Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия; Управление, Воронежское УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Воронежского УФАС России Логошина А.В.,
Членов Комиссии:
начальника отдела контроля закупок Воронежского УФАС России Рощупкиной Ю.В;
государственного инспектора отдела контроля закупок Воронежского УФАС России Мелкумяна Г.М.,
в присутствии сторон:
- от ООО Научно-Инженерный центр "Башкортостан" - Воленко М.А. (доверенность N 1 от 01.04.2021 г.);
- от БУЗ ВО ПСДР им. И.Г. Менжулина - Музалев Д.В. (доверенность N 1 от 07.10.2021 г.);
- от Управление по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее по тексту - Уполномоченный орган) - Куракина Г.С. (доверенность N 7 от 01.12.2020 г.),
рассмотрев жалобу от ООО Научно-Инженерный центр "Башкортостан" (далее по тексту - Заявитель) на действия БУЗ ВО ПСДР им. И.Г. Менжулина (далее по тексту - Заказчик) в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на установку и монтаж системы видеонаблюдения БУЗ ВО "ПСДР им. И.Г. Менжулина" (номер извещения: 0131200001021008990), на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
У С Т А Н О В И Л А:
04.10.2021 г. в Воронежское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем принята Управлением к рассмотрению.
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, Заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
По мнению Заявителя, документация рассматриваемого электронного аукциона утверждена Заказчиком с рядом нарушений требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, которые выразились в следующем:
1. При описании объекта закупки взял за основу характеристики иностранного производителя;
2. Не было установлено ограничение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
3. Не применён каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту - КТРУ) при описании оборудования.
Уполномоченным органом и Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя, приобщенные к материалам настоящего дела. Из рассматриваемых возражений следует, что доводы жалобы ООО Научно-Инженерный центр "Башкортостан" являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Воронежского УФАС России, проанализировав представленные сторонами документы и сведения, приходит к следующим выводам.
Извещение N 0131200001021008990 размещено в сети "Интернет" в единой информационной системе по адресу www.zakupki.gov.ru.
Предметом рассматриваемого электронного аукциона является установка и монтаж системы видеонаблюдения БУЗ ВО ПСДР им. И.Г. Менжулина.
Согласно пункту 18 информационной карты требования к качественным и количественным характеристикам представлены в части 3 описание объекта закупки документации об электронном аукционе. Требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий определяются частью 2 проекта контракта документации об электронном аукционе. Предлагаемые к поставке товары, выполнению работы, оказанию услуги должны соответствовать указанным требованиям.
В пунктах 2 и 41 локально-сметного расчета и ведомости объемов работ указаны камеры видеонаблюдения.
Следовательно, в рамках рассматриваемых мероприятий исполнителем по контракту осуществляется оказание услуг с использованием и, как следствие, дальнейшей передачей в собственность Заказчика товаров, а именно камер видеонаблюдения.
Из пункта 19 информационной карты закупки следует, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать лишь такие сведения, как согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
Вместе с тем, на основании ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В рассматриваемом же случае, в нарушение п. 1 ч. 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании товаров по позициям "камеры видеонаблюдения" отсутствуют характеристики, установленный артикул приведен без показателей эквивалентности, что не позволяет определить соответствие закупаемого товара, установленным заказчиком требованиям.
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе в рассматриваемой части составлена с нарушениями Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 66 Закона поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Вместе с тем, как установлено в ходе проведения Комиссией Управления внеплановой проверки, документация об Аукционе не содержит требований о представлении в первой части заявки на участие в аукционе сведений о конкретных показателях товара, соответствующих значениям, установленным в документации об электронном аукционе, что, в рассматриваемом случае, является нарушением Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Более того, в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
В рассматриваемом случае, Комиссией Управления установлен факт наличия в реестре РЭП наличие оборудований, отвечающих потребностям Заказчика, в том числе со следующими N записей: РЭ-2145/20, РЭ-2147/20, РЭ-931/21.
В данном случае установлено, что камеры видеонаблюдения включены в перечень и единый реестр российской радиоэлектронной продукции в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, что подтверждается в том числе записями с реестровыми NN РЭ-2145/20, РЭ-2147/20, РЭ-931/21. Более того, сведения о рассматриваемых товарах имеются в приложении к Приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Таким образом, при проведении закупки Заказчику необходимо было установить в извещении о проведении закупки и документации о закупке условия допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 и преференции в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Вместе с тем, указанные ограничения в аукционной документации отсутствуют. Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение требований части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Помимо перечисленных нарушений со стороны Заказчика, Комиссия Управления также приходит к выводу об обоснованности доводов Заявителя в части несоблюдения БУЗ ВО ПСДР им. И.Г. Менжулина Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)".
Как указано ранее, в соответствии с документацией конкурентной процедуры предметом закупки является в том числе товар, а именно видеокамеры, кодом ОКПД2 которого в свою очередь является 26.40.33, имеющийся в КТРУ.
Согласно п. 8 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция.
Пункт 7 Правил использования КТРУ предусматривает, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Вместе с тем Заказчиком не применён каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее КТРУ) при описании оборудования указанного в ТЗ Видеокамера ОКПД2 26.40.33.110.
Согласно пункту 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Таким образом, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения, при условии установления в документации о закупке (извещении) ограничение на допуск радиоэлектронной продукции в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о том, что неприменение Заказчиком Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 послужило основанием для неприменения позиций КТРУ.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 (далее - Правила N145), следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Также согласно п. 5 Правил N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Вместе с тем, на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу о том, что указанное нарушение повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В связи с изложенным, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия УФАС по ВО,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО Научно-Инженерный центр "Башкортостан" на действия БУЗ ВО ПСДР им. И.Г. Менжулина (далее по тексту - Заказчик) в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на установку и монтаж системы видеонаблюдения БУЗ ВО "ПСДР им. И.Г. Менжулина" (номер извещения: 0131200001021008990) - обоснованной.
2. В связи с тем, что установленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), обязательное для исполнения предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.В. Логошин
Члены Комиссии Ю.В. Рощупкина
Г.М. Мелкумян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 14 октября 2021 г. N 036/06/64-1080/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2021