Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.Э. Жуковой, заместителя начальника отдела, А.П. Безруких, ведущего специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Техстандарт" на действия заказчика - ФГБОУВО "Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - заказчик) при проведении электронного аукциона "Оказание услуг по комплексному обслуживанию охранно-пожарной сигнализации" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения N0319100005521000318, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Техстандарт" (на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: несоответствие аукционной документации требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем, была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление (исх.N 14661 от 06.10.2021) о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
В соответствии с письмами ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020, N ИА/27895/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы было организовано Красноярским УФАС России в дистанционном режиме, без очного участия представителей подателя жалобы, заказчика, посредством интернет-видеоконференции.
В указанную в уведомлении о принятии жалобы N 024/06/105-2510/2021 к рассмотрению дату и время к интернет-видеоконференции подключился представитель подателя жалобы Рыбаков В.И. (на основании решения), представитель заказчика не подключился.
Податель жалобы указывает на то, что в документации о закупке имеются нарушения требований Закона о контрактной системе, а именно установлено требование представлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям законодательства РФ, а также неправомерное, по мнению подателя жалобы, объединение в одну закупку лицензируемых видов работ (услуг) и не лицензируемых видов работ (услуг).
С доводами подателя жалобы заказчик не согласился, изложив и представив письменные пояснения по данному факту (вх.N18734 от 08.10.2021).
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона N0319100005521000318 на оказание услуг по комплексному обслуживанию охранно-пожарной сигнализации.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 4.1 документации об электронном аукционе к участникам закупки, в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, установлены следующие требования:
Наличие лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений со следующим перечнем услуг:
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охрано-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ (в соответствии с ст. 12 п.15 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ N 1128 от 28.07.2020 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений");
- или копии выписки из реестра лицензий лицензирующего органа по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" (в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Правилами формирования и ведения реестра лицензий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N2343).
Наличие лицензии на право проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, степень секретности "секретно" (Закон РФ от 21.07.1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне"; Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 N333 (ред. от 05.07.2021) "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны"; Указ Президента РФ от 24.01.98 г. N 61 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне").
Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием и рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности регулирует Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне).
Допуск к государственной тайне производится путем осуществления процедуры оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений.
В силу части 1 статьи 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется путем получения ими в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответственной степени секретности.
Статьей 9 Закона о государственной тайне предусмотрено, что отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, который утверждается Президентом Российской Федерации.
Таким образом, при проведении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны необходимо требовать в составе заявки участника представление копии соответствующей лицензии.
Заказчик пояснил, что согласно подпункту 15 пункта 2.3 раздела 2 Устава ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, основной целью деятельности Университета является, в том числе деятельность по защите сведений, составляющих государственную тайну, а также иной охраняемой законом информации в соответствии с возложенными на Университет задачами.
Согласно предоставленного заказчиком Положения об управлении по организации мероприятий гражданской обороты, мобилизационной работы и сохранности государственной тайны ПСП 01-07-01-20 от 23.09.2021, в Университете имеется режимно-секретное подразделение - Управление по организации мероприятий гражданской обороны, мобилизационной работы и сохранности государственной тайны, следовательно, в Университете имеются помещения в которых производится обработка, хранение секретных сведений, а при оказании услуг по комплексному обслуживанию охранно-пожарной сигнализации лица, работающие в организации Исполнителя услуг будут иметь доступ к режимным объектам, в соответствии с Инструкцией утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" доступ в которые имеют исключительно лица с соответствующей формой допуска.
В соответствии с частью 1 статьи 27 закона Российской Федерации от 21.07.1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон) допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Следовательно, помещения, в которых планируются проводиться услуги по комплексному обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, отнесены к режимным объектам и ограничен доступ к данным помещениям.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию. Согласно пункта 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128, лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Перечень), предусмотренному приложением к настоящему Положению. В названный Перечень включены в том числе "Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ." (пункт 1 Перечня), "Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охрано-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ" (пункт 2 Перечня), "Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ" (пункт 3 Перечня).
Объектом закупки является закупка услуг по комплексному обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, соответственно оказывать такие услуги могут только лица, обладающие лицензией МЧС для проведения работ, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ и пунктом 15 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
По вопросу объединения в одну закупку услуг по комплексному обслуживанию охранной и пожарной сигнализации, из пояснений заказчика установлено, что предмет закупки представляет собой взаимосвязанный процесс. Приемно-контрольные приборы, согласно функциональных характеристик, выполняют совмещенную функцию охранной и пожарной сигнализации.
С учетом изложенного, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу о правомерности требования установленного Заказчиком в документации об аукционе о наличии у участников закупки лицензии, выданной в соответствии с требованиями действующего законодательства о допуске к работам, составляющих государственную тайну, а также действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выполнение которых является предметом контракта, не противоречат требованиям действующего законодательства.
С учетом изложенного Комиссия в рамках имеющихся полномочий пришла к выводу о необоснованности доводов жалобы о нарушении заказчиком требований действующего законодательства при формировании спорных положений аукционной документации.
Таким образом, положения аукционной документации в обжалуемой части не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в действиях заказчика, уполномоченного органа отсутствуют нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Техстандарт" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
Члены Комиссии |
Т.Э. Жукова |
|
А.П. Безруких
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 октября 2021 г. N 024/06/105-2510/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2021