Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Бабаева К.А. - Руководителя Дагестанского УФАС России;
Членов Комиссии:
Халлаевой Д.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России;
Халилова Р.А. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Агамирзаева В.А. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Ростелематика" (далее - Заявитель) на действия МКУ "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА МАХАЧКАЛА" (далее - Заказчик) при проведении КОМИТЕТОМ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона N 0103200008421002375 "Внедрение интеллектуальной транспортной системы городского округа город Махачкала" (далее - Аукцион), в отсутствии представителей сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
24.09.2021 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается на несоответствие аукционной документации требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на электронной площадке - АО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия установила следующее.
08.09.2021 г. Уполномоченным органом в Единой информационной системе были размещены извещение и документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 359 907 728,13 рублей.
1. Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно включены в объект закупки работы по проектированию системы информационной безопасности ИТС Агломерации.
Пунктами 5.2 и 5.3 таблицы 4 пункта 3.1. Технического задания аукционной документации установлено, что в период с даты заключения контракта до 05.12.2021 года Исполнитель должен, в том числе, осуществить разработку организационных и технических мер по обеспечению безопасности объектов КИИ ИТС Агломерации, включая разработку проектной документации на создание системы безопасности объектов ИТС и рабочей (эксплуатационной) документации на систему безопасности объектов ИТС Агломерации.
Также согласно пункту 7.2 Технического задания разработка организационных и технических мер по обеспечению безопасности объекта КИИ ИТС осуществляется в соответствии с ЧТЗ и должна включать:
анализ угроз безопасности информации и разработку модели угроз безопасности информации или ее уточнение (при ее наличии);
проектирование подсистемы безопасности объекта;
разработку рабочей (эксплуатационной) документации на объект (в части обеспечения его безопасности).
При этом в составе документации, составляющей описание объекта закупки, размещены технический проект в отношении Системы обеспечения информационной безопасности. Из содержания аукционной документации не усматривается, какие дополнительные работы должны быть спроектированы.
Таким образом, указанные положения технического задания аукционной документации в нарушение части 2 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) не позволяют однозначно определить потребность заказчика.
Таким образом, описание объекта закупки в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не соответствует ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Ответственность за данное правонарушение установлена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно включены в объект закупки работы по технической поддержке системы.
Согласно разделу 10 Технического задания в состав работ входят работы по технической поддержке, а именно:
"В рамках выполнения требований настоящего Технического задания по гарантийному сроку и технической поддержке Исполнитель должен на протяжении всего периода выполнения работ обеспечить участие специалистов Исполнителя в эксплуатации Системы."
При этом Заявителем не представлены доказательства отсутствия технологической и функциональной связи работ по технической поддержке системы с работами по внедрению интеллектуальной транспортной системы.
Таким образом, довод жалобы Заявителем не обоснован.
3. Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществлении деятельности в области гидрометеорологии.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчиком в п. 12 раздела I аукционной документации установлены следующие требования к участникам закупки:
"1. соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки,
а именно:
- Наличие действующей лицензии на по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", включающую в себя выполнение работ, оказание услуг:
13. Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем
17. Ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
21. Передача шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Нормативный правовой акт, устанавливающий такие требования: Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99 -ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)".
Наличие действующей лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областей (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", включающей в себя:
а) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее метеорологических характеристик (за исключением характеристик, получаемых с целью аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;
д) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее гидрологических характеристик, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений.
Нормативный правовой акт, устанавливающий такие требования: Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99 -ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства РФ от 16.11.2020 N 1845 "О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства)".
Наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации, включающей в себя:
- работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении: средств и систем информатизации.
Нормативный правовой акт, устанавливающий такие требования: Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99 -ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства РФ от 03.02.2012 N 79 (ред. от 30.11.2020) "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации".
Наличие действующей лицензии на оказание услуг связи
- по предоставлению каналов связи.
Нормативный правовой акт, устанавливающий такие требования: Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99 -ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства РФ от 30.12.2020 г. N2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом, как установлено Комиссией, объектом закупки не являются услуги в области гидрометеорологии, а также услуги по ремонту и обслуживанию шифровальных средств.
Необходимость получения метеорологических сведений для внедрения подсистемы метеомониторинга не обязывает участника закупки иметь свою лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии.
Также в объект закупки не включены работы по ремонту и обслуживанию шифровальных средств. Возможное возникновение потребности в указанных услугах в ходе проведения испытаний не свидетельствует о включении указанных услуг в объект закупки.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Ответственность за данное правонарушение установлена ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
4. Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии:
лицензии на по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", включающую в себя выполнение работ, оказание услуг: 13. Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем; 21. Передача шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации;
лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации, включающей в себя: работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении: средств и систем информатизации;
лицензии на оказание услуг связи: по предоставлению каналов связи.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Комиссией установлено, что в объект закупки включены работы по монтажу, установке (инсталляции), наладке защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, по передаче шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации, работы по технической защите конфиденциальной информации, включающей в себя: работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении: средств и систем информатизации, услуги по предоставлению каналов связи. Следовательно, установление требования о наличии у участников закупки соответствующих лицензий соответствует п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Заявителем не представлено доводов о несоответствии объекту закупки работ, к выполнению которых лицо допускается при наличии вышеприведенных лицензий.
Таким образом, довод жалобы Заявителем не обоснован.
5. Заявитель указывает, что в техническом задании не определен объем работ.
Согласно Техническому заданию на выполнение работ по внедрению интеллектуальной транспортной системы города Махачкала (далее - Техническое задание) в состав работ входят следующие работы, а именно:
- в 1-м этапе работ: Задание требований к обеспечению безопасности объектов КИИ ИТС. Разработка организационных и технических мер по обеспечению безопасности объектов КИИ ИТС Агломерации, включая разработку:
5.1. Частного технического задания на создание системы безопасности объектов ИТС.
5.2. Проектной документации на создание системы безопасности объектов ИТС.
5.3. Рабочей (эксплуатационной) документация на систему безопасности объектов ИТС Агломерации.
- во 2-м работ: Система обеспечения безопасности информации в соответствии с утвержденным ЧТЗ.
- в 3-м этапе работ: Система обеспечения безопасности информации в соответствии с утвержденным ЧТЗ (развитие).
В Приложении 1 ГОСТ 34.201-89 содержатся следующие определения:
Также в Техническом задании указано, что разработка системы безопасности ИТС должна осуществляться в соответствии с настоящим Техническим заданием с учетом ГОСТ 34.601 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания" (далее - ГОСТ 34.601), ГОСТ 34.602-89 "Техническое задание на создание автоматизированной системы" (далее - ГОСТ 34.602), ГОСТ Р 51583 и ГОСТ Р 51624.
ГОСТ 34.201-89 распространяется на автоматизированные системы (АС), используемые в различных сферах деятельности (управление, исследование, проектирование и т.п.), включая их сочетание, и устанавливает виды, наименование, комплектность и обозначение документов, разрабатываемых на стадиях создания АС, установленных ГОСТ 34.601.
Документация на автоматизированную систему (далее - АС) - комплекс взаимоувязанных документов, в котором полностью описаны все решения по созданию и функционированию системы, а также документов, подтверждающих соответствие системы требованиям технического задания и готовность ее к эксплуатации (функционированию).
Проектно-сметная документация на АС - часть документации на АС, разрабатываемая для выполнения строительных и монтажных работ, связанных с созданием АС.
Рабочая документация на АС - часть документации на АС, необходимой для изготовления, строительства, монтажа и наладки автоматизированной системы в целом, а также входящих в систему программно-технических, программно-методических комплексов и компонентов технического, программного и информационного обеспечения.
ГОСТ 34.601-90 устанавливает стадии и этапы создания АС, которые приведены в таблице (пункт 2.1 ГОСТ 34.601-90)
|
|
Стадии |
Этапы работ |
1. Формирование требований к АС |
1.1. Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС |
|
1.2. Формирование требований пользователя к АС |
|
1.3. Оформление отчета о выполненной работе и заявки на разработку АС (тактико-технического задания) |
2. Разработка концепции АС |
2.1. Изучение объекта |
|
2.2. Проведение необходимых научно-исследовательских работ |
|
2.3. Разработка вариантов концепции АС и выбор варианта концепции АС, удовлетворяющего требованиям пользователя |
|
2.4. Оформление отчета о выполненной работе |
3. Техническое задание |
3.1. Разработка и утверждение технического задания на создание АС |
4. Эскизный проект
|
4.1. Разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям |
|
4.2. Разработка документации на АС и ее части |
5. Технический проект |
5.1. Разработка проектных решений по системе и ее частям |
|
5.2. Разработка документации на АС и ее части |
|
5.3. Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС и (или) технических требований (технических заданий) на их разработку |
|
5.4. Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации |
6. Рабочая документация |
6.1. Разработка рабочей документации на систему и ее части |
|
6.2. Разработка или адаптация программ |
7. Ввод в действие |
7.1. Подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие |
|
7.2. Подготовка персонала |
|
7.3. Комплектация АС поставляемая изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями) |
|
7.4. Строительно-монтажные работы |
|
7.5. Пусконаладочные работы |
|
7.6. Проведение предварительных испытаний |
|
7.7. Проведение опытной эксплуатации |
|
7.8. Проведение приемочных испытаний |
8. Сопровождение АС
|
8.1. Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами |
|
8.2. Послегарантийное обслуживание |
Согласно пункту 11 Приложения N1 ГОСТ 34.601-90 на этапе 5.3 "Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС и (или) технических требований (технических заданий) на их разработку" проводят: подготовку и оформление документации на поставку изделий для
комплектования АС; определение технических требований и составление ТЗ на разработку изделий, не изготавливаемых серийно.
В пункте 2.2 ГОСТ 34.601-90 указано: стадии и этапы, выполняемые организациями - участниками работ по созданию АС, устанавливаются в договорах и техническом задании на основе настоящего стандарта.
При этом в состав работ включены работы по созданию системы обеспечения безопасности информации в соответствии с утвержденным ЧТЗ, то есть поставка необходимого оборудования и материалов, а также выполнение необходимых работ по монтажу и пусконаладке.
При этом этап проведения работ по разработке "Частного технического задания на создание системы безопасности объектов ИТС", "Проектной документации на создание системы безопасности объектов ИТС", "Рабочей (эксплуатационной) документация на систему безопасности объектов ИТС Агломерации", установленные в Техническом задании корреспондируют требованиям к этапу работы "Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС и (или) технических требований (технических заданий) на их разработку", содержащимся в подпункте 5.3 пункта 2.1 ГОСТ 34.601-90. Именно на данном этапе будут определены требования к техническим средствам, оборудованию и материалам, которые будут использованы при вводе в действие АС и его частей на этапе опытной эксплуатации. Вместе с тем, требования Заказчика, установленные в Приложении N 3 к Техническому заданию относительно показателей товара (технических средств, оборудования и материалов), необходимых к поставке в целях реализации контракта определены без учета этапа "Техническое и рабочее проектирование", согласно ГОСТ 34.601-90.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Согласно части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем.
В нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация об объекте закупки носит не полный и не достоверный характер, не позволяет определить в полном объеме требования к работам и потребность заказчика. С учетом того, что требования к товару (техническим средствам, оборудованию и материалам, программному обеспечению) будут определены на этапах разработки "Частного технического задания на создание системы безопасности объектов ИТС", "Проектной документации на создание системы безопасности объектов ИТС", "Рабочей (эксплуатационной) документация на систему безопасности объектов ИТС Агломерации". Соответственно, у участников закупки нет возможности достоверно и в полном объеме определить какое именно необходимо поставить оборудование для Заказчика, а, следовательно, нет возможности сформировать ценовое предложение.
Учитывая изложенное Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя и нарушении Заказчиком части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
Ответственность за данное правонарушение установлена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
6. Заявитель указывает на то, что Заказчиком осуществлен расчет начальной (максимальной) цены контракта с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Комиссией установлено, что Заказчиком в составе аукционной документации размещен расчет начальной (максимальной) цены контракта, содержащий сметную стоимость работ.
Довод Заявителя о неправильности выполненного в смете расчета, Комиссией не может быть рассмотрен, поскольку согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать частично обоснованной.
2. Довод жалобы в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта не рассматривать на основании части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 64 и части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
4. В связи с выдачей Заказчику, Уполномоченному органу, его аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписаний об устранении выявленных нарушений, предписание не выдавать.
5. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии К.А. Бабаев
Члены Комиссии: Д.М. Халлаева
Р.А. Халилов
В.А. Агамирзаев
Исп. Агамирзаев В.А. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 1 октября 2021 г. N 005/06/106-2356/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2021