Резолютивная часть решения оглашена 12 октября 2021 года
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: ...
, в присутствии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области"
...
, в отсутствие представителей Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Октябрьская детская школа искусств" муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области, уведомленных надлежащим образом (исх. N5161 от 07.10.2021), в отсутствие представителей АО "Сбербанк - АСТ", уведомленных надлежащим образом (исх. N5163 от 07.10.2021), в отсутствие представителей ООО "Стройтраст", уведомленных надлежащим образом (исх. N5164 от 07.10.2021), рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу ООО "Стройтраст" б/н б/д (вх. N5990 от 06.10.2021) на действия Заказчика (Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Октябрьская детская школа искусств" муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области) при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания МБУ ДО "Октябрьская ДШИ" (извещение N0859200001121010738 от 29.09.2021) и проведя внеплановую проверку представленных документов,
у с т а н о в и л а:
Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования "Октябрьская детская школа искусств" муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области (далее - Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт здания МБУ ДО "Октябрьская ДШИ" (далее - электронный аукцион).
29 сентября 2021 года извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС) в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 24 628 530,00 руб.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушаются положения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно: положения документации об электронном аукционе в части установления требования к участникам закупки о наличии членства в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, не соответствуют требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку не установлено требование о наличии взносов в фонд возмещения вреда.
В отзыве на жалобу б/н от 11.10.2021 (вх. N6110 от 11.10.2021) Заказчик сообщил, что документация об электронном аукционе соответствует законодательству о ФКС и не ограничивает круг потенциальных участников закупки.
В отзыве на жалобу N477 от 11.10.2021 (исх. N6101 от 11.10.2021) Уполномоченное учреждение сообщило, что документация об электронном аукционе соответствуют требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки.
В ходе заседания Комиссии представитель Уполномоченного учреждения поддержал позицию, изложенную в отзыве на жалобу.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение Уполномоченного учреждения, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о ФКС документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о ФКС документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о ФКС вторая часть заявки на участие в Закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о ФКС при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу пункта 2 части 1 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при условии соответствия некоммерческой организации требованию о наличии у некоммерческой организации компенсационного фонда возмещения вреда, сформированного в размере, установленном статьей 55.16 настоящего Кодекса.
Частью 11 статьи 55.6 ГрК РФ предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, в отношении которых принято решение о приеме в члены саморегулируемой организации, в течение семи рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 10 настоящей статьи, обязаны уплатить в полном объеме:
1) взнос в компенсационный фонд возмещения вреда;
2) взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда и в заявлении индивидуального предпринимателя или юридического лица о приеме в члены саморегулируемой организации указаны сведения о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров;
3) вступительный взнос в саморегулируемую организацию в случае, если внутренними документами саморегулируемой организации установлены требования к уплате вступительного взноса.
Согласно части 1 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьей 60.1 настоящего Кодекса.
Исходя из части 3 статьи 55.16 ГрК РФ не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда. Не допускается уплата взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации в рассрочку или иным способом, исключающим единовременную уплату указанного взноса (взносов), а также уплата взноса (взносов) третьими лицами, не являющимися членами такой саморегулируемой организации, за исключением случая, предусмотренного частью 16 настоящей статьи.
Минимальные размеры взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства зависит от уровня ответственности члена саморегулируемой организации и определены частью 12 статьи 55.16ГрК РФ.
Минимальные размеры взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, зависит от уровня ответственности члена саморегулируемой организации и определены частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Следовательно, компенсационный фонд возмещения вреда обязателен при вступлении в ряды саморегулируемой организации. Индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу достаточно оплатить взнос только в компенсационный фонд возмещения вреда, если они не планируют участвовать в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов.
Согласно документации об электронном аукционе объектом закупки является капитальный ремонт здания МБУ ДО "Октябрьская ДШИ".
В документации об электронном аукционе Заказчиком установлены требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о ФКС.
Подпунктом 2 пункта 3.3 раздела 3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" документации об электронном аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать "документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки, или копии этих документов:
- выписка из реестра членов саморегулируемой организации (далее - выписка) по форме, установленной законодательством Российской Федерации (требование о предоставлении данного документа не распространяется на лиц, указанных в части 2.2. статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом в соответствии с частью 2.1. статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей)".
Кроме того, пунктом 2.1.1 раздела 2 "Требования к участникам осуществления закупки (участникам электронного аукциона)" предусмотрено, что "участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Саморегулируемая организация, в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств".
Таким образом, установленное в документации об электронном аукционе требование о том, что он должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в силу действующих норм градостроительного законодательства, уже подразумевает, что участник внес взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, поскольку это условие является обязательным для вступления в члены СРО.
На основании изложенного Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя не обоснован, поскольку действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о ФКС.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 закона о ФКС, нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок,
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "Стройтраст" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 14 октября 2021 г. N 062/06/64-907/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2021