Резолютивная часть решения оглашена 08 октября 2021 года
Инспекцией Рязанского УФАС России в составе: <_>, действующей на основании приказа Рязанского УФАС России от 04.10.2021 N 104, в отсутствие представителей Федерального казенного профессионального образовательного учреждения "Михайловский экономический колледж-интернат" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФКПОУ "МЭКИ" Минтруда России, Заказчик), уведомленных надлежащим образом (исх. N 5044 от 04.10.2021), на основании поручения ФАС России от 03.09.2021 N ПИ/74558/21 "О проведении внеплановых проверок на предмет применения Типового контракта при проведении закупок на поставку продуктов питания", руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), рассмотрены материалы проведенной внеплановой камеральной проверки действий Федерального казенного профессионального образовательного учреждения "Михайловский экономический колледж-интернат" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на приобретение круп и муки (извещение N 0359100009721000001 от 21.01.2021); на приобретение мяса кур свежего, охлажденного или замороженного (извещение N 0359100009721000002 от 21.01.2021); на приобретение макаронных изделий (извещение N 0359100009721000003 от 21.01.2021); на приобретение масла подсолнечного (извещение N 0359100009721000004 от 21.01.2021); на приобретение молока и молочной продукции (извещение N 0359100009721000005 от 21.01.2021); на приобретение мяса и мясных продуктов (извещение N 0359100009721000006 от 21.01.2021); на приобретение рыбы и рыбной продукции (извещение N 0359100009721000007 от 21.01.2021); на приобретение сахара-песка (извещение N 0359100009721000008 от 21.01.2021); на приобретение сока питьевого 0,2 литра в ассортименте (извещение N 0359100009721000009 от 21.01.2021); на приобретение куриных яиц (извещение N 0359100009721000010 от 21.01.2021); на приобретение мяса и мясных продуктов (извещение N 0359100009721000011 от 26.03.2021); на приобретение рыбы и рыбной продукции (извещение N 0359100009721000012 от 26.03.2021); на приобретение молока и молочной продукции (извещение N 0359100009721000013 от 26.03.2021); на приобретение куриных яиц (извещение N 0359100009721000014 от 26.03.2021); на приобретение мяса кур (извещение N 0359100009721000015 от 26.03.2021); на приобретение сока питьевого 0,2 литра в ассортименте (извещение N 0359100009721000016 от 26.03.2021); на приобретение масла подсолнечного (извещение N 0359100009721000017 от 26.03.2021); на приобретение сахара-песка (извещение N 0359100009721000018 от 26.03.2021); на приобретение макаронных изделий (извещение N 0359100009721000019 от 26.03.2021); на приобретение круп и муки (извещение N 0359100009721000020 от 26.03.2021).
Проверка проводилась с 04 октября по 08 октября 2021 года.
Контрольное мероприятие проведено методом сплошной проверки представленных документов, связанных с вышеназванной закупкой.
Проверкой установлено:
ФКПОУ "МЭКИ" Минтруда России инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на приобретение круп и муки (далее - электронный аукцион).
21 января 2021 года извещение о проведении электронного аукциона N 0359100009721000001 и документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 109 300, 00 руб.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о ФКС к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 1 статьи 34 Закона о ФКС установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Частью 11 статьи 34 Закона о ФКС установлено, что для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" утверждены Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов (далее - Правила).
Согласно п. 6 Правил типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из следующих частей:
а) постоянная часть, не подлежащая изменению при их применении в конкретной закупке;
б) переменная часть, предусматривающая возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания.
Таким образом, типовые контракты или типовые условия состоят из двух частей - постоянной и переменной. При этом в переменной части Заказчики могут выбрать один или несколько вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня, а в постоянную часть Заказчик не может вносить изменения при их применении в конкретной закупке.
Согласно п. 14 Правил утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению с учетом пунктов 15 - 17 настоящих Правил, за исключением закупок, указанных в пункте 18 настоящих Правил, в следующих случаях:
а) подготовка извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом;
б) подготовка проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок;
в) заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, в соответствии с пунктами 14 - 18 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N 606, типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению.
Пунктом 1 приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 19.03.2020 N 140 "Об утверждении типового контракта на поставку продуктов питания" (далее - Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 19.03.2020 N 140) утвержден типовой контракт на поставку продуктов питания согласно приложению N 1 к настоящему приказу, применяемый с учетом показателей, определенных информационной картой типового контракта на поставку продуктов питания, содержащейся в приложении N 2 к настоящему приказу.
Указанный типовой контракт размещен в ЕИС в сфере закупок (реестровый номер записи в ЕИС 1400700000520005) и подлежит обязательному применению в случаях, если закупаемые продукты питания (коды ОКПД2/КТРУ) соотносятся с кодами (ОКПД2/КТРУ) из информационной карты типового контракта.
Согласно письму Министерства финансов РФ от 08.04.2020 N 24-05-06/28316 "О применении типового контракта, типовых условий контракта и о внесении в них изменений" заказчик обязан применять типовой контракт, типовые условия контракта, которые размещены в библиотеке типовых контрактов, типовых условий контрактов, и при этом не вправе самостоятельно вносить изменения в типовой контракт, типовые условия контракта, за исключением их переменных частей.
В соответствии с извещением N 0359100009721000001 закупка осуществлялась на приобретение круп и муки, в том числе риса шелушеного код КТРУ 10.61.11.000. Данный объект закупки подпадает под действие Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 19.03.2020 N 140 в соответствии с Информационной картой типового контракта на поставку продуктов питания, ОКПД2 - 10.61), следовательно, к рассматриваемой закупке применим типовой контракт на поставку продуктов питания, утвержденный Приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140.
При этом анализ аукционной документации показал, что Заказчиком утвержден проект контракта, положения которого не соответствуют условиям типового контракта, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140.
Так, например, типовой контракт, утвержденный Приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140, содержит обязательный раздел V "Упаковка товара". Вместе с тем размещенный в ЕИС проект контракта на приобретение круп и муки, являющийся неотъемлемой частью аукционной документации, данный раздел не содержит.
На основании изложенного Комиссия Рязанского УФАС России пришла к выводу, что действия Заказчика, выразившиеся в неприменении Типового контракта, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140, нарушают ч. 11 ст. 34 Закона о ФКС и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Комиссия Рязанского УФАС России пришла к аналогичным выводам по результатам анализа закупки N 0359100009721000002 на приобретение мяса кур свежего, охлажденного или замороженного; N 0359100009721000003 на приобретение макаронных изделий; N 0359100009721000004 на приобретение масла подсолнечного; N 0359100009721000005 на приобретение молока и молочной продукции; N 0359100009721000006 на приобретение мяса и мясных продуктов; N 0359100009721000007 на приобретение рыбы и рыбной продукции; N 0359100009721000008 на приобретение сахара-песка; N 0359100009721000009 на приобретение сока питьевого 0,2 литра в ассортименте; N 0359100009721000010 на приобретение куриных яиц; N 0359100009721000011 на приобретение мяса и мясных продуктов; N 0359100009721000012 на приобретение рыбы и рыбной продукции; N 0359100009721000013 на приобретение молока и молочной продукции; N 0359100009721000014 на приобретение куриных яиц; N 0359100009721000015 на приобретение мяса кур; N 0359100009721000016 на приобретение сока питьевого 0,2 литра в ассортименте; N 0359100009721000017 на приобретение масла подсолнечного; N 0359100009721000018 на приобретение сахара-песка; N 0359100009721000019 на приобретение макаронных изделий; N 0359100009721000020 на приобретение круп и муки.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 N 727/14, Комиссия приняла решение не выдавать предписание Заказчику в связи с тем, что Заказчиком заключены государственные контракты по вышеуказанным закупкам.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Инспекция Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать Заказчика (Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение "Михайловский экономический колледж-интернат" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации) нарушившим часть 11 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
2. В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 N 727/14, предписание Заказчику не выдавать.
3. Передать материалы по делу N 062/06/99-890/2021 уполномоченному должностному лицу (заместителю руководителя - начальнику отдела контроля закупок) для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 13 октября 2021 г. N 062/06/99-890/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2021