Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - заместитель начальника отдела Т.Э. Жукова, ведущий специалист - эксперт О.В. Рогова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Паутова Ильи Владимировича на действия заказчика - Муниципального бюджетного учреждения "Спортивная школа Рыбинского района" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка (с доставкой) мячей спортивных" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ИП Паутова И.В. на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона, размещенного на электронной площадке АО "ТЭК-Торг" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0819300033321000089 (далее - жалоба).
Существо жалобы: неправомерные действия заказчика при заключении контракта.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
В соответствии с письмом ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы проходило в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя посредством интернет - видеоконференции.
В видеоконференции принял участие представитель уполномоченного органа, надлежащим образом подтвердивший свои полномочия.
Из содержания жалобы следует, что по итогам проведенного электронного аукциона, в отношении победителя аукциона, неправомерно применены положения приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 N 126н (подпункт а) пункта 1.3: снижение цены на 15% от предложенной победителем аукциона), поскольку аукционной комиссией при рассмотрении заявок допущены заявки с предложением о поставке товаров произведенных на территории Российской Федерации или стран ЕАЭС, что по мнению подателя жалобы является недостоверными данными, так как товар удовлетворяющий требованиям закупки не производится на территории Российской Федерации или стран ЕАЭС.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы уполномоченным органом были представлены в письменном виде возражения, из которых следует, что у аукционной комиссии отсутствовали основания для признания заявок, поданных на участие в электронном аукционе, несоответствующими требованиям аукционной документации, а также отсутствовали основания выражать недоверие сведениям в отношении страны происхождения товаров, предусмотренных описания объекта закупки, которые были предоставлены в первых частях заявок, подтвердив их соответствующим декларированием. Таким образом, по мнению заказчика, доводы подателя жалобы являются необоснованными.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку сантехнических материалов.
Исчерпывающий перечень информации, подлежащей формулированию заказчиком в аукционной документации, установлен законодателем в статье 64 Закона о контрактной системе, из преамбулы которой следует, что в аукционной документации также отражается информация, размещаемая заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, перечень которой предусмотрен статьей 63 Закона о контрактной системе.
Пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено требование о необходимости изложения заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона (следовательно, и в положениях аукционной документации) сведений об условиях, запретах и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Требования о применении национального режима при осуществлении закупок сформулированы законодателем в статье 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе определено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Условия допуска определены Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н).
Согласно извещению и документации о проведении электронного аукциона в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе заказчиком установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в Приложении к Приказу N 126н.
В силу пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов.
Подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложении к Приказу N 126н, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом о контрактной системе наименования страны происхождения товара (пункт 1.6 Приказа N 126н).
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе).
Таким образом, декларированием страны происхождения товара является указание наименования страны происхождения товара в первой части заявки участника закупки.
В силу пункта 1.3 Приказа N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложении, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложении, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.
Согласно пункту 2 Приказа N 126н положения пункта 1.3 Приказа N 126н не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений в случаях, если:
а) конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений признается не состоявшимся в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе;
б) все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, содержат предложения о поставке товаров, указанных в приложении и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза;
в) все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, содержат предложение о поставке указанных в приложении товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
г) в отношении товаров, указанных в приложении, Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Законом о контрактной системе.
Комиссией установлено, что на участие в рассматриваемой закупке было подано 16 (шестнадцать) заявок, в заявке подателя жалобы (заявка под номером 11) содержалось предложение о поставе товара, страной происхождения которого являются Тайланд, Китай, Пакистан. При этом в заявке под номером 9 продекларирована страна происхождения товаров - Российская Федерация.
Таким образом, отсутствуют основания для не применения положений пункта 1.3 Приказа N 126н.
Комиссия отмечает, что статьи 67 и 69 Закона о контрактной системе регламентируют процедуру рассмотрения аукционной комиссией первых и вторых частей заявок, поданных участниками закупки на участие в электронном аукционе. Указанными правовыми нормами для аукционной комиссии предусмотрена обязанность в осуществлении проверки первых и вторых частей заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров. Законом о контрактной системе аукционной комиссии не вменена обязанность при осуществлении проверки первых и вторых частей заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, устанавливать степень достоверности сведений, которые участники закупки представили в поданных ими заявках. Следовательно, аукционная комиссия при рассмотрении сведений, перечень которых определен частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, представленных участниками закупки в таких заявках, исходит из принципа добросовестности участника закупки в предоставлении им в составе заявки сведений.
Таким образом, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в электронном аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
В обоснование своей позиции подателем жалобы указано, что в позиции 2 описание объекта закупки в волейбольному мячу стоит требование: "Наличие сертификата FIVB: Да". Согласно представленным подателем жалобы ссылкам из сети "Интернет", под требование закупки подходят только три мяча, страной происхождения которых является Таиланд. Указанный довод подателя жалобы не может быть принят Комиссией во внимание, поскольку информация из сети "Интернет" не относится к официальным данным и не может являться доказательством, однозначно свидетельствующим о недостоверности информации, содержащейся в заявке участника электронного аукциона.
Комиссия отмечает, что исходя из положений Закона о контрактной системе следует, что аукционная комиссия при рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе оценивает сведения, указанные в заявке на предмет соответствия их требованиям документации о таком аукционе.
В случае если аукционная комиссия заказчика приняла решение о проверке достоверности сведений, представленных участниками электронного аукциона, соответствующий запрос направляется производителю товара, предложенного в заявке на участие в электронном аукционе.
Кроме того, указанная информация, размещенная на сайте производителя или продавца, указанная в каталоге производителя на момент ее рассмотрения может быть уже не актуальна.
Вместе с тем иных доказательств, подтверждающих предоставление недостоверных сведений в первой части заявки участника электронного аукциона под номером 9, на заседание Комиссии не представлено, Комиссией не установлено.
Комиссия отмечает, что податель жалобы добровольно принимал участие в электронном аукционе, выразил согласие на поставку мячей спортивных, на условиях, предусмотренных аукционной документацией. Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, податель жалобы как участник закупки, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавал в каком именно объеме и на каких именно условиях ему будет необходимо осуществить поставку товара, являющегося предметом контракта.
Аукционная комиссия протоколом подведения итогов электронного аукциона от 28.09.2021 признала подателя жалобы победителем электронного аукциона, поскольку им была предложена наиболее низкая цена исполнения контракта и поданная им заявка на участие в электронном аукционе соответствовала требованиям, установленным документацией о проведении электронного аукциона.
Принимая во внимание условия аукционной документации об установлении заказчиком преференции, предоставление которой осуществляется в порядке, предусмотренном Приказом N 126н, Комиссия приходит к выводу о том, что действия аукционной комиссии, заказчика не противоречат положениям Приказа N 126н и Закона о контрактной системе.
Следовательно, вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии полагать, что в действиях аукционной комиссии при рассмотрении вторых частей заявок электронного аукциона отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, поскольку исходя из требований пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, подтверждением страны происхождения товаров, предусмотренным Приказом N 126н, является указание (декларирование) участником закупки в первой части заявки наименования страны происхождения товара.
В связи с чем, заказчиком совершены правомерные действия по снижению цены контракта в соответствии с требованиями пункта 1.3 Приказа N 126н и статьи 14 Закона о контрактной системы.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу Паутова Ильи Владимировича необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.Э. Жукова |
|
О.В. Рогова
|
Исп. Рогова О.В. 8(391)2110144
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 октября 2021 г. N 024/06/105-2511/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2021