Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: В.В. Моргунов,
Ю.В. Лопаткина,
рассмотрев дело N 061/06/54.3-1694/2021 по жалобе, поступившей от ООО "Донская сетевая компания", о нарушении Заказчиком при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта N0358300380221000297 "Выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы наружного освещения на территории Краснокутского сельского поселения Октябрьского района Ростовской области" (далее - конкурс) Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) в присутствии представителя Заказчика по доверенности - Тищенко В.В. (доверенность б/н от 11.10.2021), в присутствии Заявителя по доверенности - Политанской М.Д. (доверенность N312 от 17.08.2021), в отсутствие Привлеченного лица, уведомленных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба ООО "Донская сетевая компания" на положения конкурсной документации Администрации Краснокутского сельского поселения Октябрьского района. По мнению Заявителя, конкурсная документация составлена не в соответствии с нормами действующего законодательства.
Заказчик представил в Комиссию Ростовского УФАС письменные пояснения по доводам жалобы.
В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее.
14.09.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) Заказчик разместил Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта N 0358300380221000297.
Согласно Изменениям Извещения от 16.09.2021 г.: 1) начальная (максимальная) цена контракта составляет 19 604 876,00 рублей; 2) установлены дата и время окончания подачи заявок - 06.10.2021 08:00.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком утверждена конкурсная документация одним лицом, а подписана усиленной квалифицированной электронной подписью в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) другим лицом.
В силу части 3 статьи 48 Закона для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
Заказчик обязан разместить утвержденную конкурсную документацию с использованием усиленной квалифицированной электронной подписью, кроме того, в соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 N 908 "Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке" информация о закупке размещается в единой информационной системе только после подписания документа, содержащего указанную информацию, усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного на размещение в единой информационной системе информации от имени заказчика.
Таким образом, подписывать в ЕИС усиленной квалифицированной электронной подписью конкурсную документацию может то лицо, которое уполномочено на размещение такой информации от имени заказчика.
Сам Заявитель не ссылается на норму права, которая нарушена, таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В конкурсной документации и в извещении об осуществлении закупки наблюдаются разночтения между единицами измерения обеспечения исполнения контракта, а именно в извещении размер обеспечения исполнения контракта измеряется в рублях, а в конкурсной документации в процентах.
Согласно ч. 1 ст. 96 Закона заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 статьи 96 Закона исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 8 статьи 42 Закона установлено, что Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: размер обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, порядок предоставления такого обеспечения, устанавливаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 50 Закона конкурсная документация должна содержать размер и условия обеспечения исполнения контракта, в том числе каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 названной части, исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 названного Федерального закона.
Согласно части 16 статьи 108 Закона размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта определяется заказчиком в документации о закупке от пяти до тридцати процентов одной из следующих величин:
1) максимальный процент фиксированного размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в пункте 1 части 3 настоящей статьи;
2) фиксированный процент минимального размера экономии в денежном выражении расходов заказчика на поставки соответствующих энергетических ресурсов, подлежащий уплате исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в пункте 2 части 3 настоящей статьи;
3) максимальный процент минимального размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в пункте 3 части 3 настоящей статьи.
Размер обеспечения исполнения контракта определен в пункте 41 раздела I конкурсной документации - 1 901 672,97 рублей (20% от максимального процента минимального размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту).
Однако в извещении о проведении закупки установлен размер обеспечения исполнения контракта 20,00 рублей.
Таким образом, документация заказчика имеет противоречия с извещением о проведении закупки. Кроме того, в ходе рассмотрения дела, Заказчик признал данный довод и просил считать технической ошибкой.
Заказчиком нарушена ч. 3 статьи 96 Закона. Данный довод признается обоснованным.
3. Согласно доводу Заявителя, присутствуют разночтения между Извещением и Конкурсной документацией в части обеспечения гарантийных обязательств.
Изучив конкурсную документацию заказчика, а именно пункт 42 раздела I, установлено, что заказчиком размер обеспечения гарантийных обязательств составляет 1% от начальной (максимальной) цены контракта - 196 048,76 рублей, в то время, как в извещении о проведении закупки обеспечения гарантийных обязательств установлено - 196 068,57 рублей.
Документация заказчика имеет противоречия с извещением о проведении закупки. Кроме того, в ходе рассмотрения дела, Заказчик признал данный довод и просил считать технической ошибкой.
Таким образом, заказчиком нарушена ч. 3 статьи 96 Закона. Данный довод признается обоснованным.
4. Согласно доводу Заявителя, в проекте контракта Конкурсной документации ненадлежащим образом установлена ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 4 статьи 34 Закона в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона установлено, что заказчик обязан установить размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Постановлением от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с пунктами 17, 18 Постановления от 18.08.2010 N 636 "О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)" установлены обязательные требования по включению мер ответственности в условия энергосервисного договора (контракта).
Учитывая изложенное, заказчик обязан включать в энергосервисный контракт меры ответственности, предусмотренные постановлением от 18.08.2010 N 636, а также вправе включать меры ответственности за нарушение иных обязательств согласно размерам, установленным постановлением от 30.08.2017 N 1042.
Таким образом, доводы заявителя не нашли своего подтверждения, так как штрафы, предусмотренные постановлением от 30.08.2017 N 1042 не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации при заключении энергосервисного контракта на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы наружного освещения на территории Краснокутского сельского поселения Октябрьского района Ростовской области.
5. Согласно доводу Заявителя, в приложении N1 Контракта в п. 4 пп. 1) и в разделе "Техническое задание" указано:
1) разработать мнемосхему расположения светильников, с привязкой к номерам опор, адресам и нанесением на карту Краснокутского сельского поселения Октябрьского района, объектов системы наружного освещения (опор освещения, световых приборов, приборов учета электроэнергии).
По мнению Заявителя, нанесение на карту Краснокутского сельского поселения Октябрьского района мнемосхемы расположения светильников, с привязкой к номерам опор, адресам не являются энергосберегающими действиями, возлагают на Исполнителя необоснованные дополнительные обязанности. Таким образом разработка схемы расположения, с привязкой к адресам и нанесением на карту является картографической деятельностью. Между тем, требование о наличии у Исполнителя соответствующей лицензии Заказчиком в конкурсной документации не установлено.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Мнемосхема является технической документацией, позволяющей (графическая форма предоставления информации) однозначно оценить правильность выполненных Исполнителем энергосберегающих мероприятий в части соответствия мест установки осветительного оборудования и его мощности требованиям Технического задания, учёта специфики улично-дорожной сети, удовлетворяющей требованиям СП 52.13.330.2016 при сдаче в эксплуатацию объекта энергосервиса. Также мнемосхема необходима при последующей эксплуатация объекта энергосервиса в течение всего срока действия контракта с учётом требований на эксплуатационную безопасность установок стационарного электрического освещения в соответствии с ГОСТ Р 50.597-2017.
Указанные работы по разработке мнемосхемы не является картографической деятельностью и не требует соответствующих лицензий так как не предусматривает использование специального геодезического оборудования, учёта масштаба местности, уровня высот и точной квартальной застройки, а также позиционирование объектов освещения в соответствии с координатами ГЛОНАСС или GPS. Нанесение объектов на карту является частью работ по созданию системы управления наружным освещением в соответствии с техническим заданием, и является неотъемлемой частью энергосберегающих мероприятий. Помимо вышеуказанного нанесение объектов освещения на карту является условием для сдачи-приёмки оборудования в эксплуатацию с целью установки чёткого понимания о номенклатуре установленного оборудования и его мощности, а также выполнение условий соблюдения нормативной освещённости на улично-дорожной сети, являющихся одним из требований Контракта. Мнемосхема может быть изготовлена как с помощью электронных средств, так и в виде эскиза, нанесённого вручную на любую существующую административную карту поселения.
Данный довод признается необоснованным.
6. По мнению Заявителя, в разделе 5 Конкурсной документации "Расчет и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" отсутствует определение средневзвешенного тарифа за август 2021 (календарный месяц, предшествующий дате объявления закупки).
Довод жалобы в части рассмотрения обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а именно отсутствии определения средневзвешенного тарифа за апрель 2021 рассмотрению Комиссией не подлежит.
В силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, а также закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
На основании изложенного, для проведения проверки в части правильности обоснования начальной (максимальной) цены контракта по закупке на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы наружного освещения на территории Краснокутского сельского поселения Октябрьского района Ростовской области довод Заявителя будет направлен в орган муниципального финансового контроля, являющийся органом (должностными лицами) местной администрации.
7. Согласно доводу Заявителя, Заказчик не установил в извещении о проведении закупки и в конкурсной документации условия допуска в соответствии с Постановлением N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878) и преференции в соответствии с Приказом N126н от 04.06.2018 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N126н).
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Пунктом 2 Постановления N 878 установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 4 Постановления N 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническими (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
В соответствии с пунктом 2 порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), утвержденного Постановлением N 878, обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:
а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;
б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы наружного освещения на территории Краснокутского сельского поселения Октябрьского района Ростовской области.
Согласно техническому заданию, в рамках данного контракта необходимо, в том числе демонтировать существующие светильники, произвести монтаж светодиодных уличных светильников, включенных в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее - Реестр), установленный в соответствии с Постановлением N 878.
Как следует из письма ФАС России от 16.09.2020 N ИА/80326/20 (далее - Письмо ФАС) при проведении закупок на право заключения энергосервисных контрактов на проведение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов освещения, фактически осуществляется поставка осветительного оборудования, передаваемого в собственность заказчика. Указанный товар включен в перечень и единый реестр российской радиоэлектронной продукции в соответствии с Постановлением N 878, а также сведения о котором находятся в приложении к Приказу N 126н.
Таким образом, при проведении указанных закупок заказчикам необходимо устанавливать в извещении о проведении закупки и документации о закупке условия допуска в соответствии с Постановлением N 878 (или размещать в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанного ограничения) и преференции в соответствии с Приказом N 126н.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в рамках закупки услуг с использованием товара, в том числе при выполнении мероприятий в рамках энергосервисного контракта, фактически осуществляется поставка товара, передаваемого в собственность Заказчика, что подразумевает необходимость установления условий допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Приказом N 126н.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Приказом N 126н, а также не установлены условия допуска в соответствии с Постановлением N 878.
Таким образом, вышеуказанные действия нарушают ч. 3 ст. 14 Закона. Довод жалобы признается обоснованным.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N728, в соответствии со ст.ст.99,106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ""Донская сетевая компания" частично обоснованной.
3. Признать Заказчика нарушившим ч.3 ст.14, ч. 3 ст. 96 Закона.
4. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений путем внесения изменений в документацию.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии В.В. Моргунов
Ю.В. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 12 октября 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.10.2021