Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения "Верхне-Курьинский геронтологический центр" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Вертипрахове Евгении Владимировиче в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на текущий ремонт спортивного зала по адресу: г. Кунгур, ул. Полетаевская, 2. (изв. N 0356100013120000009),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356100013120000009 Заказчиком проводился электронный аукцион на текущий ремонт спортивного зала по адресу: г. Кунгур, ул. Полетаевская, 2. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 034 413,20 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
07.07.2020 г. между Заказчиком и ИП Вертипраховым Е.В. (далее - подрядчик, исполнитель) заключен гражданско-правовой договор N 79/2020 на текущий ремонт полов и потолка на сумму 899 939,38 руб (далее - Контракт).
20.08.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с существенным нарушением условий исполнения Контракта, выразившимся в просрочке выполнения работ, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона о закупках).
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 20.08.2021 г. направлено Подрядчику заказчным письмом с уведомлением, 23.08.2021 было опубликовано на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС).
22.09.2021 Заказчиком получено уведомление о вручении письма Исполнителю.
В силу ч.ч. 12, 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 05.10.2021 г. (истечение 10-дневного срока со дня получения Заказчиком подтверждения о вручении Подрядчику уведомления об одностороннем отказе от исполнения Контракта).
Обращение о включении сведений об ИП Вертипрахове Е.В. были направлены Заказчиком в контрольный орган 01.10.2021 г.
Вместе с тем, на момент принятия решения Комиссией, решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнеия вступило в силу.
В соответствии с ч. 10 ст. 83.2 Закона о закупках контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч.1 ст.702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч.1 ст.708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч.2 ст.715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п.1 ст.721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч.3 ст.723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с условиями контракта:
1.1. Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по текущему ремонту спортивного зала по адресу: г. Кунгур, ул. Полетаевская, 2(далее - работа) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы.
1.2. Объем и требования к выполняемым работам определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему Контракту), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Место выполнения работ: г. Кунгур, ул. Полетаевская, 2
1.4. Срок выполнения работ: с 17 мая 2021 года по 02 августа 2021 года.
2.1. Цена Контракта составляет 899 939 (восемьсот девяносто девять тысяч девятьсот тридцать девять) рублей 38 копеек, НДС не облагается в соответствии с применяемой Подрядчиком системой налогообложения.
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, в том числе своевременного устранения выявленных недостатков в ходе приемки, в течение гарантийного срока (при его установлении в контракте);
4.1.2. Осуществлять контроль за объемом, качеством и сроками выполнения работ;
4.1.3. Проводить в любое время проверку и контроль выполнения работ, без вмешательства оперативно-хозяйственную деятельность;
4.1.4. Привлекать экспертов, экспертные организации для проведения экспертизы выполненных работ (их результата);
4.1.5. Отказаться от приемки и оплаты работ, не соответствующих условиям Контракта;
4.1.6. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством;
7.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
7.4.1. не выполнение Работ или его части в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом
Болеечем на 3(три) дня по причинам, не зависящим от Заказчика;
7.4.2. выполнение Работ с дефектами, которые не могут быть устранены в установленный настоящим Контрактом срок.
Из пояснений ИП Вертипрахова Е.В. следует, что неисполнение условий контракта в срок произошло из-за действий Заказчика, установившего в техническом задании параметры поставляемых товаров, не отвечающих техническим характеристикам реально представленных на рынке товаров. В локальном сметном расчете (техническом задании) п.48 предусмотрены характеристики не соответствующие характеристикам существующих на рынке товаров (длинна, высота, световой поток). Поиск светильников эквивалентного товарного знака с характеристикам (IP65, 1350х390х136, темперированное стекло, LED, сетка, 105 Вт, 12300лм) закончился безуспешно, так как таких светильников не существует.
Все выше перечисленные факты были озвучены Заказчику посредством телефонной связи, после чего была назначена встреча, на которой были представлены соответсвующие документы.
30.06.2021 года на встрече Заказчику были представлены документы, подтверждающие текущую стоимость материалов (счёта от поставщиков), а также документы подтверждающие отсутствие товара с указанными в п.48 локального сметного расчета характеристиками: светильник ДСП68-100-501 Fregat Sport 840 (IP65, 1350х390х136, темперированное стекло, LED, сетка, 105 Вт, 12300лм). Эквивалентный товар с характеристиками: IP65, 1350х390х136, темперированное стекло, LED, сетка, 105 Вт, 12300лм - отсутствовал на рынке товаров.
В расторжении договора по соглашению сторон на основании выше установленных фактов Заказчиком было отказано. При этом Заказчик согласился на поставку "эквивалентных" светильников с улучшенными характеристиками или характеристиками не хуже, однако, поскольку в техническом задан не предусмотрены диапазоны характеристик данного товара, укзать такие характеристки и направить в адрес Исполинтеля было предложено Заказчику.
Более того, исплнению Контракта в срок препятствовало непредоставления схемы расположения светильников в спортзале со стороны Заказчика.
Также, ИП Вертипрахов Е.В. пояснил, что 29.09.2021 года в адрес Заказчика на почтовый адрес и на адрес электронной почты, указанные в разделе 12 гражданско-правового договора N79/2020 от 07 июля 2020 года отправлено уведомление на не согласии с расторжением и о готовности приступить к исполнению обязательств по любому удобному графику для Заказчика, после предоставления диапазона характеристик или согласования представленных светильников.
Комиссия, что согласно представленным Предпрнимателем счета на оплату, ИП Вертипраховым Е.В. было приобретены расходные материалы с целью исполнения Контратка на общую сумму свыше 54 000, 00 руб.
Также, согласно представленному письму в адрес ООО "АСТЗ" и ООО "Завод Световых Приборов" от 29.04.2021 г. и ответу на данное письмо от 12.05.2021 г. Исполнителем предприниались меры по уточнению технических характеристик, цены и возможности поставки товара, предусмотренного п.48 Локально-сметного расчета (Светильник ДСП68-100-501 Fregat Sport 840 ).
Схема расположения светильников в спортзале и места установки была предоставлена Исполинтелю ответственным лицом Заказчика 04.08.2021 г. посредством направления сообщения в мессенджере.
Более того, согласно отчету об отслеживании отправления и описи содержимого, 07.09.2021 г. ИП Вертипраховым Е.В. в адрес Закзачика было направлено письмо о предоставлении сведений о товарах с улучшенными характеристиками удовлетворящими потребности Закзачика с целью последующего приобретения последних и исполнения условий Контракта. Указанное письмо Заказчиком было получено 01.10.2021 г., то есть до срока вступления решения об одностороннем отказе в силу. Ответа на укзааное письмо не предоставлено.
Также, Комиссия отмечает, что согласно сведениям, размещенным в ЕИС, ИП Вертипраховым Е.В. исполнено 55 контрактов с аналогичным предметом.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 104 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств, сведения об ИП Вертипрахове Е.В. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Вертипрахове Евгении Владимировиче в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 8 октября 2021 г. N РНП-59-418
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2021