Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "СКАДО Оснежение и пылеподавление" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Спортивная школа олимпийского резерва по горнолыжному спорту и сноуборду" (далее - Заказчик), Единой комиссии N4 (далее- Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на разработку проектно-сметной документации для установки системы искусственного оснежения (изв. N 0156200009921000724),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009921000724 Заказчиком проводился электронный аукцион на разработку проектно-сметной документации для установки системы искусственного оснежения.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 09.09.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 3 584 960,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 22.09.2021 г.
Согласно протоколу N4.4-10/2 подведения итогов аукциона в электронной форме от 27.09.2021 г. заявка ООО "СКАДО ОСНЕЖЕНИЕ И ПЫЛЕПОДАВЛЕНИЕ" (заявка N1) признана
не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе (п. 2 ч. 6 ст. 69 Закона о закупках). В обосновании решения Аукционной комиссии указано, что в составе заявки участника закупки отсутствуют копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы, услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации:
- выписка из реестра членов саморегулируемой организации, членом которой является участник закупки, в соответствии с ч. 4 ст. 48 и иными нормами ГрК РФ. В представленной в составе заявки выписки СРО ВРОП-6318013228/16 от 21.09.2021 отсутствуют сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов).
Из пояснений Аукционной комиссии следует, что в соответствии с нормами ГрК РФ участник закупки должен обладать соответствующим правом на заключение договоров по результатам конкурентных процедур, при этом указанное право подтверждается информацией об уровне имущественной ответственности такого участника закупки.
При анализе заявки ООО "СКАДО Оснежение и пылеподавление"членами Единой комиссии N 4 сведений о каком-либо уровне ответственности данного участника закупки не обнаружено. Более того, информация из открытой части реестра НОПРИЗ также не содержит сведений о наличии у ООО "СКАДО" права на заключение контракта на выполнение проектно-изыскательских работ по результатам конкурентной процедуры.
По мнению Заявителя, Аукционная комиссия неправомерно признала заявку ООО "СКАДО Оснежение и пылеподавление" (заявка N1) несоответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме. Заявитель полагает, что отсутствие в выписке члена СРО указания на соответствующий уровень ответственности на момент подачи заявки, не лишает такого участника закупки возможности получить соответствующий уровень ответственности на момент заключения контракта.
Комиссия отмечает, что согласно п.п 1, 2 ч.1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу ч. 2 ст. 66 Закона о закупках заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Согласно п.2 ч.5 ст. 66 Закона о закупках вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно п.1 ч.1 ст. 31 Закона о закупках при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.9 ст. 31 Закона о закупках отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
В силу части 1 статьи 69 Закона N 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно положениям части 2 статьи 69 Закона о закупках аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В силу части 6 статьи 69 Закона о закупках заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае, в том числе непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1 настоящего Закона (пункт 1).
В части 7 статьи 69 Закона о закупках указано, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 настоящего Закона, не допускается.
Согласно п.п. 3 п.2 раздела 8 информационной карты Аукционной документации вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать, в том числе документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
Выписка из реестра членов саморегулируемой организации, членом которой является участник закупки, в соответствии с ч. 4 ст. 48 и иными нормами ГрК РФ (за исключением случаев, предусмотренных законом).
Комиссия отмечает, что в силу ч.4 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно ч.3 ст. 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Согласно ч.5 ст. 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам, предусмотренного частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса, обязан вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.
Согласно ч.11 ст. 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области инженерных изысканий или саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
1) сто пятьдесят тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает двадцать пять миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
2) триста пятьдесят тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьдесят миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
3) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает триста миллионов рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
4) три миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет триста миллионов рублей и более (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
Комиссия отмечает, что в составе заявки ООО "СКАДО Оснежение и пылеподавление" (заявка N1) представлена выписка СРО ВРОП-6318013228/16 от 21.09.2021 г., согласно которой сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на подготовку проектной документации, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, и предельному размеру обязательств по таким договорам, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств отсутствуют.
Таким образом, на момент подведения итогов аукциона Общество не обладало соответствующим компенсационным фондом.
Вместе с тем, в Аукционной документации содержится требование о членстве участника закупки в соответствующем СРО, которое не исключает возможность получения соответствующего уровня ответственности в таком СРО на момент заключения контракта.
Общество является членом саморегулируемой организации, в подтверждение чего в составе второй части заявки приложило соответствующую выписку из реестра членов СРО.
Комиссия отмечает, что отсутствие компенсационного фонда у участника в момент подачи заявок и их рассмотрения не имеет принципиального значения, если к моменту заключения договора победитель конкурентной процедуры внес денежные средства в компенсационный фонд и получил право на заключение соответствующего договора. В противном случае, Заказчик в соответствии с ч.9 ст. 31 Закона о закупках, отказывается от заключения контракта с победителем определения поставщика в любой момент до заключения контракта, если обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 21.03.2019 N 305-КГ18-26008.
Также, Комиссия отмечает, что согласно платежному поручению N709 от 05.10.2021 г., и выписке из реестра членов саморегулируемой организации от 06.10.2021 г. ВРОП-6318013228/17 ООО "СКАДО Оснежение и пылеподавление" внесены денежные средства в размере 150 000,00 руб и получен первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на подготовку проектной документации, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, и предельному размеру обязательств по таким договорам.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что, в данном конкретном случае, с учетом изложенных обстоятельств дела, заявка ООО "СКАДО Оснежение и пылеподавление" (заявка N1) была признана Аукционной комиссией не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе в нарушение ч. 7 ст. 69 Закона о закупках.
Таким образом, в действиях Аукционной комиссия усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СКАДО Оснежение и пылеподавление" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Спортивная школа олимпийского резерва по горнолыжному спорту и сноуборду" (далее - Заказчик), Единой комиссии N4 (далее- Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на разработку проектно-сметной документации для установки системы искусственного оснежения (изв. N 0156200009921000724) обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии выявленные в ходе рассмотрения жалобы нарушения требований ч.7 ст. 69 Закона о закупках.
3. В целях устранения выявленного нарушения выдать предписание Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Аукционной комиссии за допущенное нарушение требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 7 октября 2021 г. N 016462/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2021