Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Телекова З.С., Афонькин Ю.В., Рой С.В.
от ИП Бунгуева Т.У. - представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП Бунгуева Т.У. на действия заказчика - ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321100021521000152 "Поставка учебных пособий для нужд СтГМУ".
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
Комиссия, выслушав сторону, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу пп. 1,2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Рассмотрев доводы жалобы ИП Бунгуева Т.У., Комиссией установлено следующее:
1. По доводу первому установлено:
В инструкции указан следующий пункт:
Указанные показатели заполняются в соответствии с Разделом "Техническое задание" документации об электронном аукционе, при этом участник закупки указывает конкретные характеристики товара, не допускается использование двусмысленных толкований и формулировок "не более", "не менее", "должен(а)(ы)", "не хуже", "не ниже", "как правило", "может быть", "или", "от", "до", "аналог", "типа", "примерно", "около", "нужна" "требуются", "или эквивалент" и т.д. за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются страной происхождения товара.
В техническом задании указано:
Модель может быть использована для настольной практики или размещения в лапароскопическом тренажере коробочного типа.
Тренажер должен быть укомплектован двумя типами пункционных блоков:
Комплект артериальных трубок (2 типа, прозрачные)
Комплект венозных трубок (2 типа, голубые)
Модель должна иметь 3 типа подкожных вставок левой половины грудной клетки для имитации различного положения порт-системы при пальпации и постановке иглы.
Использование электрода типа "петля", диаметр, Fr
Выбор монополярного или биполярного типа электрода
Консоль обратной связи должна работать от батареек типа АА.
Если слово "типа" согласно инструкции под запретом, то каким словом необходимо заменять при составе заявки, ведь если удалить данное слово без замены, то сведения будут некорректными. Двусмысленного толкования слово "типа" не несет, но при составе заявки согласно инструкции Заказчик требует исключить данное слово. В связи с вышеуказанным, что инструкция в части не подходит установленным требованиям.
Данный довод заявителя обоснован.
Заказчиком нарушено требование ст. 33 Закона N44-ФЗ.
2. По доводу второму доводу установлено:
Заказчиком установлены требования по позиции 1 в следующем виде:
Наименование оборудование |
Ед. изм. |
Кол-во |
Наличие функций и (или) описание параметров |
Габариты модели (Д |
см |
|
Не более 36 |
В предлагаемой инструкции отсутствует конструкция в виде словосочетания "не более" установленного перед несколькими значениями. И потому невозможно однозначно понимать, как правильно и безошибочно заполнить первую часть заявки на участие в аукционе. Относится ли словосочетание "не более" к каждому из установленных значений через символ "", либо конкретизации подлежит только первое значение или только второе и т.д.
Ещё один пункт к вышеуказанному доводу о том, что инструкции не подходит для указанных требований в техническом задании.
Данный довод заявителя обоснован.
Заказчиком нарушено требование ст. 33 Закона N44-ФЗ.
3. По третьему доводу установлено:
Заказчиком установлены требования по позиции 4 в следующем виде:
Наименование оборудование |
Ед. изм. |
Кол-во |
Наличие функций и (или) описание параметров |
Габариты в упаковке (ДхШхВ), не более |
см
|
89 x 31 x 16 |
Соответствие |
Заказчиком установлено некорректное значение в столбце количество. В связи с чем неизвестно, необходимо ли конкретизировать данные значения или сведения должны быть предоставлены в неизменном виде. Требование в связи с ошибкой Заказчика вводит в заблуждение и не дает возможности правильно заполнить первую часть заявки на участие в аукционе. Более того как указывалось уже во втором доводе, данная конструкция не описана.
Аналогично по позиции 13
Наименование оборудование |
Ед. изм. |
Кол-во |
Наличие функций и (или) описание параметров |
Габариты тренажера (ДхШхВ), не более |
см |
18 х 9 х 4 |
Соответствие |
По позиции 18
Наименование оборудование |
Ед. изм. |
Кол-во |
Наличие функций и (или) описание параметров |
Габариты модели (ДxШxВ), не более |
см |
25,5 x 41 x 69 |
Соответствие |
Данный довод заявителя обоснован.
Заказчиком нарушено требование ст. 33 Закона N44-ФЗ.
4. По четвертому доводу установлено:
Заказчиком установлены требования по позиции 4 в следующем виде:
Наименование оборудование |
Ед. изм. |
Кол-во |
Наличие функций и (или) описание параметров |
Габариты в упаковке (ДхШхВ), не более |
см
|
89 x 31 x 16 |
Соответствие |
Заявителем жалобы было указано, что "_Заказчик устанавливает требование к габаритам в упаковке, что в свою очередь является избыточным требованием, так как поставка требуется товаров, а не упаковок к товарам. Данными требованиями Заказчик ограничивает круг участников, так как медицинские товары имеют плюс минус один размер согласно стандартам, но размеры упаковки производители вправе указать любой, что в свою очередь никак не влияет на качество и функциональность товара. _Данное требование установлено с нарушением 44-ФЗ и не несет в себе никакой полезной информации, разве что только ограничения круга Участника путем описания конкретного производителя_".
Вместе с тем, на рассмотрение дела было установлено, что в данном случае необходимо было конкретизировать значение длины, ширины и высоты - габаритные размеры товара в упаковке, а не размеры самой упаковки. Данный довод заявителя необоснован.
5. По пятому доводу установлено:
Заказчиком установлены требования по позиции 4 в следующем виде:
Наименование оборудование |
Ед. изм. |
Кол-во |
Наличие функций и (или) описание параметров |
Модель руки должна быть укомплектована системой для инфузии в виде пакета объемом не менее 500 мл с трубкой и зажимом. |
|
|
Наличие |
Требование в отношении модели руки установлено в столбце "Наименование оборудование". Конкретизировать ли данное требование или так как это является наименование, то "не менее 500 мл" переносится в заявку в неизменном виде. Инструкция не позволяют однозначно это трактовать.
Данный довод заявителя обоснован.
Заказчиком нарушено требование ст. 33 Закона N44-ФЗ.
6. По шестому доводу установлено:
Заказчиком установлены требования по позиции 10 в следующем виде:
Наименование оборудование |
Ед. изм. |
Кол-во |
Наличие функций и (или) описание параметров |
Модель может быть использована для настольной практики или размещения в лапароскопическом тренажере коробочного типа. |
|
|
Соответствие |
В инструкции указан следующий пункт:
Указанные показатели заполняются в соответствии с Разделом "Техническое задание" документации об электронном аукционе, при этом участник закупки указывает конкретные характеристики товара, не допускается использование двусмысленных толкований и формулировок "не более", "не менее", "должен(а)(ы)", "не хуже", "не ниже", "как правило", "может быть", "или", "от", "до", "аналог", "типа", "примерно", "около", "нужна" "требуются", "или эквивалент" и т.д. за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются страной происхождения товара.
Если данные слова и словосочетания не допускаются в использовании при заполнении первой части, то тогда каким образом можно предоставить данные сведения. Инструкция не рассчитана на установленные требования.
Данный довод заявителя обоснован.
Заказчиком нарушено требование ст. 33 Закона N44-ФЗ.
7. По седьмому доводу установлено:
Заказчиком установлены требования по позиции 10 в следующем виде:
Наименование оборудование |
Ед. изм. |
Кол-во |
Наличие функций и (или) описание параметров |
Модель должна воспроизводить анатомию шейного отдела позвоночника взрослого человека от I до VII шейного позвонка включительно. |
|
|
Соответствие |
В инструкции указан следующий пункт:
Указанные показатели заполняются в соответствии с Разделом "Техническое задание" документации об электронном аукционе, при этом участник закупки указывает конкретные характеристики товара, не допускается использование двусмысленных толкований и формулировок "не более", "не менее", "должен(а)(ы)", "не хуже", "не ниже", "как правило", "может быть", "или", "от", "до", "аналог", "типа", "примерно", "около", "нужна" "требуются", "или эквивалент" и т.д. за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются страной происхождения товара.
Исходя из пункта инструкции - Участники должны предоставить значение без предлогов "от" и "до", а значит значение должно быть конкретным. Но модель должна воспроизводить анатомию шейного отдела позвоночника взрослого человека от I до VII шейного позвонка включительно и предоставить конкретное значение тут недопустимо.
Но согласно инструкции, так же имеется правило
В случае если в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе в форме участника закупки не указаны конкретные показатели товара, предлагаемого к использованию в процессе выполнения работ, при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе такой участник не допускается комиссией к участию в электронном аукционе.
Вывод - инструкция противоречит требованиям.
Данный довод заявителя обоснован.
Заказчиком нарушено требование ст. 33 Закона N44-ФЗ.
8. По восьмому доводу установлено:
Заказчик в ряде показателей использовал в русскоязычном слове латинские буквы для ограничения поиска по словам, невозможно найти подобные слова по поиску. Позиция N26
Габаритные размеры: |
|
|
|
- ширина, бoлее |
см |
|
50 |
- длина, бoлее |
см |
|
60 |
- высота, бoлее |
см |
|
150 |
Монитор жидкокристаллический основной для получения изображения с оптической системы гистерорезектоскопа, диагональ, бoлее |
дюйм |
|
20 |
Монитор дополнительный сенсорный управляющий, диагональ, бoлее |
дюйм |
|
20 |
Данный довод заявителя обоснован.
Заказчиком нарушено требование ст. 33 Закона N44-ФЗ.
9. По восьмому доводу заявителя установлено:
В позиции N26 Заказчик установил требование: предустановленное программное обеспечение.
Заказчиком нарушены требования ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, поскольку заказчиком в документации об аукционе не установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановление N 1236).
Частью 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с ч. 2 (1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Поскольку согласно технического задания, в состав закупаемого комплекса входит программное обеспечение, следовательно, заказчиком в документации об аукционе должен быть установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных или обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с требованиями Постановления N 1236.
Данный довод заявителя обоснован.
Заказчиком нарушено требование ст. 14, 33 Закона N44-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика - ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России установлены нарушения требований ст. 33 Закона N44-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Бунгуева Т.У. на действия заказчика - ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321100021521000152 "Поставка учебных пособий для нужд СтГМУ" - обоснованной в части 2-7.
2. В действиях заказчика установлены нарушения ст. 14, 33 Закона N44-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии С.И. Рошевский
Е.В. Вишневская
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 8 октября 2021 г. N 026/06/64-2251/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2021