Резолютивная часть объявлена 06.10.2021 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 11.10.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
М.В. Мельников - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
И.Д. Старжинский - специалист 1 разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
с участием представителей:
Заявителя - ООО "АСГАРД":
О.А. Чичикин (по доверенности);
Заказчика - Муниципального казенного учреждения "Городское дорожное строительство и ремонт" городского округа "Город Калининград":
Е.А. Рыжова (по доверенности);
Уполномоченного учреждения - Государственное казенное учреждение Калининградской области "Центр обеспечения организации и проведения торгов":
А.Л. Готовчик (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи жалобу (вх. N 7548 от 29.09.2021) ООО "АСГАРД" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения "Городское дорожное строительство и ремонт" городского округа "Город Калининград" при проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является работы по разработке проектной документации по объекту "Строительство ул. Закатной и участка ул. Арсенальной от ул. Закатной до ул. Краснокаменной в г. Калининграде" (извещение N 0335200014921003217) (далее Конкурс) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 29.09.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании Конкурсной документации.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, требование о предоставлении положительных заключений только государственной экспертизы является неправомерным, участники закупки, обладающие опытом по выполнению аналогичных договоров с положительными заключениями негосударственной экспертизы лишены возможности конкурировать с указанными участниками закупки. Просит приостановить закупку, признать жалобу обоснованной.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя, представили письменные пояснения, согласно которым конкурсная документация соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Просят признать жалобу необоснованной
Уполномоченным органом даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представитель Уполномоченного учреждения полагает, Заказчиком обосновано и надлежащим образом были установлены соответствующие критерии оценки, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в данном Конкурсе, также дополнительно указ, что на участие в закупке было подано 6 заявок, что подтверждает отсутствие в данном случае ограничения конкуренции.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
10.09.2021 Уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0335200014921003217 и документация с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 262 430,00 рублей.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила).
В соответствии с п. 27 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В конкурсной документации установлены критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок.
По нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки" предусмотрен, в том числе показатель: опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
В документации указанно, предметом оценки по показателю 2.1 "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема"- является количество (штук) у участника конкурса исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ, сопоставимых по характеру и объему, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ и (или) заключенных заказчиками в соответствии с 223-ФЗ (стоимость каждого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 100 % начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка.
Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие опыта работ сопоставимого по характеру и объему с предметом конкурса.
Под сопоставимыми по характеру и объему предмету конкурса работами для оценки по данному показателю понимаются: проектные или проектно-изыскательские работы (услуги), по разработке в качестве генеральной проектной организации (проектировщика, исполнителя, подрядчика), дата заключения контракта (договора) не ранее чем, за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, дата исполнения контракта (договора) до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, проектно-сметной документации на строительство, и (или) реконструкцию, и (или) капитальный ремонт автомобильных дорог и (или) искусственных сооружений на них и (или) элементов их обустройства (без применения замечаний или претензий со стороны заказчиков в виде начисленных пеней и штрафов)
Данные работы (услуги) должны быть поименованы в предмете контракта и (или) в Задании на проектирование и (или) в положительном заключении государственной экспертизы.
Установленный Заказчиком порядок оценки Конкурсных заявок не содержит такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом Конкурсе как отсутствие опыта оказания услуг по предмету закупки и направлен на выявление лучшего конкурсного предложения. При этом, установление определенных условий, требований в критерии оценки, имеет цель выявить и привлечь к участию в Конкурсе наиболее конкурентоспособных исполнителей, отсутствие опыта работы не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика. Заказчик при рассмотрении и оценке заявок на участие в открытом конкурсе имеет возможность проверить достоверность представленной информации в единой информационной системе в сфере закупок.
В рассматриваемом случае закупка проводится способом открытого конкурса в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности.
Установление требования о наличии у участника опыта работ по исполнению контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ, не направлено на ограничение заказчиком количества участников закупки, а распространяется на всех участников закупки и является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ для государственных и муниципальных нужд; не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции. Участник закупки, не набравший баллов по этому критерию, имеет возможность набрать большее количество баллов по другому показателю и стать победителем конкурса. Отсутствие у него опыта работы в выполнении контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ, не ограничивает его право на участие в Конкурсе.
В силу части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГрК РФ) проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Таким образом, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе в случаях предусмотренных законом.
Пунктом 2 статьи 8.3 ГрК РФ предусмотрено, что сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе на предмет ее не превышения над укрупненным нормативом цены строительства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3.4 статьи 49 ГрК РФ установлено, что государственной экспертизе подлежат проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации, следующих объектов:
1) объекты, указанные в пункте 5.1 части 1 статьи 6 настоящего Кодекса;
2) объекты, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта которых в соответствии с требованиями настоящего Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения, за исключением случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта линейных объектов и сооружений на них для выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения;
3) объекты культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта);
4) объекты, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий;
5) объекты размещения отходов, объекты обезвреживания отходов.
При этом, порядок организации и проведения в Российской Федерации государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, в том числе экспертного сопровождения, а также порядок выдачи заключения государственной экспертизы, размер платы за проведение государственной экспертизы и порядок взимания этой платы утвержден Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее- Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N 145).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для таких объектов, организуется и проводится: в отношении объектов, указанных в части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов, указанных в абзацах втором - пятом и восьмом настоящего подпункта), а также в отношении иных объектов в случае, если проведение экспертизы (государственной или негосударственной) является обязательным или если проведение экспертизы (государственной или негосударственной) в отношении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий не является обязательным в соответствии с частями 2, 3 и 3.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и заявителем принято решение о направлении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу, - уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными этим органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями по месту расположения земельного участка, на котором предполагается осуществить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства, работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Таким образом, установление нестоимостного критерия о наличии опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, предусматривающего выполнение работ по разработке проектной (рабочей) документации на электросетевых объектах капитального строительства 110 киловольт и выше, получившей положительное заключение Государственной экспертизы проектной документации, не противоречит требованиям действующего законодательства и отвечает требованиям Закона о контрактной системе.
Ограничение количества участников в данном случае не усматривается, поскольку отсутствие у участника конкурса комплекта подтверждающих документов по спорному критерию не является основанием для отклонения такой заявки.
Таким образом, оспариваемый нестоимостной критерий, показатели данного критерия и порядок, условия оценки, установленные Заказчиком в Конкурсной документации, не препятствуют участию в Конкурсе, не предрешают исхода закупки, не создают преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя Конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении необходимых работ.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Заместителя председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "АСГАРД" необоснованной.
Заместитель председателя Комиссии: Н.С. Иванова
Члены Комиссии: М.В. Мельников
И.Д. Старжинский
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 11 октября 2021 г. N 039/06/54.3-1176/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2021