничения конкуренции.
Закон о контрактной системе допускает установление в аукционной документации таких требований, которые являются существенными для Заказчика.
Таким образом, указание в аукционной документации требования соответствия ГОСТ Р 57106-2016 соответствует всем нормам действующего Законодательства РФ.
Доказательства отсутствия товара с запрашиваемыми заказчиком характеристиками в материалах жалобы отсутствуют, заявителем не представлены.
На основании изложенного Комиссия признает довод жалобы необоснованным.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N728, в соответствии со ст.ст.99, 106 Закона,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Ю.Р. Дедух
К.Р. Джаникян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 6 октября 2021 г. N 061/06/64-1636/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2021