В соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 29.09.2021 N 81 Комиссией Мурманского УФАС в составе:
Председатель комиссии:
Калитина Н.А. - заместитель руководителя Мурманского УФАС России;
Члены комиссии:
Гребенюкова М.Е. - заместитель начальника отдела контроля торгов Мурманского УФАС России,
Неплюева А.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля торгов Мурманского УФАС России,
проведена внеплановая проверка соблюдения Государственным областным казенным учреждением ''Управление по делам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Мурманской области'' требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении закупки на поставку средств индивидуальной защиты органов дыхания (извещение 0149200002321003420) (далее - Торги, Закупка).
Проверка начата 05.10.2021 года и окончена 12.10. 2021 года.
Внеплановая проверка проведена в соответствии с частями 3 и 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Поводом для проведения внеплановой документарной проверки послужило обращение ООО "Торговый дом "Бриз", перенаправленное из Управления Федерального казначейства по Мурманской области для рассмотрения в пределах компетенции.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки Комиссией установлено следующее.
Проверяемая закупка проводилась в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.
Заказчик 27.05.2021 разместил в Единой информационной системе на официальном сайте извещение о проведении электронного аукциона N 0149200002321003420 на поставку средств индивидуальной защиты органов дыхания.
Уполномоченный орган: Комитет по конкурентной политике Мурманской области.
Заказчик: Государственное областное казенное учреждение ''Управление по делам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Мурманской области''.
Начальная (максимальная) цена контракта: 5 972 904,00 рублей.
1. Комиссией Мурманского УФАС России осуществлена проверка соблюдения требований законодательства при описании объекта закупки.
Содержание документации об электронном аукционе регламентировано статьей 64 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе гласит, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчиком осуществляется закупка средств индивидуальной защиты органов дыхания. Учреждение при описании объекта закупки применило позицию КТРУ 32.99.11.120-00000003 (Респиратор).
Нарушений в действиях Заказчика в части описания объекта закупки не установлено.
2. Комиссией Мурманского УФАС России проведена проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в части установления требований к участникам закупки.
ООО "Торговый дом "Бриз" в обращении ссылается, что поставка изделия Респиратор Р-2 может осуществляться только лицами, имеющими лицензию на производство и реализацию военной техники.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчиком в аукционной документации не установлены требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Так, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат следующие виды деятельности: разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19.07.1998 N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) продукция военного назначения - вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области, за исключением информации, которая может быть опубликована в соответствии с законодательством Российской Федерации в средствах массовой информации, произведениях науки, литературы и искусства, рекламных материалах.
При этом к продукции военного назначения относятся, в том числе:
- вооружение и военная техника - комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники);
- коллективные и индивидуальные средства защиты от оружия массового поражения, средства профилактики и лечения последствий применения оружия массового поражения.
Так же в соответствии с частью 3 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 581 "О лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники", определены понятия военной техники и вооружения:
"военная техника" - создаваемые по тактико-техническим (техническим) заданиям государственных заказчиков и (или) документации, утвержденной или согласованной государственным заказчиком, технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности и обучения войск (сил), а также для контроля и испытания вооружения и военной техники;
"вооружение" - создаваемые по тактико-техническим (техническим) заданиям государственных заказчиков и (или) документации, утвержденной или согласованной государственным заказчиком, средства, включая составные части, предназначенные для поражения живой силы, техники, сооружений и других объектов противника, а также средства, непосредственно обеспечивающие их применение (наведение, пуск, управление и обслуживание).
В том числе в части 3 Положения указано, что к вооружению и военной технике не относится продукция, используемая в вооружении и военной технике, если она имеет гражданское назначение или изготовлена по единым требованиям для применения в вооружении и военной технике и продукции гражданского назначения.
Определение терминов "вооружение" и "военная техника" также содержится в Порядке ликвидации вооружения и военной техники в МЧС России, утвержденном приказом МЧС России от 19.09.2016 N 507, а именно:
"вооружение" средства, предназначенные для поражения живой силы, техники, сооружений и других объектов противника, составные части этих средств и комплектующие изделия;
"военная техника" - технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности спасательных воинских формирований, а также оборудование и аппаратура для контроля и испытаний этих средств, составные части этих средств и комплектующие изделия.
Приложением N 2 приказа Роспатента от 24.05.2010 N 65 "Об утверждении Порядка действий Роспатента при проведении проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну" дано следующее определение понятия: "военная техника" - технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности войск, а также оборудование и аппаратура для контроля и испытаний этих средств, составные части этих средств и комплектующие изделия.
Закупаемые респираторы Р-2 предназначены для целей исполнения мероприятий по гражданской обороне и относятся к имуществу гражданской обороны. Продукция, поставляемая в целях гражданской обороны для создания запасов материально-технических и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, не относится к военной технике и вооружению. Деятельность по поставке имущества гражданской обороны или респираторов, предназначенных для целей гражданской обороны, не включена в перечень видов деятельности, осуществление которых требует наличия лицензии, установленный в статье 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04 мая 2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности".
На основании вышеизложенного средства индивидуальной защиты органов дыхания не относятся к вооружению и военной технике.
Таким образом, Комиссия Мурманского УФАС приходит к выводу о том, что Заказчиком правомерно не установлено требование о наличии у участников рассматриваемой закупки лицензии .
3. Комиссией также проведена проверка соблюдения требований законодательства Единой комиссией Комитета по конкурентной политике Мурманской области.
Согласно части 1 статьи 67 Закон о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
На дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступила 1 заявка. Единая комиссия рассмотрела единственную заявку участника закупки, а также документы и информацию, предусмотренные статьей 66 и частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе единственного участника на предмет соответствия требованиям Закона и документации об аукционе и приняла решение о соответствии требованиям Закона и документации об аукционе .
На основании части 16 статьи 66 Закона электронный аукцион признан несостоявшимся. Контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона в порядке, установленном статьей 83.2 Закона.
Комиссией Мурманского УФАС России осуществлена проверка действий Единой Комиссии по рассмотрению заявок участников, нарушений в действиях Единой комиссии не установлено.
21.06.2021 между Государственным областным казенным учреждением "Управление по делам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Мурманской области" и обществом с ограниченной ответственностью "Оптово-материальная часть по снабжению "РЕЗЕРВ" заключен государственный контракт на поставку средств индивидуальной защиты органов дыхания.
Комиссия, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
РЕШИЛА:
1. Признать действия Государственного областного казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Мурманской области" при проведении электронного аукциона на поставку средств индивидуальной защиты органов дыхания (извещение 0149200002321003420) соответствующими требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены Комиссии
Мурманского УФАС России: М.Е. Гребенюкова
А.В. Неплюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 12 октября 2021 г. N 051/06/99-698/2021 (ключевые темы: военная техника - гражданская оборона - государственные и муниципальные нужды - антимонопольный орган - пожарная безопасность)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2021