Резолютивная часть оглашена
12.10.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "Стройтраст" на положения конкурсной документации при проведении открытого конкурса по объекту закупки: "Благоустройство общественных территорий в г.о. Октябрьск: территория автостанции по ул. Гая, территория Храма Вознесения Господня, пешеходная зона по ул. 3-го Октября" (извещение N 0142300002721000057, начальная (максимальная) цена контракта - 14 502 985,26 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройтраст" на положения конкурсной документации при проведении открытого конкурса по объекту закупки: "Благоустройство общественных территорий в г.о. Октябрьск: территория автостанции по ул. Гая, территория Храма Вознесения Господня, пешеходная зона по ул. 3-го Октября".
Согласно доводам жалобы ООО "Стройтраст" следует:
- В конкурсной документации по критерию оценки "Квалификация участника закупки", по показателю "Опыт выполнения аналогичных работ" неправомерно установлено требование к сроку выполнения предоставляемого опыта (3 года).
-В критериях оценки заявок установлено неправомерное требование минимальной стоимости контрактов, принимаемых к оценке. Заявки на участие, содержащие договоры (контракты) сопоставимого характера выполнения работ, цена которых составляет не менее 10 млн. рублей, не могут быть оценены, вследствие наличия ограничения цены указанных контрактов (договоров), что не соответствует правилам".
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, привести документацию в соответствие с законодательством.
Представитель Заказчика против доводов Заявителя возражал, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив материалы жалобы, возражения на жалобу, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок, под оценкой понимается процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил оценки, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-бальная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок:
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема подтверждается следующими документами:
- копия ранее исполненного контракта на выполнение работ сопоставимого характера и объема;
- копия актов приемки работ, подтверждающего приемку работ по исполнению контракта, содержащего сведения о стоимости выполненных работ/оценивается по стоимости заключенных и исполненных на момент подачи заявки на участие контрактов (договоров), соответствующих виду контракта, заключаемого по результатам закупки, а именно:
Контрактов (договоров), предметом которых является выполнение работ по благоустройству территорий согласно представленным в составе заявки на участие в закупке договорам (контрактам), удовлетворяющим одновременно следующим условиям:
1. Срок исполнения приходится на последние 3 года, предшествующие дате окончания приема заявок на участие в закупке (согласно периоду исполнения, отраженному в документах о приемки);
2. Цена договора (контракта) должна быть не менее 10 млн.рублей.
Оценка заявок производится на основании критериев оценки, их содержания и значимости, установленных в конкурсной документации, в соответствии с Федеральным законом и правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными Постановлением Правительства РФ N1085. Для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1. цена контракта;
2. квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Участие в электронном конкурсе, величины значимости и порядок оценки установлен критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", в которой включен подкритерий "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
Согласно установленным показателям, в рамках указанного подкритерия "Заказчиком оценивается предложение участника об объемах (оценивается суммарный объем выполненных работ сопоставимого характера, исчисляемый в рублях) успешно исполненных участником государственных и/или муниципальных контрактов, заключенных по результатам проведенных закупок в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ, далее контракт) сопоставимого характера и объема за последние 3 года, предшествующие дате окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе".
Основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям заказчика в качественном и своевременном выполнении работ.
В следующем доводе Заявитель указывает на то, что в критериях оценки заявок установлено неправомерное требование минимальной стоимости контрактов, принимаемых к оценке.
Исходя из пояснений Заказчика, данное условие установлено для возможности проверки сопоставимости работ и позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
Заявитель полагает, что заявки на участие, содержащие договоры (контракты) сопоставимого характера выполнения работ, цена которых составляет не менее 10 млн. рублей, не могут быть оценены, вследствие наличия ограничения цены указанных контрактов (договоров), что не соответствует правилам".
Показатель, описанный в разделе 2.2.1. "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема на основании государственных (муниципальных) контрактов" предусматривает рассмотрение договоров (контрактов) с ценой не менее 10 млн. рублей.
Кроме того, показатель, описанный в разделе 2.2.2 "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема на основании гражданско-правовых договоров" предусматривает рассмотрение общей стоимости исполненных договоров (контрактов):
- на общую стоимость более 4 млн. руб.;
- на общую стоимость от 3 млн. руб. до 3 млн.руб.;
- на общую стоимость от 2 млн. руб. до 3 млн. руб.;
- на общую стоимость до 2 млн. руб.
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема на основании государственных и муниципальных) контрактов на сумму менее 10 млн. руб. будет оцениваться по показателю, описанному в разделе 2.2.2. Критериев оценки заявок.
ООО "Стройтраст" не зарегистрировано в качестве участника закупки в Едином реестре участников закупок (ЕРУЗ), что свидетельствует об отсутствии волеизъявления на участие в спорной закупке и о том, что законные права и интересы не нарушаются.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Стройтраст" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 14 октября 2021 г. N 877-14518-21/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2021