Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ лицей N 533 "Образовательный комплекс "Малая Охта" (далее - Заказчик):;
ООО "БСК-Строй" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 30717-ЭП/21 от 28.09.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по монтажу системы автоматической установки пожарной сигнализации (АУПС), системы оповещения управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) в здании ГБОУ Лицей N 533 общеобразовательный комплекс "Малая Охта" Красногвардейского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, Перевозный переулок, дом 19, Литер А, для нужд Санкт-Петербурга в 2021 году (извещение N 0172200000721000224) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 13.09.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200000721000224. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 238 035,57 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя:
- в неправомерном выборе способа закупки;
- неправомерном установлении требование к составу первой части заявки на участие в конкурсе;
- в неприменении типового контракта в соответствии с Приказом МЧС России от 12.10.2020 N 756.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1.Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В силу ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе, заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р установлен перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень).
Из содержания конкурсной документации следует, что в объект рассматриваемой закупки Заказчиком включена поставка таких товаров, как Извещатель, из описания которых следует, что указанные товары относятся с коду ОКДП 2 26.30.50.111 - "Извещатели охранные и охранно-пожарные".
Комиссия УФАС констатирует, что вышеперечисленные товарные позиции включены в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (код ОКДП 2 - 26 "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое").
В соответствии с письмом ФАС от 13.03.2019 г. N ИА/19176/19, в случае, если в предмете закупки содержатся услуги (товары, работы), включенные и не включенные в Перечень, Заказчик в соответствии с ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе осуществляет закупку путем проведения электронного аукциона.
При указанных обстоятельствах, Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе.
2. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В силу ч. 4 ст. 54.4. Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
Из анализа конкурсной документации следует, что в п.8 части 2 установлены следующие требования к содержанию первой часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме:
"1.1 Согласие участника конкурса на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения конкурса (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
1.2. Наименование страны происхождения товара
1.3. Конкретные показатели товаров, соответствующие значениям, установленным в конкурсной документации, и указание на товарный знак (при наличии).
1.4. Предложение о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки: в соответствии с требованиями пункта 14.4 раздела 14 специальной части конкурсной документации. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в конкурсе."
Требования к поставляемым товарам, при оказании закупаемых услуг установлены в приложении N2 к Техническому заданию конкурсной документации. Перечень поставляемых товаров определен в конкурсной документации.
Предметом закупки является "Выполнение работ по монтажу системы автоматической установки пожарной сигнализации (АУПС), системы оповещения управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) в здании ГБОУ Лицей N 533 общеобразовательный комплекс "Малая Охта" Красногвардейского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, Перевозный переулок, дом 19, Литер А, для нужд Санкт-Петербурга в 2021 году".
В соответствии с пунктом 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
В силу пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению любой из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно пункту 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно пункту 3 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые, или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Положения ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации не устанавливают каких-либо требований к существенным условиям договора поставки, соответственно, в силу п. 3 ст. 455 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора поставки товара считаются согласованными, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
В рассматриваемом случае контракт носит смешанный характер, и включает в себя, как непосредственно поставку товаров, которые необходимы для оказания услуг, так и соответствующие услуги, что в силу пункта 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации является допустимым.
В Техническом задании содержится перечень и определено количество товаров, установленных Заказчиком в приложении к техническому заданию.
Таким образом, Заказчиком определено наименование, характеристики и количество поставляемого товара, что является существенным условием договора поставки, элементы которого содержатся в смешанном договоре.
В пункте 3.3.8 проекта контракта Заказчиком определено условие согласно, которому 3.3.8. До начала оказания услуг поставить по адресу Заказчика товары при оказании закупаемых услуг, а также осуществить их приемку по акту приема-передачи, разгрузку и хранение. Все товары должны быть сертифицированы и соответствовать техническим требованиям и нормативной документации. Документы, удостоверяющие качество поставляемых товаров (сертификаты качества; сертификаты пожарной безопасности; санитарно-эпидемиологические заключения) должны быть переданы по требованию Заказчика заблаговременно (в разумные сроки), позволяя осуществить проверку качества и приемку поставляемых товаров до момента применения их в работе. Исполнитель отвечает за недостатки поставленного товара, даже если указанные недостатки не были обнаружены Заказчиком при приемке товара от Исполнителя и не были оговорены в акте приема-передачи. Товары должны быть переданы Заказчику по акту приема-передачи.
Также согласно положениям конкурсной документации, цена контракта определяется участником конкурса в электронной форме на основе прилагаемого заказчиком расчета начальной (максимальной) цены контракта, с учетом всех расходов, связанных с выполнением работ, в том числе расходов на поставляемые товары, указанных Техническом задании конкурсной документации, все необходимые расходные материалы, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что поставляемые при оказании услуг товары будут приняты к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N402-ФЗ "О бухгалтерском учете", согласно которому для принятия на учет достаточно первичного документа, которым является, в том числе, акт приема-передачи.
На основании изложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что данный довод жалобы является необоснованным.
Согласно части 11 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных Постановления Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" следует, что настоящие Правила устанавливают порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", составляющих библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения.
В соответствии с п.16 Правил условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям:
а) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
б) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).
3. В соответствии с п. 2 Информационной картой на выполнение работ по монтажу систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Приложение N2 к Приказу МЧС России от 12.10.2020 N 756 "Об утверждении типового контракта на выполнение работ по монтажу систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на выполнение работ по монтажу систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения государственных и муниципальных нужд, типового контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения государственных и муниципальных нужд, типового контракта на поставку пожарно-технической продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на поставку пожарно-технической продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд)установлены следующие Показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта:
а) |
наименование товара, работы, услуги; |
Работы по монтажу систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений |
б) |
код (коды) предмета контракта: по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2); |
код (коды) предмета контракта по ОКПД2: 43.21; 43.29. |
|
по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2); |
код (коды) предмета контракта ОКВЭД2: 84.25.1 |
|
по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; |
код (коды) предмета контракта по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: 43.21.10.000-00000001 - 43.21.10.000-00000004 |
в) |
размер начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при котором применяется типовой контракт (типовые условия контракта); |
при любом размере начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) |
г) |
иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта. |
отсутствуют |
Вместе с тем предмет настоящего контракта и предмет типового контракта, утвержденного Приказом МЧС N756, не тождественны, поскольку в рамках настоящей закупки предусмотрено работы по монтажу систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по техническому обслуживанию, а также поставке товаров.
Условия типового контракта должны применяться при одновременном соответствии показателей, указанных в информационной карте типового контракта, с показателями, характеризующими проводимую закупку, при этом предмет настоящей закупочной процедуры не тождественен предмету, установленному в Информационной карте типового контракта (в рамках настоящей закупки предусмотрен внеплановый восстановительный ремонт и поставка товаров), в связи с чем Заказчик правомерно не применил условия типового контракта.
Исходя из изложенного, довод жалобы не нашел своего подтверждения, а жалоба в целом является обоснованной частично.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 4, 8, 32, 33, 54.1, 54.3, 54.4, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "БСК-Строй" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что они повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 октября 2021 г. N 44-4585/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2021