Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
в присутствии представителей:
от заказчика - Ахмеров Ш.Ю..
от ООО "ТМ-СТРОЙ" - Малова А.В., Ильиченко Е.В.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из Администрации Шпаковского МО СК
сведениями о внесении ООО "ТМ - СТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N 0121200004720001514 "Ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения муниципального образования Верхнерусского сельсовета по ул. Первомайская (от ул. Промышленная) хутора Вязники протяженностью 1,075 км Шпаковского района Ставропольского края".
Заказчик указывает, что расторг контракт в одностороннем порядке.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и пункта 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "ТМ - СТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения сторон, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
По результатам проведения аукциона в электронной форме N 0121200004720001514 "Ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения муниципального образования Верхнерусского сельсовета по ул. Первомайская (от ул. Промышленная) хутора Вязники протяженностью 1,075 км Шпаковского района Ставропольского края" победителем признано ООО "ТМ - СТРОЙ".
Порядок заключения контрактов регулируется требованиями статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг доя обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 1 статьи 6 Закона Ставропольского края N 16-КЗ от 31.01.2020 г. "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Шпаковского муниципального района Ставропольского края, и об организации местного самоуправления на территории Шпаковского района Ставропольского края" и дополнительного соглашения N 1 от 16.03.2021 Стороной контракта от Заказчика стала Администрация Шпаковского муниципального округа Ставропольского края.
Как пояснил заказчик: "_В соответствии с п. 1.1 Контракта Подрядчик обязан выполнить работы согласно сметной документации - приложение 1 к Контракту в объеме, указанной в приложении к Контракту.
Срок выполнения работ в соответствие с пунктом 4.1 Контракта - с "01" апреля 2021 года по "01" июля 2021 года.
По состоянию на 01. 07. 2021 г. (срок окончания выполнения работ) работы по Контракту не выполнены, к выполнению работ Подрядчик не приступал.
Таким образом, Подрядчик нарушил сроки выполнения работ и условия исполнения Контракта.
Указанные нарушения подтверждаются отсутствием актов выполненных работ (КС- 2) и справок о стоимости выполненных работ (КС-3), предоставление которых предусмотрено Контрактом при выполнении работ.
Заказчик неоднократно сообщал Подрядчику о необходимости приступить к выполнению работ по Контракту (претензия от 27.05.2021 N 869/02-05, от 28.05.2021 N 881/02-05, от 07.06.2021 N 973/02-05).
В связи с вышеизложенным на основании п. 2 ст. 715 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, пункта 11.4 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение).
Решение было опубликовано в ЕИС 06.08.2021 и 06.08.2021 было направлено заказным письмом с уведомлением Подрядчику ООО "ТМ -СТРОЙ", которое было им получено 25.08.2021. Решение вступило в силу 07.09.2021 г_".
Вместе с тем, на рассмотрении дела было установлено, что заказчиком решение о расторжение контракта было принято - 06.08.2021 г. и разместил в ЕИС 06.08.2021 г.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о закупках - решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Заказчику стало известно о получении решения в одностороннем порядке ООО "ТМ-СТРОЙ" - 25.08.2021 г. (согласно представленным заказчиком материалам дела - отчет отслеживания был осуществлен заказчиком 25.08.2021 г.).
В силу ч. 12 ст. 95 Закона N44-ФЗ датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе и согласно п. 13 ст. 95 Закона N44-ФЗ, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу, и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Таким образом, исходя из положений ч. 12, 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, контракт считается расторгнутым 07.09.2021 г.
При этом, согласно статьям 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом, в соответствии с условиями контракта, требованиями закона.
Частью 8 статьи 95 Закона о закупках расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о закупках заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Далее, согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из материалов дела и письменных пояснений ООО "ТМ-СТРОЙ" (представленных Обществом письменных пояснений) следует, что ООО "ТМ-СТРОЙ" в рамках исполнения условий муниципального контракта выполнил объем работ, который подтверждается справкой о стоимости выполненных работ по форме КС-3 N 1 от 30.06.2021 г. и актом о приемке выполненных работ по форме КС-2 N 1 от 30.06.2021 г.
Согласно условиям муниципального контракта 04.08.2021 г. Общество направило письмо в адрес Администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края о готовности к сдаче выполненных работ за период с 01.04.2021 г. по 30.06.2021 г. с приложением следующей документации:
Акт N 1 о приемке выполненных работ по форме КС-2 на 5 л. в 3 экз.;
Справка N 1 о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 на 1 л. в 3 экз.;
Счет-фактура N 7 от 30.06.2021 г. на 1 л. в 1 экз.;
Счет на оплату N 6 от 30.Об.2021 г. на 1 л. в 1 экз.;
Акт N 7 от 30.06.2021 г. на 1 л. в 2 экз.;
Исполнительная документация на 7 л. в 3 экз.;
Реестр исполнительной документации на 2 л. в 2экз., которое было получено адресатом 09.08.2021 г.
В соответствии с п. 6.4 муниципального контакта приемка работ по качеству и количеству осуществляется путем подписания сторонами Акта о приемке выполненных работ формы КС-2 и Справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3.
Заказчик в течение 5 рабочих дней, с даты предоставления Акта о приемке выполненных работ, проверяет качество и объемы выполненных работ и затем:
а) либо принимает работы и подписывает акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 для последующей оплаты;
б) либо при наличии замечаний возвращает Подрядчику, представленный для приемки работ акт по форме КС-2 для внесения изменений в соответствии с результатами приемки;
в) либо направляет Подрядчику в письменном виде мотивированный отказ принять работы и подписать акт по форме КС-2 (п.6.8 муниципального контракта).
19.08.2021 г. Обществом посредством электронной почты было получено письмо (от 19.08.2021 г. исх. N1513/02.05) об отказе Администрацией Шпаковского муниципального округа Ставропольского края в принятии вышеуказанных Акта о приемке выполненных работ формы КС- 2 N 1 от 30.06.2021 г. и Справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 N 1 от 30.06.2021 г. вследствие выявленных нарушений в исполнительной производственно-технической документации.
На основании вышеизложенного, Общество инициировало выезд на объект с целью комиссионного принятия объема выполненных работ с участием представителей сторон. В связи с чем, в адрес администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края было направлено уведомление о необходимости обеспечения явки представителя 25.08.2021 г. в 15 часов 00 минут (исх. 168 от 24.08,2021 г.)
Явка представителя администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края для принятия выполненных работ не была обеспечена, вследствие чего фактический объем выполненных работ был зафиксирован представителями Общества в одностороннем порядке.
Согласно п. 4 ст. 753 Гражданского кодекса РФ при отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
02.09.2021 г. во исполнение условий муниципального контракта Общество направило в адрес Администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края для осуществления приемки выполненных работ с приложением следующей документации:
акт от 25.08.2021 г., Акт N 1 о приемке выполненных работ по форме КС-3 от 25.08.2021 на 5 л. в 3 экз.;
Справка N 1 о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 от 25.08.2021 на 1 л. в 3 экз.;
Счет- фактура N 8 от 25.08.2021 г. на 1 л. в 1 экз.;
Счет на оплату N 10 от 25.05.2021 г. на 1 л. в 1 экз.; Акт N 10 от 25.08.2021 г. на 1 л. в 2 экз.
14.09.2021 г. посредством электронной почты Обществом было получено письмо (от 14.09.2021 г. N 8059/03.04) об отказе Администрацией Шпаковского муниципального округа Ставропольского края в принятии вышеуказанных Акта о приемке выполненных работ формы КС-2 от 25.08.2021 г. и Справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 25.08.2021 г. вследствие выявленных нарушений в исполнительной производственно-технической документации, а также в связи с расторжением муниципального контракта в одностороннем порядке 07.09.2021 г.
Кроме того, ООО "ТМ-СТРОЙ" неоднократно информировало заказчика о невозможности выполнения работ по контракту в связи с ухудшением погодных условий (исх. N 86 от 14.04.2021 г., N 101 05.05.2021 г., N 155 от 08.07.2021 г.), что подтверждается справками, предоставленными ФГБУ "Северо-Кавказское УГМС" (Ставропольский ЦГМС) (N1-62/1387 от 25.06.2021 г., N 1-62/1607 от 16.07.2021, N 1-62/1935 от 04.08.2021 г.) и необходимости продления сроков выполнения работ до 27.08.2021 г. (исх. N 161/1 от 28.07.2021 г.).
Согласно п. 5.1.7 муниципального контракта Подрядчик обязан немедленно уведомлять Заказчика посредством письменного уведомления о событиях и обстоятельствах, которые могут оказать негативное влияние на ход работ, качество работ, сроки завершения работ или не способствовать достижению характеристик и показателей объекта, установленных в Сметной документации (Приложение N1 к Контракту) и настоящем контракте, в том числе:
а) о возможных неблагоприятных для Заказчика последствиях выполнения его указаний о способе исполнения работ;
б) об обнаруженной невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работы;
в) о приостановлении или прекращении работы.
На основании вышеизложенного, видно ООО "ТМ-СТРОЙ" после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимало меры для надлежащего исполнения условий контракта - на рассмотрение дела представителями ООО "ТМ-СТРОЙ" представлены документы (переписка), в том числе, Общества и заказчика.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Далее, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона N44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений ст. 104 ФЗ Закона N44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (ч. 9 ст. 104 Закон N44-ФЗ).
В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Ставропольского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения общества при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и Общества на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Таким образом, Комиссия Ставропольского УФАС России, проведя оценку действий ООО "ТМ-СТРОЙ", приходит к выводу о совершении Исполнителем необходимых действий, направленных на исполнение обязательств по Контракту, сведения в отношении ООО "ТМ-СТРОЙ" включению в реестр недобросовестных поставщиков не подлежат, в том числе на основании пп. в) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ООО "ТМ-СТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 70 Закона N 44-ФЗ и частью 12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "ТМ-СТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии С.И. Рошевский
Е.В. Вишневская
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 8 октября 2021 г. N РНП-26-1587
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2021