Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение ГБПОУ "Пермский колледж предпринимательства и сервиса" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Красикове Ю.К. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по уборке помещений в зданиях государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Пермский колледж предпринимательства и сервиса" (ГБПОУ "ПКПС"), находящегося по адресам: г. Пермь, ул. Чернышевского, д.11 г. Пермь, ул. Пермская, д. 226 (изв. N 0356500006320000007),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500006320000007 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по уборке помещений в зданиях государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Пермский колледж предпринимательства и сервиса" (ГБПОУ "ПКПС"), находящегося по адресам: г. Пермь, ул. Чернышевского, д.11 г. Пермь, ул. Пермская, д. 226. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 760 717,92 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
07.10.2021 г. между Заказчиком и ИП Красиковым Ю.К. (далее - Исполнитель) заключен контракт на оказание услуг по уборке помещений в зданиях государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Пермский колледж предпринимательства и сервиса" (ГБПОУ "ПКПС"), находящегося по адресам: г. Пермь, ул. Чернышевского, д.11 г. Пермь, ул. Пермская, д. 226 на сумму 1 690 178,46 руб. (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 08.09.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по уборке помещений в зданиях государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Пермский колледж предпринимательства и сервиса" (ГБПОУ "ПКПС") (далее - услуги), а Заказчик обязуется оплатить эти услуги. Код КТРУ 81.21.10.000-00000007 услуги по уборке зданий.
1.2. Содержание, объем, технические требования и требования к качеству оказания услуг определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему Контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок оказания услуг: 01.01.2021 по 31.12.2021.
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Исполнителя надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков.
4.1.2. Осуществлять контроль за объемом, качеством и сроками оказания услуг.
4.2. Заказчик обязан:
4.2.1. Осуществлять приемку оказанных услуг и утверждение отчетных документов в соответствии с разделом 3 настоящего Контракта.
4.2.2. Оплачивать принятые услуги по Контракту в соответствии разделом 2 настоящего Контракта.
4.2.3. Оказывать содействие Исполнителю по вопросам, имеющим отношение к выполнению настоящего Контракта и не требующим дополнительных материальных затрат.
4.3. Исполнитель вправе:
4.3.1. Требовать своевременной приемки Заказчиком услуг, оказанных Исполнителем по настоящему Контракту.
4.3.2. Требовать своевременной оплаты принятых Заказчиком услуг.
4.4. Исполнитель обязан:
4.4.1. Своевременно и надлежащим образом оказать услуги и представить Заказчику результаты услуг, Акты и отчетную документацию по итогам исполнения настоящего Контракта.
4.4.2. Обеспечить соответствие оказанных услуг требованиям нормативных актов Российской Федерации, государственных стандартов, действующей технической (проектной) документации и условиям настоящего Контракта и приложений к нему.
4.4.3. Представить Заказчику сведения об изменении своего фактического местонахождения в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня соответствующего изменения. В случае непредставления в установленный срок уведомления об изменении адреса фактическим местонахождением Исполнителя будет считаться адрес, указанный в настоящем Контракте.
4.4.4. Представлять по запросу Заказчика в сроки, указанные в таком запросе, информацию о ходе исполнения обязательств по настоящему Контракту, а также копии отчетных документов, разрабатываемых Исполнителем по Контракту в том состоянии, в котором данные отчетные документы находятся на момент поступления Исполнителю запроса.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
7.3. Заказчик вправе направить Исполнителю решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.3.1. Исполнитель по неустановленным причинам, не зависящим от заказчика, не приступает к оказанию услуг в установленный договором срок или нарушает график, порядок оказания услуг;
7.3.2. Неустранение/несвоевременное устранение исполнителем недостатков, выявленных в ходе исполнения контракта или невозможность их устранить из-за существенности;
7.3.3. Если заказчик во время исполнения контракта выяснил, что исполнитель не соответствует требованиям, установленным документацией и Федеральным законом N 44.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что в соответствии с условиями Контракта срок оказания услуг: 01.01.2021 по 31.12.2021 г. По состоянию на 07.09.2021 г. Заказчиком было установлено, что Исполнитель не исполняет обязанности по Контракту, а именно начиная с 21.08.2021 г. Заказчик указывает, что Исполнителем не осуществляется комплексная и поддерживающая уборка помещений в здании Заказчика в соответствии с условиями, указанными в Техническом задании.
Также Заказчик отмечает, что Исполнителем в нарушение п. 4.2, 7.2 Технического задания не обеспечено надлежащее хранение инвентаря, уборочных средств, химических средств.
04.03.2021 г. в адрес Заказчика исх.N 22-2021/ю/ИП (вх.N 172 от 09.03.2021 г.) поступило обращение Исполнителя о возможности расторжения Контракта по соглашению сторон, в связи с резким ухудшением материального положения. В ответ Заказчиком был направлен отказ от указанного соглашения.
07.09.2021 г. в адрес Исполнителя Заказчиком была направлена претензия N 538 о неисполнении обязанностей.
В качестве подтверждения фактов неисполнения обязательств Исполнителем Заказчиком были представлены следующие документы:
1) претензия Заказчика N 04 от 13.01.2021 г. (о неосуществлении Исполнителем услуг в период с 11.01.2021 по 13.01.2021). Ответом Исх.5-2021/ю/ИП от 15.01.2021 г (Вх. N 33 от 18.01.2021) Исполнитель объясняет ненадлежащее исполнение контракта наличием факторов и организационных моментов, которые на первоначальном этапе исполнения договорных обязательств препятствуют оказанию услуг в полном объеме;
2) требованием 15 от 18.01.2021 об обеспечении наличия штата квалифицированных работников и предоставления списков сотрудников в срок до 20.01.2021. Заказчик указывает, что ответа от Исполнителя на указанное требование не поступило, требование не было исполнено;
3) претензия N 111 от 04.03 2021 о непредставлении Исполнителем материалов и средств необходимых для оказания услуг в полном объеме. В ответ на претензию Исх. N 23-2021/ю/ИП от 10.03.2021 г. (Вх. N 252 от 01.04.2021) Исполнитель обязался устранить указанные недостатки и не допускать в дальнейшем указанных недочетов. Заказчик указывает, что требование, изложенное в претензии исполнено не было;
3) претензия N 195 от 05.04.2021 г. о непредставлении Исполнителем материалов и средств необходимых для оказания уедут в полном объеме. Заказчик указывает, что претензия оставлена без ответа, нарушения не устранены;
4) претензия N 284 от 29.04.2021 (получена 29.04.2021) в том числе с актами о выявленных недостатках (о ненадлежащем укомплектовании штата сотрудниками, в нарушение п. 9.2. Технического задания, а также отсутствия роторной однодисковой машины в месте оказания услуг). В ответ па претензию Исх.N 46-2021/ю/ИП от 11.05.2021т. (Вх.N 377 от 12.05.2021 г.) Исполнитель обязался устранить указанные недостатки и не допускать в дальнейшем указанных недочетов. Заказчик указывает, что требование, изложенное в претензии исполнено не было;
5) претензия N 289 от 30.04.2021 (получена 30.04.2021) о ненадлежащем укомплектовании штата сотрудниками, в нарушение п 9.2. Техническою задания, а также отсутствия роторной однодисковой машины в месте оказания услуг;
6) уведомление о необходимости составления акта о выявленных недостатков N 296 от 11.05.2021 об обеспечении явки представителя Исполнителя для составления акта. В ответ на указанное уведомление Исх-47-2021/ю/ИПР от 12.05.2021 г. Исполнитель сообщил, что представителя не имеется, лично присутствовать при подписании акта не имеет возможности;
7) уведомление о необходимости составления акта о выявленных недостатков N 299 от 12.05.2021 (об обеспечении явки представителя Исполнителя для составления акта). В ответ на указанное уведомление Исх. N 48-2021/ю/ИП от 12.05.2021 (Вх N 380 от 13.05.2021) Исполнитель сообщил, что представителя не имеется, лично присутствовать при подписании акта не имеет возможности;
8) акты о выявленных недостатках от 11.05.2021 г., 12.05.2021, 13.05.2021 (об отсутствии дневных уборщиц в период 11.05.2021-13.05.2021 на рабочем месте по адресам: г. Пермь, ул. Чернышевского, 11, Пермь, ул. Пермская, 226. Указанные акты получены представителем Исполнителя;
9) претензия N 465 от 21.07.2021 о невыполнении условий контракта в части обеспечения чистящими и дезинфицирующими средствами в полном объеме. Заказчик указывает, что претензия оставлена Исполнителем без ответа;
10) требование N 486 от 04.08.2021 о назначении представителя (менеджер-бригадир), который обязуется осуществлять ежедневный контроль за сотрудниками Исполнителя, а также решать текущие вопросы по исполнению Контракта, в том числе по качеству и объему оказываемых услуг по Контракту. Заказчик указывает, что требование оставлено Исполнителем без ответа;
На основании указанного выше, 08.09.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В тот же день указанное решение направлено в адрес Исполнителя почтовой связью и размещено в ЕИС. 16.09.2021 г. Заказчику стало известно, что решение получено Исполнителем.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о закупках решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В ч. 14 ст. 95 Закона о закупках указано, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 27.09.2021 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
В письменных пояснениях Исполнитель указал, что в соответствии с п. 3.5, 3.6. Контракта при проведении приемки услуг и их результатов Заказчик проверяет результаты услуг по контракту, а также представленные Исполнителем во исполнение п. 3.3. Контракта документы и материалы с точки зрения их соответствия условиям Контракта и Технического задания. В ходе такой проверки результатов оказанных услуг Заказчик проводит экспертизу услуг по контракту. Экспертиза результатов услуг по контракту может быть проведена силами самого Заказчика либо с привлечением на основании заключенного Заказчиком в установленном порядке контракта экспертов, экспертных организаций. Заказчик организует проведение экспертизы результатов услуг по Договору на соответствие требованиям Технического задания, в том числе проверяет представленные к оплате документы (счет и/или счет-фактура, акт приема-передачи), сертификаты и иные сопроводительные документы. При отсутствии замечаний Заказчик подписывает в течение двух рабочих дней Акт оказанных услуг и направляет Исполнителю подписанный экземпляр такого Акта или мотивированный отказ от подписания его. Состав экспертной комиссии, порядок и сроки проведения экспертизы устанавливаются приказом Заказчика. Итоге проведения экспертизы указываются в Акте выполненных работ. Вместе с тем, Заказчик предоставленным ему правом на составление мотивированного отказа ни разу не воспользовался, экспертизу услуг не проводил, все акты выполненных работ подписывал без замечаний, нарушения, отраженные в актах незамедлительно устранялись, все обязательства связанные с исполнением договора были выполнены Исполнителем в полном объеме.
Относительно актов о выявленных недостатках от 11.05.2021 г., 12.05.2021, 13.05.2021 Исполнитель указал, данный акты не могут свидетельствовать о существенном нарушении условий Контракта, поскольку комплексная уборка проводилась вечером, когда отсутствуют сотрудники, учащиеся и посетители колледжа. В ходе данной уборки проводится основной объем услуг по уборке. Поддерживающая уборка осуществлялась в дневное время по мере необходимости. Если в ходе поддерживающей уборки были допущены какие-либо недостатки, они были исправлены тем же вечером в ходе проведения комплексной уборки. Также Исполнитель отметил, что в соответствии с п. 9.1. договора его срок действия составляет с 07.10.2020 до 31.12.2021 г., количество сотрудников, оказывающих услуги - 15 человек. Тем самым, общее количество человеко-дней отработанных сотрудниками исполнителя составил 5 400 человеко-дней, тем самым объем неоказанных услуг, согласно актам об отсутствии уборщиц 11-13 мая и 6 и 9 августа, составил менее 0.1 % процента от общего объема услуг по договору.
Также Исполнитель указал, что претензии Заказчика о непредставлении исполнителем материалов и средств не в полном объеме безосновательны так в соответствии с договором Исполнителем не обязан передавать средства и материалы Заказчику, в договоре предусмотрена обязанность Исполнителя обеспечить потребности заказчика.
Антимонопольный орган отмечает, что оснований для включения сведений об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Так, согласно актам о приемке выполненных работ N 26 от 31.01.2021 г., N 52 от 28.02.2021 г., N 66 от 31.03.2021 г., N 105 от 30.04.2021 г., N 140 от 31.05.2021 г., N 169 от 30.06.2021 г. работы выполнены Исполнителем в срок и в полном объеме, претензий Заказчик не имеет. Согласно акту N 198 от 31.07.2021 г. работы Заказчиком приняты частично. Комиссия отмечает, что выполненные объемы работ Заказчиком оплачены, общая сумма исполненных обязательств составила 930 680,83 что составляет 55 % от общей суммы контракта.
Антимонопольный орган приходит к выводу, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Исполнителя, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, доказательства неисполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия отмечает, что совокупность изложенных обстоятельств, свидетельствует о совершении Исполнителем действий в целях его исполнения, о взаимодействии Исполнителя с представителями Заказчика. Комиссия отмечает, что имеющиеся в деле доказательства, свидетельствуют о том, что Исполнителем предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что обществом не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Исполнителя.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Исполнителем, взятых на себя обязательств, сведения об ИП Красикове Ю.К. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Красикове Ю.К. в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 октября 2021 г. N РНП-59-412 (ключевые темы: исполнение контракта - односторонний порядок - исполнитель - реестр недобросовестных поставщиков - техническое задание)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2021