Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет" Минздрава России (далее - Заказчик):
ИП Леонова С.А. (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 31045-ЭП/21 от 01.10.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку светозащитных изделий в 2021 году (извещение номер 0372100041321000536) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 22.09.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100041321000536. Начальная (максимальная) цена контракта - 609 304,00 рублей.
В жалобе ИП Леонов С.А. указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в:
- нарушении правил описания объекта закупки;
- утверждении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе).
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Описание требований к товарам установлено Заказчиком в разделе 4 "Техническое задание" документации об аукционе.
В отношении товара по позиции 28 "Жалюзи вертикальные тип 14" Заказчиком установлены требования: "Высота кронштейна более менее 74 мм" и "_ толщина шнура для сбора ламелей свыше 0,8 мм и не менее 1 мм".
Требования к толщине шнура для сбора ламелей установлены Заказчиком таким образом, что его действительной потребности соответствует изделие толщиной 1 мм и более, следовательно, требование "свыше 0,8 мм" изначально противоречит ей. Требование к показателю "Высота кронштейна" установлено абстрактно и также не позволяет определить действительные потребности Заказчика.
По смыслу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчику надлежит указывать именно те показатели, которые отражают его действительную потребность, указание которых обусловлено целью поставки товара, наиболее соответствующему целям закупки.
Вместе с тем, приведенные требования документации об аукционе не позволяют однозначным образом определить потребности Заказчика, следовательно, в его действиях усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе, а данные доводы жалобы являются обоснованными.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС пришла в отношении доводов касательно товарных позиций 5 "Жалюзи вертикальные тип 5", 15 "Ролл шторы тип 7", 17 "Ролл шторы тип 9", 18 "Ролл шторы тип 10" и 24 "Жалюзи вертикальные тип 10".
2. К товару по позиции 11 "Ролл шторы тип 3" Заказчиком установлено требование: "Теоретическая масса 1 м намоточной трубы и кассеты более 0,18 кг - менее 0,24 кг", а к товару по позиции 8 "Жалюзи вертикальные тип 8" установлено требование: "Система должна задерживать свет на больше чем на 40 % и не менее 45%".
Заявитель обжалует отсутствие в инструкции по заполнению первой части заявки указаний, позволяющих однозначным образом определить порядок предоставления значений данных показателей.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению первой части установлена Заказчиком в разделе 2 "Инструкция по заполнению заявки" документации об аукционе.
Положениями данной инструкции предусмотрены следующие указания:
"В описании объекта закупки, в соответствии с Приложением к документации об электронном аукционе, содержащем требования к товарам (Приложение N 1 "Описание объекта закупки"), указаны следующие виды показателей:
1) показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения;
2) показатели, для которых указаны варианты значений;
3) показатели, которые определяются диапазоном значений;
4) показатели, значения которых не могут изменяться.
Конкретным значением показателя является, значение показателя, указанное в соответствии с требованием настоящей Инструкции.
Диапазоном конкретных значений показателя является указание на нижнюю и верхнюю границу значения показателя, которые не могут быть равны друг другу, которые должны иметь конкретное числовое значение.
Неизменными (неизменяемыми) показателями являются показатели, значения которых должно указываться участником в неизменном виде, то есть в полном объеме, включая слова/ предлоги/ символы/ выражения/ знаки и их комбинации_
В случае установления требования к максимальному значению показателя товара с использованием слов: "не более", "не шире", "не выше", символа: "", выражения: "не >", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать равное или не превышающее установленное в Приложении N 2 максимальное значение показателя товара, без использования вышеуказанных слов/ символов/ выражений. В случае установления требования к минимальному значению показателя товара с использованием слов: "более", "больше", "свыше", "минимум", "превышает", предлога: "от", символа: ">", выражения: "не
", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать конкретное значение показателя, превышающее установленное в Приложении N 2 минимальное значения показателя товара, без использования вышеуказанных слов/ символов/ предлогов/ выражений. В случае установления требования к максимальному значению показателя товара с использованием слов: "менее", "предельно", "максимально", предлога: "до", символа "<", выражения "не
", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать конкретное значение показателя, не равное и не превышающее установленное в Приложении N 2 максимальное значение показателя товара, без использования вышеуказанных слов/ символов/ предлогов/ выражений. В случае установлений требований, одновременно указывающих на минимальность и максимальность значения показателя с использованием вышеуказанных слов/символов/выражений в представленном порядке: "не менее_ - менее_", "превышает _ - максимально_", "свыше _ - не более
", "более
до
", "не
", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе, обязан указать одно конкретное значение показателя его единицу измерения, удовлетворяющее требованиям инструкции к минимальному и максимальному значению, без использования вышеперечисленных слов/символов/выражений, обозначающих само требование. В случае установления требований, одновременно указывающих на минимальность и максимальность значения показателя с использованием вышеуказанных слов/ символов/ выражений в представленном порядке: "не меньше
предельно
", "больше
- не
", "минимум
- не >
", "от
", "превышает
- менее
", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе, обязан указать диапазон конкретных значений показателя и его единицу измерения, удовлетворяющий требованиям инструкции установленным к минимальным и максимальным значениям показателей, без использования вышеперечисленных слов/символов/ выражений, обозначающих само требование. В случае установления требований одновременно и к минимальному, и к максимальному значению показателя товара с использованием вышеуказанных слов/ предлогов/ символов/ выражений, разделённых союзом "и", участник закупки должен указать в своей заявке одно конкретное значение показателя, в рамках установленного диапазона значений, без использования слов/ предлогов/ символов/ выражений, являющихся непосредственно самим требованием. Исключением являются случаи, когда единица измерения указана только у максимального значения показателя".
При этом иные сочетания и комбинации слов, словосочетаний и знаков обязывают участников закупки предоставить значения показателей в неизменном виде:
"Показатели, требования к значению которых не могут изменяться и участнику закупки в первой части заявки необходимо указать требование к значению показателя без изменения со всеми словами/словосочетаниями/знаками, которые присутствуют в требовании к значению показателя:
- во всех остальных случаях, которые не описаны в инструкции, показатель относится к показателю, который неможет изменяться и участнику в заявке необходимо предоставить показатель в неизменном виде".
Вышеуказанные положения инструкции составлены таким образом, что Заказчиком бессистемно и хаотично использованы комбинации, сочетающие в себе слова, словосочетания и знаки математического сравнения "выше", "больше", ">", "более", "свыше", "от", "не больше", "не выше", "не более", "", "до", "меньше", "<", "менее" и т.д., с использованием союза "и" и знака "-" либо без их использования. При этом различные сочетания обязывают участников закупки предоставлять значения тем или иным способом, относят показатели к различным видам, что при значительном объеме описания товаров, создает избыточную сложность при заполнении первой части заявки и имеет своей целью спровоцировать ошибки участников закупки при формировании заявки.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в утверждении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 33, 59, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Леонова С.А. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (ч. 2 ст. 33) и п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 октября 2021 г. N 44-4625/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2021