Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение ГБУЗ ПК "Краевая детская клиническая больница" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Никитиной Л.В. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку изделий медицинского назначения (изв. N 0356500005121000157),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500005121000157 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку изделий медицинского назначения. Начальная (максимальная) цена контракта - 945 000,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
15.06.2021 г. между Заказчиком и ИП Никитиной Л.В. заключен контракт N 0356500005121000157 на сумму 420 525,00 руб.
В связи с тем, что индивидуальным предпринимателем поставлен товар ненадлежащего качества, 16.08.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена пунктом 11.3 контракта. Кроме того, согласно п.11.5 контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего договора в следующих случаях:
11.5.1. не поставки Товара или его части в сроки, предусмотренные договором более чем на 3 (три)рабочих дня по причинам, не зависящим от Заказчика;
11.5.2. поставки Товара с дефектами, которые не могут быть устранены в установленный настоящим договором срок;
11.5.3. не выполнения требования Заказчика о замене недоброкачественных Товаров в установленный срок;
11.5.4. в случае установления недействительности банковской гарантии).
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона о закупках).
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены. 17.08.2021 г. решение опубликовано на сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС), отправлено в адрес Поставщика Почтой России заказным письмом с уведомлением. Поскольку Заказчиком не получено уведомление о вручении решения Поставщику, датой надлежащего уведомления считается 17.09.2021 г. Решение Заказчика вступило в силу 28.09.2021 г.
Вместе с тем, 18.08.2021 г. Поставщиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (N34 от 18.08.2021 г.).
В соответствии с ч.19 ст.95 Закона о закупках, Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В ч.20 ст.95 Закона о закупках установлено, что решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.
Согласно ч.21 ст.95 Закона о закупках решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Упомянутое решение Поставщика получено Заказчиком нарочно 18.08.2021 г. (в материалы обращения предоставлено решение с отметкой о получении), вступило в силу 30.08.2021 г.
Таким образом, на момент вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту, контракт уже расторгнут Поставщиком.
Относительно доводов, изложенных в обращении, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с ч. 10 ст. 83.2 Закона о закупках контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с условиями контракта:
1.1. В соответствии с Договором Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Договором, осуществить поставку изделий медицинского назначения (далее - Изделие) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Договору), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Договором, принять и оплатить поставленное.
1.2. Номенклатура Изделия и его количество определяются Спецификацией (приложение N 1 к Договору), технические показатели - Техническим заданием (приложение N 2 к Договору).
3.1. Поставщик обязан:
3.1.1. поставить Изделие в строгом соответствии с условиями Договора в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки;
3.1.2. представлять по требованию Заказчика информацию и документы, относящиеся к предмету Договора для проверки исполнения Поставщиком обязательств по Договору;
3.1.3. незамедлительно информировать Заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению Договора;
3.1.4. своими силами и за свой счет устранять допущенные недостатки при поставке Изделия.
5.1. Поставка Изделия осуществляется Поставщиком по заявке по 30 июня 2022 года в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Договора, в течение 7 (Семи) рабочих дней с момента поступления заявки, в рабочие дни с 08-00 до 15-00 часов, за исключением перерыва с 12-00 до 12-30 часов (время местное). Заявка Заказчика составляется в соответствии со Спецификацией с указанием наименования, формы выпуска и количества Товара. Заявка оформляется в письменной форме и направляется Поставщику посредством электронной или факсимильной связи по телефону: 8 (342) 2-157-159, 89223084111, 8 912 485 36 74или/и на электронную почту email: ooo.sts.perm@mail.ru.
Поставщик должен обеспечить работоспособность своей аппаратуры по приему заявок от Заказчика. Поставщик несет ответственность за достоверность контактных данных, предоставленных для приема заявок. В случае неисполнения требований данного пункта, Поставщик несет ответственность возникновения просрочки исполнения обязательства и начисления неустоек Заказчиком в соответствии с разделом 10 настоящего договора. Поставщик за 3 рабочих дня до осуществления поставки Изделия направляет в адрес Получателей уведомление о времени доставки Изделия в Место доставки.
5.2. Фактической датой поставки считается дата, указанная в Акте приема-передачи Изделия (приложение N 3 к Договору).
6.3. Заказчик в течение 5(пяти) рабочих дней со дня получения от Поставщика документов, предусмотренных пунктом 5.3 Договора, направляет Поставщику подписанный Акт приема-передачи Изделия (приложение N 3 к Договору) или мотивированный отказ от подписания, в котором указываются недостатки. Сроки устранения недостатков 3 (три) рабочих дня.
6.4. После устранения недостатков, послуживших основанием для неподписания Акта приема-передачи Изделия (приложение N 3 к Договору), Поставщик и Заказчик подписывают Акт приема-передачи Изделия в порядке и сроки, предусмотренные пунктами 6.2 и 6.3 Договора.
11.1. Договор вступает в силу с момента подписания и действует до 31.07.2022 г., а в части оплаты до исполнения обязательств Сторонами.
13.07.2021 г. Заказчиком в адрес Поставщика направлена заявка на поставку товара. Поставка осуществлена 26.07.2021 г. с нарушением регламентированного контрактом срока.
В процессе приемки товара представителями Заказчика установлено, что поставленный товар не соответствует требованиям, указанным в техническом задании контракта. В связи с изложенным 02.08.2021 г. в адрес Поставщика направлен мотивированный отказ от подписания акта приема-передачи товара по товарной накладной N198 от 20.07.2021 г. с требованием заменить товар в течение 3 рабочих дней.
Поскольку товар в установленный срок не заменен, Заказчиком принято решение о расторжении контракта от 16.08.2021 г.
Вместе с тем, согласно пояснениям Поставщика мотивированного отказа от подписания акта в адрес ИП Никитиной Л.В. не поступало. В связи с чем, Поставщик посчитал данное бездействие Заказчика умышленным уклонением от приемки товара, что и послужило причиной принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 18.08.2021 г.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия сторонами решений об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Поставщика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства намеренного ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом того, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Поставщика вступило в силу ранее аналогичного решения Заказчика, приходит к выводу, что сведения об ИП Никитиной Л.В. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Никитиной Л.В, в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 октября 2021 г. N РНП-59-413
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2021