Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей ГБДОУ детского сада N83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), ООО "Технотек" (далее - Заявитель) надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 31052-ЭП/21 от 01.10.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию зданий в учреждениях образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга (извещение N 0172200002221000151) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 19.07.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002221000151. Начальная (максимальная) цена контракта - 20 326 743,24 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с п.1. ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Предметом закупки является оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию зданий в учреждениях образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Описание объекта закупки и условий контракта содержится в Разделе 2 части III "Техническое задание" конкурсной документации.
Так в п. 1.1. вышеуказанного раздела установлено, что услуги по комплексному обслуживанию зданий в учреждениях образования, Фрунзенского района Санкт-Петербурга включают в себя:
- Техническое обслуживание и текущий ремонт систем горячего и холодного водоснабжения, отопления, канализации, водостоков, санитарно-технического оборудования;
- Техническое обслуживание и текущий ремонт коммерческого узла учета тепловой энергии;
- Техническое обслуживание и текущий ремонт водомерного узла;
- обслуживание и текущий ремонт АИТП;
- Подготовка тепловых пунктов и систем отопления к отопительному сезону в соответствующем году;
- Техническое обслуживание и ремонт сетей электроснабжения и освещения, электрооборудования;
- Техническое обслуживание и ремонт узлов учета электроэнергии;
- Техническое обслуживание и текущий ремонт приточной системы вентиляции;
- Техническое обслуживание и текущий ремонт Вытяжной системы вентиляции;
- обслуживание и текущий ремонт системы огнезадерживающих клапанов;
- Техническое обслуживание и текущий ремонт системы подпора дымоудаления;
- Техническое обслуживание и текущий ремонт системы дымоудаления;
- Техническое обслуживание и текущий ремонт системы кондиционирования;
- Обслуживание систем внутреннего противопожарного водоснабжения - обслуживание пожарных кранов и рукавов;
- Обслуживание систем внутреннего противопожарного водоснабжения - обслуживание противопожарного водопровода;
- Аварийное обслуживание инженерных сетей (ЦО, ХГВС и канализации).
Согласно п.п. 2.5.10-2.5.11 Раздела 2 части III "Техническое задание" конкурсной документации с момента заключения контракта, в течение 3 рабочих дней Исполнитель совместно с Заказчиком обязан провести осмотр инженерных систем зданий, принимаемых на техническое обслуживание. По результатам осмотра Стороны подписывают Акт приема-передачи объекта (Приложение N 2.2 к Техническому заданию) с указанием выявленных замечаний и дефектов.
В случае выявления неисправностей дефектов инженерных систем, Исполнитель, в согласованные с Заказчиком сроки предоставляет дефектную ведомость по каждому замечанию или выявленному дефекту, устраняет выявленные неисправности по отдельному дополнительному соглашению, в согласованные сторонами сроки.
В акте приема-передачи объекта (приложение N 2.2 к Техническому заданию конкурсной документации) указаны следующие объекты, которые Заказчик передает, а Подрядчик принимает для оказания услуг:
N пп |
Наименование |
1 |
Электроустановка, электрические сети |
1.1 |
ГРЩ |
1.1.1 |
Состояние помещения ГРЩ. |
|
Состояние освещения. |
|
Состояние и исправность входной двери, замков, запоров, наличие ключей. |
|
Состояние отделки стен, потолков. |
|
Состояние, тип напольного покрытия. |
|
Соответствие монтажа исполнительной, проектной документации |
1.2 |
Распределительные щиты ЩР |
|
*** |
|
Распределительные щиты ЩС |
|
*** |
|
Распределительные щиты ЩО |
|
*** |
|
Распределительные щиты ЩАО |
|
*** |
|
Распределительные щиты ЩНО |
|
*** |
|
Распределительные щиты (иные) |
|
*** |
|
Узел учета электроэнергии |
|
Счетчики |
|
Трансформаторы тока |
|
Соответствие монтажа исполнительной, проектной документации |
1.3 |
Система освещения |
|
Состояние освещения мест общего пользования (сан. узлов, туалетов) |
|
Состояние освещения коридоров |
|
Состояние освещения лестничных маршей, лестничных площадок |
|
Состояние освещения помещений пищеблока |
|
Состояние освещения служебных помещений. |
|
Состояние освещения помещений для занятий (детских групп) |
|
Состояние освещения технических помещений. |
|
Соответствие монтажа исполнительной, проектной документации |
1.4 |
Силовые распределительные сети. |
|
Состояние распределительных сетей и установочных элементов в местах общего пользования (коридорах, сан. узлах) |
|
Состояние распределительных сетей и установочных элементов в служебных помещениях |
|
Состояние распределительных сетей и установочных элементов технических помещениях |
|
Состояние распределительных сетей и установочных элементов пищеблока |
|
Состояние распределительных сетей и установочных элементов помещений для занятий (детских групп) |
|
Соответствие монтажа исполнительной, проектной документации |
2 |
Теплопотребляющая установка, тепловые сети |
2.1 |
Тепловой пункт, тепловые сети |
|
Состояние освещения. |
|
Соответствие монтажа исполнительной, проектной документации |
2.1.1 |
Помещение индивидуального теплового пункта. |
|
Состояние и исправность входной двери, замков, запоров, наличие ключей. |
|
Состояние отделки стен, потолков. |
|
Состояние, тип напольного покрытия. |
2.1.2 |
Состояние оборудования теплового пункта. |
|
Теплообменник N1 |
|
Теплообменник N2 |
|
Теплообменник N3 |
|
*** |
|
Запорная арматура |
|
Водяные фильтры, грязевики, шламоотделители. |
|
Оборудование регулирующее |
|
Оборудование защиты |
|
КИП |
|
Система управление и автоматики. |
|
Обратные клапана. |
|
Трубопроводы |
|
Состояние муфтовых, сварных, фланцевых соединений. |
2.1.3 |
Узел учета тепловой энергии |
|
Тепловычислитель |
|
Расходомеры |
|
Преобразователи температуры |
|
Преобразователи давления |
|
Прочее оборудование |
|
Соответствие монтажа исполнительной, проектной документации |
2.2 |
Система отопления |
|
Состояние трубопроводов розлива. |
|
Состояние трубопроводов стояков |
|
Состояние отопительных приборов мест общего пользования. |
|
Состояние отопительных приборов коридоров |
|
Состояние отопительных приборов лестничных маршей, лестничных площадок |
|
Состояние отопительных приборов помещений пищеблока |
|
Состояние отопительных приборов служебных помещений. |
|
Состояние отопительных приборов для занятий (детских групп) |
|
Состояние отопительных приборов помещений. |
|
Состояние регулирующей арматуры. |
|
Состояние воздухоотводчиков. |
|
Состояние запорной арматуры. |
|
Состояние муфтовых, сварных, фланцевых соединений. |
|
Соответствие монтажа исполнительной, проектной документации |
3 |
ГВС , ХВС |
3.1 |
Водомерный узел. |
|
Соответствие монтажа исполнительной, проектной документации |
3.1.1 |
Помещение водомерного узла. |
|
Состояние освещения. |
|
Состояние и исправность входной двери, замков, запоров, наличие ключей. |
|
Состояние отделки стен, потолков. |
|
Состояние, тип напольного покрытия. |
|
Состояние трапов, сливов. |
3.1.2 |
Оборудование Водомерного узла. |
|
Запорная арматура |
|
Водяные фильтры |
|
Фасонные детали |
|
Канализация |
|
Трубопроводы |
|
Приборы учета расхода. |
3.2 |
Система холодного водоснабжения |
|
Трубопроводы (по типам и диаметрам. Общие стояки, разводка.) |
|
Запорная арматура |
3.3 |
Система горячего водоснабжения |
|
Трубопроводы (по типам и диаметрам. Общие стояки, разводка.) |
|
Запорная арматура |
|
Приборы учета расхода (технического учета) |
|
Регулирующая арматура |
|
Соответствие монтажа исполнительной, проектной документации |
3.4 |
Санитарно-техническое оборудование |
|
Соответствие монтажа исполнительной, проектной документации |
3.4.1 |
Санитарное оборудование сан. узлов. |
|
Раковины, смесители |
|
Сифоны |
|
Гибкие подводки |
|
Санитарная мебель |
|
Унитазы |
|
Сливная и регулирующая арматура |
|
Аксессуары |
3.4.2 |
Санитарное оборудование пищеблоков. |
|
Раковины, смесители |
|
Сифоны |
|
Гибкие подводки |
|
Санитарная мебель |
|
Унитазы |
|
Сливная и регулирующая арматура |
|
Аксессуары |
3.4.3 |
Санитарное оборудование служебных помещений. |
|
Раковины, смесители |
|
Сифоны |
|
Гибкие подводки |
|
Санитарная мебель |
|
Унитазы |
|
Сливная и регулирующая арматура |
|
Аксессуары |
3.4.4 |
Санитарное оборудование помещений для занятий (детских групп). |
|
Раковины, смесители |
|
Сифоны |
|
Гибкие подводки |
|
Санитарная мебель |
|
Унитазы |
|
Сливная и регулирующая арматура |
|
Аксессуары |
4 |
Канализация |
|
Соответствие монтажа исполнительной, проектной документации |
4.1 |
Фекальная канализация |
|
Трубопроводы и фасонные детали стояков |
|
Трубопроводы фасонные детали внутренней канализационной сети |
|
Трубопроводы детали канализационных выпусков |
4.2 |
Технологическая канализация |
|
Трубопроводы фасонные детали внутренней канализационной сети |
|
Состояние канализационных трапов. |
4.3 |
Ливневая канализация |
|
Трубопроводы и фасонные детали стояков |
|
Трубопроводы фасонные детали внутренней сети |
5 |
Система вентиляции |
5.1 |
Приточная (приточно-вытяжная) установка |
|
Соответствие монтажа исполнительной, проектной документации |
|
Воздушные клапаны и приводы |
|
Воздушные фильтры |
|
Секции рекуперации (при наличии) |
|
Секции рециркуляции (при наличии) |
|
Теплообменные аппараты |
|
Вентиляторы |
|
Шумопоглатители |
|
Электроподогреватели, электронагреватели (при наличии) |
|
Датчики, приборы автоматики управления и защиты |
|
Щит управления |
|
Огнезадерживающие клапана |
|
Приводы огнезадерживающих клапанов |
5.1.1 |
Обвязка водяного калорифера (при наличии) |
|
Клапана автоматического регулирования |
|
Привод клапана |
|
Запорная арматура |
|
Регулирующая арматура |
|
Водяные фильтра |
|
КИП |
|
Обратные клапана |
|
*** указываются все приточные и приточные установки |
5.2 |
Вытяжная установка |
|
Соответствие монтажа исполнительной, проектной документации |
|
Воздушные клапаны и приводы |
|
Вентиляторы |
|
Шумопоглатители (при наличии) |
|
Автоматика управления и защиты. |
|
Огнезадерживающие клапана |
|
Приводы огнезадерживающих клапанов |
|
*** указываются все вытяжные установки |
5.3 |
Система кондиционирования |
5.3.1 |
Кондиционер (сплнт-система кондиционирования) |
|
Наружный блок |
|
Внутренний блок |
|
Фреоновые трассы |
|
Теплоизоляция |
|
Пульт управления |
|
*** указываются все приточные и приточные установки |
5.4 |
Вентиляторы дымоудаления |
5.4.1 |
Вентиляторы ПД |
|
Вентилятор |
|
Клапан с приводом |
|
Автоматика управления и защиты |
|
*** указываются все установки |
|
Вентиляторы ПД |
|
Вентилятор |
|
Клапан с приводом |
|
Автоматика управления и защиты |
|
*** указываются все установки |
|
|
6 |
Здание, инженерные элементы и конструкции. |
6.1 |
Коридоры, тамбуры. |
|
Потолки |
|
Напольное покрытие |
|
Стены и отделка стен |
|
Дверные заполнения, запорные устройства, доводчики, замки, фурнитура. |
|
Оконные заполнения запорные устройства, фурнитура |
6.2 |
Технические и служебные помещения (ранее не указанные) |
|
Потолки |
|
Напольное покрытие |
|
Стены и отделка стен |
|
Дверные заполнения, запорные устройства, доводчики, замки, фурнитура. |
|
Оконные заполнения запорные устройства, фурнитура |
6.3 |
Помещения для занятий, (детские группы) |
|
Потолки |
|
Напольное покрытие |
|
Стены и отделка стен |
|
Дверные заполнения, запорные устройства, доводчики, замки, фурнитура. |
|
Оконные заполнения запорные устройства, фурнитура |
6.4 |
Помещения пищеблока |
|
Потолки |
|
Напольное покрытие |
|
Стены и отделка стен |
|
Дверные заполнения, запорные устройства, доводчики, замки, фурнитура. |
|
Оконные заполнения запорные устройства, фурнитура |
6.5 |
Помещения подвала |
|
Потолки |
|
Напольное покрытие |
|
Стены и отделка стен |
|
Дверные заполнения, запорные устройства, доводчики, замки, фурнитура. |
|
Оконные заполнения запорные устройства, фурнитура |
6.6 |
Фундамент и отмостки |
6.7 |
Кровля |
8 |
Прочее |
Из прямого толкования вышеуказанных сведений, следует что помимо инженерных систем Заказчик требует при осуществлении приемки объекта оценить техническое состояние и принять на обслуживание потолки, стены, напольные покрытия и т.д.
Из пояснений представителей Заказчика следует, что акт приема-передачи является типовым и не свидетельствует о том, что исполнителю необходимо будет провести обследование, например, дверной фурнитуры. Кроме того, представителями Заказчика отмечено, что в соответствии с п. 3.5 ВСН 58-88 сезонные осмотры зданий и инженерных систем должны проводится 2 раза в год: весной и осенью. Данные осмотры проводятся комиссией в состав которой включаются представители обслуживающей организации, в виду чего Заказчик включил в требование конкурсной документации проведение совместного осмотра зданий и инженерных систем с составлением по результатам осмотра указанного акта.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что подобное описание объекта закупки вводит участников закупки в заблуждение, так как не позволяет должным образом определить объем закупаемых услуг.
Таким образом, Комиссией УФАС усматривает в действия Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 54.3 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе, выразившиеся в установление требований, не позволяющих определить потребность Заказчика в услугах.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 4, 8, 32, 33, 54.1, 54.3, 54.4, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Технотек" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 54.3 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 октября 2021 г. N 44-4621/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2021