Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С. И.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.,
в присутствии представителей:
от заказчика - Перова Н.В.
от ООО "БИЗНЕССТРОЙ" - Никогосян О.К.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из Комитета градостроительства администрации города Ставрополя поступили сведения о внесении ООО "БИЗНЕССТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N 0321300001121000288 "Работы по капитальному ремонту мягкой кровли административного здания комитета градостроительства администрации города Ставрополя".
Заказчик указывает, что расторг контракт в одностороннем порядке.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и пункта 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "БИЗНЕССТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения сторон, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
Между комитетом градостроительства администрации города Ставрополя (далее - комитет, Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "БИЗНЕССТРОЙ" (далее - ООО "БИЗНЕССТРОЙ", Подрядчик) заключен муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту мягкой кровли административного здания комитета градостроительства администрации города Ставрополя от 19 июля 2021 года N 72 (далее - контракт). Цена контракта - 1 561 520 (один миллион пятьсот шестьдесят одна тысяча пятьсот двадцать рублей) 40 копеек.
В соответствии с пунктом 3.1 контракта, ООО "БИЗНЕССТРОЙ" обязалось выполнить работы в течение 2 (двух) месяцев с момента заключения контракта, то есть до 20.09.2021.
В соответствии с пунктом 4.3.5 контракта, Заказчик привлек для осуществления контроля за ходом выполнения работ, качеством применяемых при выполнении работ по капитальному ремонту объекта материалов, изделий, конструкций и оборудования лицо, оказывающее услуги по контролю качества выполнения работ, а именно - муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства города Ставрополя" (далее - МКУ "УКС города Ставрополя").
В соответствии с пунктом 5.1 контракта, представители Заказчика и лица, оказывающего услуги по контролю качества выполнения работ имеют право беспрепятственного доступа ко всем видам работ в любое время суток в течение всего периода выполнения работ, а также производить соответствующие записи в журнале учета выполненных работ, давать обязательные для Подрядчика предписания при обнаружении отступлений от действующих нормативно-технических документов.
На сегодняшний день в соответствии с актом осмотра МКУ "УКС города Ставрополя" от 21.09.2021 (копия прилагается) на объекте выполнено всего 19% физического объема работ.
В соответствии с пунктом 4.4.2 контракта, Заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от условий настоящего контракта, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан немедленно заявить об этом Подрядчику. МКУ "УКС города Ставрополя" в адрес Подрядчика были выставлены 2 предписания - от 25.08.2021 и от 06.09.2021 о применении материалов не предусмотренных сметой контракта, о неприменении Подрядчиком проверки основания кровли и об отсутствии на объекте системы контроля за технологией и качеством строительно-монтажных работ.
Кроме того, МКУ "УКС города Ставрополя" проинформировало комитет о том, что Подрядчиком при производстве работ не заведены журналы производства работ и входного контроля материалов.
Комитетом в связи с обращением Подрядчика от 22.07.2021 вх. 1832 была согласована замена материала, предусмотренного сметой контракта.
Заказчиком 17.09.2021 в адрес Подрядчика была направлена претензия (требование) об устранении нарушений по контракту от 17.09.2021 N06/1-08/1-1/2641.
В связи с вышеизложенным и на основании ч. 2 ст. 715, ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса РФ, ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 13.4 контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Настоящее решение вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты; уведомления Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На рассмотрении дела было установлено, что 23.09.2021 г. Решение о расторжение в одностороннем порядке ООО "БИЗНЕССТРОЙ" было вручено лично Никогосян О.К. (подтверждается материалами дела), также данное решение было размещено в ЕИС 23.09.2021 г.
В силу ч. 12 ст. 95 Закона N44-ФЗ датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе и согласно п. 13 ст. 95 Закона N44-ФЗ, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу, и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Таким образом, решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу - 05.10.2021 г.
При этом, согласно статьям 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом, в соответствии с условиями контракта, требованиями закона.
Частью 8 статьи 95 Закона о закупках расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о закупках заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Далее, согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из материалов дела (представленных Обществом письменных пояснений) следует, что ООО "БИЗНЕССТРОЙ" было направлено письмо о возможности заключения дополнительного соглашения в связи с заменой используемого при выполнении работ, данное письмо было направлено Заказчику в связи с тем, что Заказчиком при составлении локального сметного расчета были допущены технические ошибки и выполнение работ оказалось невозможным. Данный факт подтверждается тем, что Заказчиком указанное письмо было рассмотрено, и принято решение о заключении дополнительного соглашения к Муниципальному контракту.
Однако, замененный материал, требуемый при выполнении работ оказалось невозможным приобрести и использовать при выполнении работ в срок, требуемый для своевременного выполнения работ, что подтверждается письмами производителя материала (письмо от 08.09.2021 г.).
В связи с чем, ООО "БИЗНЕССТРОЙ" обратилось к Заказчику с письмами о продлении сроков исполнения муниципального контракта, в связи с тем, что у ООО "БИЗНЕССТРОЙ" отсутствовала возможность выполнить работы, предусмотренные Контрактом с надлежащим качеством и в необходимый срок по независящим от Общества причинам.
ООО "БИЗНЕССТРОЙ" не отрицало факт наличия просрочки исполнения обязательств по муниципальному контракту и готово было оплатить неустойку в размере, предусмотренными нормами Закона N44-ФЗ и п. 11.5 муниципального контракта.
Во исполнении своих обязательств ООО "БИЗНЕССТРОЙ" предпринимало все доступные попытки для выполнения работ по контракту, а именно был закуплен материал, что подтверждается товарной накладной.
На основании вышеизложенного, видно ООО "БИЗНЕССТРОЙ" после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимало меры для надлежащего исполнения условий контракта - на рассмотрение дела представителями ООО "БИЗНЕССТРОЙ" представлены документы (переписка), в том числе, Общества и заказчика.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Далее, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона N44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений ст. 104 ФЗ Закона N44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (ч. 9 ст. 104 Закон N44-ФЗ).
В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Ставропольского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения общества при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и Общества на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Таким образом, Комиссия Ставропольского УФАС России, проведя оценку действий ООО "БИЗНЕССТРОЙ", приходит к выводу о совершении Исполнителем необходимых действий, направленных на исполнение обязательств по Контракту, сведения в отношении ООО "БИЗНЕССТРОЙ" включению в реестр недобросовестных поставщиков не подлежат, в том числе на основании пп. в) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ООО "БИЗНЕССТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 70 Закона N 44-ФЗ и п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "БИЗНЕССТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии С.И. Рошевский
Е.В. Вишневская
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 12 октября 2021 г. N РНП-26-1590
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.10.2021
Об обжаловании настоящего решения, см. Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28 июня 2022 г. по делу N А63-133/2022, отмененное Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2022 г. N 16АП-2926/22 по делу N А63-133/2022