Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей ГБОУ Лицей N 126 Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик); в отсутствие представителей самозанятого Костюшина Александра Олеговича (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 31371-ЭП/21 от 05.10.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку пианино (извещение N 0372200148921000022) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 27.09.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200148921000022.
Начальная (максимальная) цена контракта - 630 000, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика по основаниям, изложенным в жалобе.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Требования к товарам, которые поставляются Заказчику установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям или эквивалентности предлагаемого к поставке товара" документации об аукционе.
В отношении товарной позиции "Пианино акустическое" Заказчиком установлены требования в отношении совокупности характеристик товара.
Спорной товарной позиции соответствует позиция каталога 32.20.11.120-00000001 "Пианино акустическое" с обязательными к применению характеристиками:
Высота: от 1300 Миллиметр, до 1100 Миллиметр, 1100 - 1200 Миллиметр, 1200 - 1300 Миллиметр; Глубина: от 600 Миллиметр, до 500 Миллиметр, 500 - 550 Миллиметр, 550 - 600 Миллиметр; Количество педалей: 2 Штука, 3 Штука.
Из содержания документации об аукционе следует, что описание закупаемых Заказчиком товаров определено с учётом позиции каталога.
При этом, Комиссия УФАС констатирует, что описание вышеуказанной позиции имеет указание как на характеристики, предусмотренные позицией каталога, так и дополнительные, такие как:
"*Дополнительные технические характеристики:
Корпус пианино должен иметь классическую форму. Габаритный размер "ширина" боковой стенки корпуса больше 20 мм, предельно 40 мм. Габаритный размер "толщина" бачков должен быть толще 35 мм, должен быть тоньше 45 мм. Количество шпрейцев футора не менее чем 4 штуки. Размер шпрейцев по длине должен быть >95 мм, должен быть <150 мм, по ширине долен быть шире 35 мм, должен быть уже 55 мм. Материал изготовления деки должен быть твердая узкослойная резонансная ель. Площадь резонансной деки не должна быть ниже 1,34 кв.м. Рипки пианино должны быть изготовлены из массива узкослойной ели. Количество рипок не менее чем 10 штук. Габаритный размер "ширина" рипок больше 20 мм, уже 50 мм. Штеги должны быть изготовлены из клена. Конструкция басового штега должна иметь закругленную форму, установленного на деку через дополнительный "мостик". Рама пианино должна быть изготовлена из чугуна вакуумным способом, крепится к футору на более 20 шурупах. Рама должна иметь рамные пробки. Каподастр крепится на более 15 шурупах. Струны должны быть стальные с латунной навивкой. Количество басовых одинарных струн не должно быть менее 15 штук. Количество басовых двойных струн не должно быть менее 17 пар. Переходные струны в количестве 3 пары. Вирбели должны быть выполнены из специального стального сплава, фрезерованные, никелированные. Габаритный размер "диаметр" вирбелей больше 6,5 мм, предельно 8,5 мм. Должно быть предусмотрено 88 клавиш. Клавиши должны быть выполнены из цельных еловых брусков, капсюли клавиш - из твердых пород дерева. Габаритный размер "ширина" белых клавиш 22 мм, не шире 30 мм. Габаритный размер "ширина" черных клавиш должен быть >10 мм, должен быть <15 мм. Габаритный размер "толщина" штульрамы должен быть не <30 мм, не должен быть >45 мм. Клавиатурная рама должна быть изготовлена из древесины твердых пород и должна иметь усиливающие конструкцию металлические элементы. Все узлы и детали должны быть оригинального производства, сбалансированная, отдельные узлы механики должны быть выполнены из ABS полимера. Механика должна иметь 3 опорные стойки. Подвижной рулейстик должен быть выполнен из металла. Количество демпферов одинарных не менее чем 15 штук. Количество демпферов двойных не менее чем 17 штук. Количество комбинированных подушек больше 30 штук. Молоточки должны быть оригинального производства, керн - красное дерево с унтерфильцем, вклеены на специальный синтетический клей, характерного прозрачно-белого цвета. Центральная балка для крепления узлов механики должна быть изготовлена из экструзированного алюминиевого сплава и должна иметь монолитную профильную конструкцию. Пюпитр должен крепиться к поверхности клапа на не менее чем 3 петли, и должен иметь стопорный механизм. Габаритный размер "длина" пюпитра не должна быть <1000 мм, не превышает 1250 мм. Клап должен состоять из не менее чем трех деталей, и должен быть оснащен механизмом безопасного и плавного закрытия. Ножки должны быть представлены в виде консоли. Передние одинарные ролики должны быть выполнены из латуни, задние из пластика. Наличие 3 педалей: soft, sustain и модератор. Цвет должен быть черный полированный. На раме заводским способом должен быть изготовлен фирменный знак производителя и серийный номер инструмента. На внутренней стороне клапа должен быть предусмотрен логотип производителя. Инструмент соответствует категории Consumer-GradePianos (Потребительский уровень Фортепиано). Банкетка должна быть изготовлена из массива дерева, должна иметь несколько ножек квадратной или круглой формы. Ножки должны крепиться к высокопрочной подставке с подъемным механизмом на винте М8. Размер сидения по длине больше 500 мм, предельно 650 мм, по ширине должен быть шире 280 мм, должен быть уже 450 мм. Должно быть предусмотрено наличие плавной регулировки высоты. Сидение должно быть обито натуральной кожей; велюром. Сидение регулируется по высоте в пределах от 450 мм - до 580 мм.".
В качестве обоснования включения в описание объекта закупки дополнительной информации Заказчиком указано следующее:
"* Обоснование необходимости использования дополнительной информации:
Включение дополнительных характеристик продукции обосновано отсутствием в КТРУ обязательных к применению характеристик объекта закупки, а также в связи с необходимостью соблюдения требований ч.1 ст.33 Закона N44-ФЗ в части указания функциональных, технических и качественных характеристик объекта закупки, заказчиком определены значимые для осуществления своей деятельности характеристики объекта закупки".
Таким образом, в документации о закупке имеется ссылка исключительно на потребность Заказчика, но не раскрыто само обоснование необходимости использования многочисленных дополнительных характеристик, что свидетельствует о несоблюдении пункта 6 Правил, и является нарушением ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, надлежащее обоснование включения в описание объекта закупки дополнительной информации, не предусмотренной Каталогом, в документации отсутствует.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС констатирует нарушение Заказчиком Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, что, в свою очередь, нарушает ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленное нарушение повлияло на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Исходя из изложенного, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу самозанятого Костюшина Александра Олеговича обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 октября 2021 г. N 44-4672/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2021