Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "РЭДКЕТ" (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 31497-ЭП/21 от 06.10.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по ремонту свободной жилой площади, находящейся в собственности Санкт-Петербурга (извещение номер 0372200216021000024) (далее - запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 29.09.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200216021000024. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 719 261,60 рублей.
В жалобе ООО "РЭДКЕТ" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Под запросом котировок в электронной форме понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, победителем такого запроса признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме. (ч. 1 ст. 82.1 Закона о контрактной системе).
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 82.1 Закона о контрактной при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать следующие информацию и документы:
- с учетом положений ч. 6 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме в соответствии с ч. 2 ст. 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира;
- документы (или их копии), подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов (или их копий) предусмотрено извещением о проведении запроса котировок в электронной форме. При этом не допускается требовать представление указанных документов (или их копий), если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно ч. 7 ст. 82.1 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная пп.пп. "а" и "б" п. 2 ч. 5 настоящей статьи:
- включается в заявку на участие в запросе котировок в электронной форме при осуществлении закупки работ, услуг, для выполнения, оказания которых используется товар (за исключением случая, предусмотренного п. 2 настоящей части), в случае установления заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме требования о представлении такой информации в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме. При этом информация, предусмотренная пп. "а" п. 2 ч. 5 настоящей статьи, в заявку на участие в запросе котировок в электронной форме может не включаться при указании в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме товарного знака и предложения участником закупки товара, обозначенного таким товарным знаком;
- не включается в заявку на участие в запросе котировок в электронной форме в случае включения в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме проектной документации в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 настоящего Федерального закона.
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных настоящей статьей, не допускается (ч. 8 ст. 82.1 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае извещение о проведении запроса котировок содержит требование о представлении в заявке участника информации о характеристиках товаров.
Пунктом 1 ч. 3 ст. 82.1 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении запроса котировок в электронной форме заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, содержащее информацию, указанную в п.п. 1 - 5, 8 - 12 ст. 42 настоящего Федерального закона;
В силу п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товарам, используемым при выполнении работ содержатся в Приложении N 1 "Техническое задание" к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме.
Данное приложение содержит, в том числе, следующие требования к товарам: "Марка по расплыву конуса: Р2 - Р4", "Длина: 1250-1300 мм", "Пленкообразующее вещество, входящее в состав краски: олифа натуральная, льняная или конопляная, с цветом по йодометрической шкале не темнее 1600 мг 2/100 см3", "Пропускная способность: не
16 м3/час" и "Значение показателя "Максимальная мощность лампы" должно составлять не
200 Вт".
Заявитель обжалует отсутствие в извещении о проведении запроса котировок и в приложениях к нему указаний, позволяющих отнести данные показатели к одному из видов, предусмотренных ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Представителем Заказчика даны пояснения, что значения показателей "Марка по расплыву конуса" и "Длина" надлежало представить в виде одного числового значения, руководствуясь следующими указаниями извещения:
"Показатели могут быть конкретными. Под конкретными показателями в документации понимаются показатели, имеющие одно единственное значение, выраженное не в диапазоне.
Конкретные значения всегда указываются для всех геометрических показателей товара, размеров, площади, объёма (за исключением случаев регулируемых размеров, на возможность регулировки которых указано в документации), массы товаров, количества, марок, точности, сортов, классов".
Сведения о цвете по йодометрической шкале надлежало представить в неизменном виде с учетом указаний извещения:
"Показатели могут быть неизменными. Под неизменным понимается значение, для которого заказчик установил единственно возможное значение.
Показатели, для которых не установлены требования по предоставлению показателей в неизменном виде, конкретным значением или в диапазоне могу быть указаны в диапазоне или конкретно с соблюдением правила из п. 2, 3.
Если в техническом задании значение показателя выражено без использования слов и символов, указанных в пунктах 1, 2, 3 инструкции, то данное значение является неизменным, и указывается в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме в соответствии с техническим заданием. Знаки пунктуации, союзы, не перечисленные в данной инструкции используются точно в соответствии с правилами русского языка".
Заявителем доказательств обратного не представлено, ввиду чего Комиссия УФАС приходит к выводу, что данные доводы не находят своего подтверждения.
Также Заказчик пояснил, что значения показателей "Пропускная способность" и "Максимальная мощность лампы" должны быть представлены в виде конкретных числовых значений, руководствуясь указаниями извещения:
"Показатели и их значения должны указываться в настоящем времени в соответствии с правилами русского языка".
Вместе с тем, в отношении данных показателей также применим пункт инструкции, в соответствии с которым "Если в техническом задании значение показателя выражено без использования слов и символов, указанных в пунктах 1, 2, 3 инструкции, то данное значение является неизменным, и указывается в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме в соответствии с техническим заданием".
Таким образом, из содержания извещения и приложений к нему не представляется возможным отнести вид показателей "Пропускная способность" и "Максимальная мощность лампы", что нарушает ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы является обоснованным.
2. В отношении товара по позиции 19 "Краска" Заказчиком установлено требование: "Стойкость пленки к статическому воздействию воды, при температуре (20 2) С, ч: не менее 24", которое изложено некорректно и не позволяет однозначным образом определить действительную потребность Заказчика.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, а довод жалобы является обоснованным.
3. В отношении товаров по позициям 1 и 2 "Смесь сухая" Заказчиком установлено требование: "Товар должен отвечать требованиям ГОСТ 28013-98".
Заявитель утверждает, что действие ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" не распространяется на данные товары, поскольку областью его применения являются строительные растворы на минеральных вяжущих, применяемые для каменной кладки и монтажа строительных конструкций при возведении зданий и сооружений, крепления облицовочных изделий, штукатурки.
Вместе с тем данным стандартом регламентированы нормативные требования сухих растворных смесей, следовательно, довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.
4. В отношении товара по позиции 16 "Краска" Заказчиком установлены требования: "Растворитель - вода. Товар должен отвечать требованиям ГОСТ Р 52020-2003".
ГОСТ Р 52020-2003 "Материалы лакокрасочные водно-дисперсионные. Общие технические условия" не предусмотрен данный показатель, следовательно, он является нестандартным.
Надлежащее обоснование необходимости использования нестандартных требований при описании показателей товаров в документации отсутствует, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы является обоснованным.
5. К товару по позиции 21 "Трубы" Заказчиком установлены требования: "Средний внутренний диаметр раструба (минимальный): не менее 50,3 мм. Товар должен отвечать требованиям ГОСТ 32412-2013".
В оспариваемой части требования Заказчика соответствуют нормативам таблиц 4, 5 и 6 ГОСТ 32412-2013 "Трубы и фасонные части из непластифицированного поливинилхлорида для систем внутренней канализации. Технические условия", следовательно, довод жалобы не находит своего подтверждения.
6. К товару по позиции 24 "Труба" Заказчиком установлены требования: "Внутренний диаметр: не менее 13,2 мм. Товар должен отвечать требованиям ГОСТ 32415-2013, ГОСТ Р 53630-2015".
Данное требование не регламентировано положениями ГОСТ 32415-2013 "Трубы напорные из термопластов и соединительные детали к ним для систем водоснабжения и отопления. Общие технические условия" и ГОСТ Р 53630-2015 "Трубы напорные многослойные для систем водоснабжения и отопления. Общие технические условия", следовательно, является нестандартным.
Надлежащее обоснование необходимости использования нестандартных требований при описании показателей товаров в документации отсутствует, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы является обоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 42, 82.1, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЭДКЕТ" обоснованной в части доводов о нарушении правил описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его котировочной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 октября 2021 г. N 44-4685/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.10.2021