Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 97" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "Гранит" (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 31161/21 от 04.10.2021) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку мебели (часть 2) (извещение номер 0372200098121000108) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 20.09.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200098121000108. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 041 124,34 рублей.
В жалобе ООО "Гранит" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
В силу ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Протокол N 0372200098121000108-1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе размещен Заказчиком в Единой информационной системе 30.09.2021 в 19 часов 00 минут.
Согласно сведениям названного протокола, Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
"В п. 1 "Модуль (стойка ресепшен)" установлено требование: "Габаритные размеры модуля должны быть: ширина не менее 1200 мм и не более 1225 мм, глубина не менее 752 мм и не более 770 мм, высота не менее 1162 мм и не более 1180 мм", участник закупки предлагает: "Габаритные размеры модуля: ширина 1200 мм и 1200 мм, глубина 752 мм и 752 мм, высота 1162 мм и 1162 мм". Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: "Для установления возможных границ значений показателей Заказчиком может быть установлено совместное использование выше указанных слов, например, "не менее", "не более", "менее", "более", разделенные союзом "и". В этом случае участнику закупки необходимо предоставить одно конкретное значение показателя, при этом, удовлетворяя каждому из требований, указанных выше в настоящей инструкции". Следовательно, участник закупки предложил два значения через союз "и". Таким образом, предложение участника закупки не соответствует требованиям документации об аукционе в электронной форме.
В п. 2 "Модуль тип 1" установлено требование: "Габаритные размеры модуля: ширина не менее 1400 мм и не более 1420 мм, глубина не 750 мм и не больше 772 мм, высота не < 1162 мм и менее 1182 мм", участник закупки предлагает: "Габаритные размеры модуля: ширина 1400 мм и 1400 мм, глубина 751 мм и 751 мм, высота 1162 мм и 1162 мм". Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: "Для установления возможных границ значений показателей Заказчиком может быть установлено совместное использование выше указанных слов, например, "не менее", "не более", "менее", "более", разделенные союзом "и". В этом случае участнику закупки необходимо предоставить одно конкретное значение показателя, при этом, удовлетворяя каждому из требований, указанных выше в настоящей инструкции". Следовательно, участник закупки предложил два значения через союз "и". Таким образом, предложение участника закупки не соответствует требованиям документации об аукционе в электронной форме.
В п. 3 "Модуль тип 2" установлено требование: "Габаритные размеры модуля: ширина не менее 1800 мм и не более 1820 мм, глубина 750_772 мм мм, высота не 1160 мм и не более 1182 мм", участник закупки предлагает: "Габаритные размеры модуля: ширина 1800 мм и 1800 мм, глубина 751 мм мм, высота 1161 мм и 1161 мм". Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: "Для установления возможных границ значений показателей Заказчиком может быть установлено совместное использование выше указанных слов, например, "не менее", "не более", "менее", "более", разделенные союзом "и". В этом случае участнику закупки необходимо предоставить одно конкретное значение показателя, при этом, удовлетворяя каждому из требований, указанных выше в настоящей инструкции". Следовательно, участник закупки предложил два значения через союз "и". Таким образом, предложение участника закупки не соответствует требованиям документации об аукционе в электронной форме.
В п. 4 "Стойка" установлено требование: "Диапазон регулировки М-6 должен составлять 5-15 мм", участник закупки предлагает: "Диапазон регулировки М-6 5-15 мм". Участник закупки не представил информацию требование документации об аукционе в электронной форме. Следовательно, участник закупки не предоставил слово "составлять". Таким образом, предложение участника закупки не соответствует требованиям документации об аукционе в электронной форме.
В п. 20 "Шкаф-витрина" установлено требование: "Габаритные размеры шкафа: ширина не менее 900 мм и не более 920 мм, глубина не менее 430 мм и не больше 450 мм, высота не менее 2080 мм и не более 2100 мм", участник закупки предлагает: "Габаритные размеры шкафа: ширина 900 мм и 910 мм, глубина 430 мм и 430 мм, высота 2080 мм и 2080 мм". Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: "Для установления возможных границ значений показателей Заказчиком может быть установлено совместное использование выше указанных слов, например, "не менее", "не более", "менее", "более", разделенные союзом "и". В этом случае участнику закупки необходимо предоставить одно конкретное значение показателя, при этом, удовлетворяя каждому из требований, указанных выше в настоящей инструкции". Следовательно, участник закупки предложил два значения через союз "и", а в ширине две разные величины. Таким образом, предложение участника закупки не соответствует требованиям документации об аукционе в электронной форме".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложении N 2 "Описание объекта закупки" к документации об аукционе.
В отношении товара по позиции 20 "Шкаф-витрина" Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование: "Габаритные размеры шкафа: ширина не менее 900 мм и не более 920 мм, глубина не менее 430 мм и не больше 450 мм, высота не менее 2080 мм и не более 2100 мм".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена заказчиком в разделе 19 "Инструкция по заполнению типовой формы заявки" документации об электронном аукционе.
Данный раздел документации об аукционе содержит следующие указания:
"Слова "не менее_", "не меньше_", "не меньше чем_", "не уже_", "не ", "
", означают, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему, без использования вышеуказанных слов и знаков.
Слова "не более_", "не больше_", "не шире_", "не больше чем_", "не >", "", означают, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему, без использования вышеуказанных слов и знаков.
Предоставляемые участником закупки сведения не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать следующие слова/словосочетания: "эквивалент", "аналог", "менее", "более", "хуже", "или", "может", "должен", "должен быть", "может быть", "преимущественно", "необходимо", "требуется", "предполагается", "допускается", "следует", "обязательно", "недопустимо", "допустимо", "запрещено", "разрешается", "обычно", "строго", "примерно", "около", "исключительно", "только", "в основном", "в пределах", "ориентировочно", "не уже", "не шире", "толще", "больше", "меньше", "свыше", "как минимум", а также с учетом всех форм слов (во всех падежах) и в сочетании с частицей "не" (например "не менее" и т.д.).
Для установления возможных границ значений показателей Заказчиком может быть установлено совместное использование выше указанных слов, например, "не менее", "не более", "менее", "более", разделенные союзом "и". В этом случае участнику закупки необходимо предоставить одно конкретное значение показателя, при этом, удовлетворяя каждому из требований, указанных выше в настоящей инструкции".
Заказчик пояснил, что, руководствуясь приведенными пунктами инструкции, участникам закупки надлежало указать конкретные значения габаритных характеристик предлагаемого к поставке товара.
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что по спорной позиции им предложен к поставке товар с указанием следующих характеристик: "Габаритные размеры шкафа: ширина 900 мм и 910 мм, глубина 430 мм и 430 мм, высота 2080 мм и 2080 мм".
При этом значение габаритного параметра "ширина" указан в виде двух различных значений, что не позволяет определить соответствие предлагаемого к поставке товара требованиям Заказчика.
Из доводов жалобы следует, что при указании значений спорного показателя, Заявитель руководствовался иным пунктом инструкции, а именно:
"Если заказчиком применяется союз "и" либо использование символа ",", при описании характеристик означает, что заказчику требуются описанные характеристики товаров одновременно с каждым из указанных показателей. В этом случаи участнику необходимо указать все разновидности (типоразмеры и т.п.) товара со всеми перечисленными Заказчиком показателями для каждой разновидности товара. В случае если в наименовании показателя установлено требование к составу различных компонентов, типов, видов, типоразмеров и т.д., то необходимо указать конкретные показатели для обоих компонентов, типам, видам, типоразмерам и т.д.".
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Ввиду отсутствия однозначных указаний о предоставлении сведений о спорном показателе, Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Уполномоченного органа имела основания для субъективного применения инструкции при рассмотрении сведений о конкретных показателях и, следовательно, имела основания для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, а доводы жалобы являются необоснованными.
2. В результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе были установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложении N 2 "Описание объекта закупки" к документации об аукционе.
В отношении товара по позиции 20 "Шкаф-витрина" Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование: "Габаритные размеры шкафа: ширина не менее 900 мм и не более 920 мм, глубина не менее 430 мм и не больше 450 мм, высота не менее 2080 мм и не более 2100 мм".
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена заказчиком в п. 19.2 "Инструкция по заполнению первой части заявки" документации об электронном аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена заказчиком в разделе 19 "Инструкция по заполнению типовой формы заявки" документации об электронном аукционе.
Данный раздел документации об аукционе содержит следующие указания:
"Слова "не менее_", "не меньше_", "не меньше чем_", "не уже_", "не ", "
", означают, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему, без использования вышеуказанных слов и знаков.
Слова "не более_", "не больше_", "не шире_", "не больше чем_", "не >", "", означают, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему, без использования вышеуказанных слов и знаков.
Предоставляемые участником закупки сведения не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать следующие слова/словосочетания: "эквивалент", "аналог", "менее", "более", "хуже", "или", "может", "должен", "должен быть", "может быть", "преимущественно", "необходимо", "требуется", "предполагается", "допускается", "следует", "обязательно", "недопустимо", "допустимо", "запрещено", "разрешается", "обычно", "строго", "примерно", "около", "исключительно", "только", "в основном", "в пределах", "ориентировочно", "не уже", "не шире", "толще", "больше", "меньше", "свыше", "как минимум", а также с учетом всех форм слов (во всех падежах) и в сочетании с частицей "не" (например "не менее" и т.д.).
Для установления возможных границ значений показателей Заказчиком может быть установлено совместное использование выше указанных слов, например, "не менее", "не более", "менее", "более", разделенные союзом "и". В этом случае участнику закупки необходимо предоставить одно конкретное значение показателя, при этом, удовлетворяя каждому из требований, указанных выше в настоящей инструкции".
Заказчик пояснил, что, руководствуясь приведенными пунктами инструкции, участникам закупки надлежало указать конкретные значения габаритных характеристик предлагаемого к поставке товара.
Вместе с тем из доводов жалобы следует, что при указании значений спорного показателя, Заявитель руководствовался иным пунктом инструкции, а именно:
"Если заказчиком применяется союз "и" либо использование символа ",", при описании характеристик означает, что заказчику требуются описанные характеристики товаров одновременно с каждым из указанных показателей. В этом случаи участнику необходимо указать все разновидности (типоразмеры и т.п.) товара со всеми перечисленными Заказчиком показателями для каждой разновидности товара. В случае если в наименовании показателя установлено требование к составу различных компонентов, типов, видов, типоразмеров и т.д., то необходимо указать конкретные показатели для обоих компонентов, типам, видам, типоразмерам и т.д.".
Положения инструкции содержат двусмысленные и противоречивые указания в части предоставлении сведений о показателях товара, для которых документацией предусмотрены минимальные и (или) максимальные значения и при описании которых Заказчиком использован союз "и".
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в утверждении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гранит" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с его выдачей в рамках ранее рассмотренного дела.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 октября 2021 г. N 44-4664/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2021