Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А.М.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Телекова З.С., Афонькин Ю.В., Рой С.В.
от ИП Бунгуева Т.У. - представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП Бунгуева Т.У. на действия заказчика - ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321100021521000153 Поставка учебных пособий для нужд СтГМУ.
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
Комиссия, выслушав сторону, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению заявок должна беспрепятственно позволять участникам закупки и аукционной комиссии заказчика определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе, а именно: инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе не дает сформировать заявку и вводит участников в заблуждение, с учетом наличия в документации о закупке требований к описанию значений показателей товаров, которые являются основанием для отклонения заявки участников.
Так, согласно Инструкции по заполнению заявки: "Указанные показатели заполняются в соответствии с Разделом "Техническое задание" документации об электронном аукционе, при этом участник закупки указывает конкретные характеристики товара, не допускается использование двусмысленных толкований и формулировок "не более", "не менее", "должен(а)(ы)", "не хуже", "не ниже", "как правило", "может быть", "или", "от", "до", "аналог", "типа", "примерно", "около", "нужна" "требуются", "или эквивалент" и т.д. за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются страной происхождения товара".
При этом в техническом задании указано: масочная вентиляция мешком типа Амбу. Катетер для картирования типа Lasso, _
Таким образом, участник не может предложить товар соответствующего образца.
2. Заказчиком установлены требования по позиции 2 в следующем виде: Рабочее положение (Д х Ш х В), мм, Более 1800 х 550 х 1400, или Габариты манекена (ДхШ), не более, см 180 x 55, при этом в инструкции отсутствует конструкция подобного словосочетания, что может привести к отклонению заявок участников.
3. Заказчиком установлены требования по позиции 4 в следующем виде: "Манекен должен имитировать не менее 6 предустановленных степеней тяжести состояния пациента с соответствующими показателями_", "Возможность отработки навыков медикаментозного купирования осложнений с использованием препаратов, медикаментов, не менее..", при этом в инструкции не указано стоит ли конкретизировать или указать в неизменном виде.
4. Заказчиком установлены требования по позиции 10 в следующем виде: "Наглядное отображение рейтинговой шкалы балльной оценки в виде графика, отражающего соответствие значения выбранного пользователем параметра оценки общему баллу по шкале от 1 до 5 (1, 2, 3, 4 или 5) для каждого параметра оценки".
При этом, согласно инструкции указан следующий пункт: Указанные показатели заполняются в соответствии с Разделом "Техническое задание" документации об электронном аукционе, при этом участник закупки указывает конкретные характеристики товара, не допускается использование двусмысленных толкований и формулировок "не более", "не менее", "должен(а)(ы)", "не хуже", "не ниже", "как правило", "может быть", "или", "от", "до", "аналог", "типа", "примерно", "около", "нужна" "требуются", "или эквивалент" и т.д. за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются страной происхождения товара.
Таким образом, участнику не возможно заполнить заявку для участия в аукционе
5. Заказчиком установлены требования по позиции 10 в следующем виде: "Манекен должен соединяться с управляющим компьютером с помощью сетевого кабеля (LAN) или беспроводного Wi-Fi подключения" "Разъем для LAN-кабеля должен находиться на правой боковой поверхности туловища манекена", "Световой индикатор Wi-Fi подключения должен находиться на правой боковой поверхности туловища манекена".
При этом, в инструкции указано: "Указанные показатели заполняются в соответствии с Разделом "Техническое задание" документации об электронном аукционе, при этом участник закупки указывает конкретные характеристики товара, не допускается использование двусмысленных толкований и формулировок "не более", "не менее", "должен(а)(ы)", "не хуже", "не ниже", "как правило", "может быть", "или", "от", "до", "аналог", "типа", "примерно", "около", "нужна" "требуются", "или эквивалент" и т.д. за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются страной происхождения товара.
Заказчик указывает, что манекен должен соединяться с управляющим компьютером с помощью сетевого кабеля (LAN) или беспроводного Wi-Fi подключения. То есть Участники закупки должны сделать выбор в отношении данного показателя. Однако далее по тексту Заказчик уже требует наличие LAN и Wi-Fi подключения.
Содержание требований документации и требований к участникам закупки должно быть сформировано согласно требований Закона о контрактной системе с учетом внесенных изменений в Закон, и быть реально исполнимым, неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации, в которой содержатся требования как к участникам закупки, так и к информации которую необходимо указать в заявке участникам закупки, создает или может создать препятствия для потенциальных участников закупки на стадии заполнения заявок, и соответственно как барьер служит препятствием для подачи заявки тем самым нарушается принцип профессионализма заказчика, что создает угрозу обеспечения конкуренции, независимо от фактического результата закупки.
2. В силу пп. 1,2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
При этом, Заказчиком установлены требования по позиции 1 в следующем виде: "Манекен должен иметь 2 встроенных в туловище литий-ионных аккумулятора емкостью 14,8 В, 4,4 мАч каждый для обеспечения беспроводной работы.".
Заказчиком установлены требование не позволяющие определить его потребность, а именно: емкость аккумуляторов не может измеряться в "В - вольт" и 2 встроенных аккумулятора по 4,4 мАч не дают в сумме 14,8 - (4,4*2=8,8).
Таким образом в действиях заказчика установлены нарушения ст. 33 Закона 44-ФЗ.
3. Заказчик в ряде показателей использовал в русскоязычном слове латинские буквы для ограничения поиска по словам, с целью отклонения поданных заявок, которые не смогли найти подобные слова по поиску.
Позиция N9
- Автоматический отчет по параметрам, шт., бoлее_
По позиции 5
Возможность имитации использования различного инструментария, видов, бoлее_
Автоматический отчет по параметрам, шт., бoлее_
Заказчиком нарушено требование ст. 33 Закона N44-ФЗ.
4. В позиции N1 Заказчик установил требование; предустановленное программное обеспечение.
Заказчиком нарушены требования ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, поскольку заказчиком в документации об аукционе не установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановление N 1236).
Частью 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с ч. 2 (1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Поскольку согласно технического задания, в состав закупаемого комплекса входит программное обеспечение, следовательно, заказчиком в документации об аукционе должен быть установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных или обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с требованиями Постановления N 1236.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика - ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России установлены нарушения требований ст. 33, 64 Закона N44-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Бунгуева Т.У. на действия заказчика - ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321100021521000153 Поставка учебных пособий для нужд СтГМУ - обоснованной.
2. В действиях заказчика установлены нарушения ст. 64, 33 Закона N44-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии С.И. Рошевский
А.М. Резцова
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 8 октября 2021 г. N 026/06/64-2252/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2021