Резолютивная часть оглашена
11.10.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение УФНС России по Самарской области о включении сведений об ООО "Гражданспецпроект" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведенного электронного аукциона по объекту закупки: Разработка проектной документации и подготовка проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта объекта: "Административное здание УФНС России по Самарской области, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Циолковского, д. 9" (Извещение N 0142100003521000002, начальная (максимальная) цена контракта 1 290 703,58 руб.) (далее - Аукцион),
в присутствии представителей
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение УФНС России по Самарской области (далее -Заказчик) о включении сведений об ООО "Гражданспецпроект" (далее - Общество, Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Согласно обращению Заказчика, Подрядчик не исполнял обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
25.02.2021 г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение N 0142100003521000002 о проведении Аукциона.
На основании Протокола подведения итогов электронного аукциона от 11.03.2021 г. 23.03.2021 г. между Заказчиком и Обществом заключен контракт N 0142100003521000002 на разработку проектной документации и подготовка проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта объекта: "Административное здание УФНС России по Самарской области, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Циолковского, д. 9".
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Разделом 4 Контракта установлен следующий срок выполнения работ:
- 4.1. Срок выполнения работ: в течение 100 (Сто) рабочих дней с момента заключения государственного контракта.
- 4.2. Сроки выполнения Работ по настоящему Контракту определяются в соответствии с Календарным планом работ (Приложение N 4 к Контракту), но не могут превышать 100 (Сто) рабочих дней.
- 4.3. Генпроектировщик по согласованию с Заказчиком может досрочно сдать выполненные Работы. Заказчик вправе досрочно принять и оплатить такие Работы (виды Работ) в соответствии с условиями Контракта.
По состоянию на 17.09.2021 г. Генпроектировщиком неоднократно нарушалась сроки выполнения работ определенные Сторонами Календарным планом Работ, о чем указывалось в претензионной работе, фиксирующей не соблюдение сроков выполнения Работ и направленной Заказчиком в адрес Генпроектировщика, а также опубликованной в реестровой записи контракта, размещенной в единой информационной системе, а именно: - претензия от 26.08.2021 исх. N 12-25/30070 о несоблюдении сроков выполнения Работ и установлением сроков исполнения обязательств в срок до 10.09.2021 г.
Указанные неисполнения Генпроектировщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, также подтверждаются в следующем:
- отсутствием по состоянию на 17.09.2021 г. подписанных сторонами документов приемке выполненных работ;
- невыполнением требований, предъявляемых Заказчиком при осуществлении контроля в ходе выполнения работ согласно пункту 5.1.2 Контракта, что отражено в многочисленных письмах Заказчика в адрес Генпроектировщика;
- отсутствием готовой технической документации в 4 экземплярах на бумажном носителе и одного экземпляра на электронном носителе в сроки, установленные Календарным планом работ (Приложение N 4 к Контракту) - требования пункта 5.1. Контракта, и в сроки установленные Претензией.
В связи с изложенным, Заказчиком 17.09.2021 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе выполнение заказчиком требований надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
17.09.2021 г. решение об одностороннем отказе размещено в реестре контрактов ЕИС.
17.09.2021 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено в адрес Общества посредством электронной почты, получено Обществом, что подтверждается содержанием письма Общества исх. N 214 от 20.09.2021 г., адресованного Заказчику.
19.09.2021 г. решение об одностороннем отказе направлено в адрес Общества заказным письмом с уведомлением о вручении, получено Обществом 30.09.2021 г.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 01.10.2021 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Из пояснений Подрядчика следует, что согласно пункту 5.1.7. контракта Генпроектировщик обязан устранять замечания и дополнять документацию в течение 10 рабочих дней и за собственный счет после получения от Заказчика и согласующих инстанций мотивированной письменной претензии относительно качества и состава документации до получения согласования или положительного заключения. При посещении специалистом ООО "Гражданспецпроект" Объекта для сбора исходных данных для проектирования доступ был предоставлен не во все помещения. Также сотрудниками УФНС России по Самарской области не всегда предоставлялись письменные претензии относительно проектной документации, в большинстве случаев рассмотрение направленной Заказчику документации было длительным, что увеличивало срок исполнения работ по Государственному контракту. Замечания, предоставленные в письменном виде, устранялись специалистами ООО "Граждаспецпроект" в срок, не нарушающий условия контракта. В ответ на откорректированную документацию выставлялись новые замечания, связанные с данными, не отраженными в Техническом задании и не относящиеся к ранее выполненным работам.
Срыв сроков исполнения контракта был вызван длительностью согласования Заказчиком направленной документации, отсутствием конкретных требований к устранению замечаний, неоднократным внесением изменений в ранее выполненные и направленные разделы. При этом, процесс комплексного проектирования объекта капитального ремонта строится на утвержденных исходных данных, так как невозможно выполнение общестроительных разделов проекта без утвержденных планировочных решений, а выполненная общестроительная часть является основой для проектирования специальных разделов (сетей, оборудования и прочего).
Однако, вышеприведенные пояснения Общества не опровергают факт недобросовестного поведения Подрядчика при исполнении контракта.
Из материалов обращения следует, что Заказчик неоднократно отказывал в согласовании разделов проектной документации ввиду многочисленных несоответствий параметров Объекта в представленной Подрядчиком документации.
В рассматриваемом случае Обществом не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
На дату рассмотрения обращения работы, предусмотренные контрактом, Подрядчиком в полном объеме не выполнены.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "Гражданспецпроект" лишился того, на что рассчитывал при проведении электронного аукциона, а именно получение проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Подрядчика.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "Гражданспецпроект" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Подрядчиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Гражданспецпроект"; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица/участнике/учредителе: в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Гражданспецпроект", из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 14 октября 2021 г. N РНП-63-368
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2021