Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Члена Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
П.А. Ступченко,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ": К.В. Плаксина,
ООО "Медикал Сервис": П.В, Ханжина,
рассмотрев жалобу ООО "Медикал Сервис" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений и инженерных систем в филиалах ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ"
(Закупка N 0373200059721000385) (далее - конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России их.NНП/60200/21 от 01.10.2021.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. В составе жалобы Заявитель указывает на установление в конкурсной документации неправомерного порядка оценки заявок участников закупки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Согласно п.3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п.10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п.11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п.29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
В соответствии с п.27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1) Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Комиссией Управления определено, что согласно конкурсной документации Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема":
"Оценивается наличие у участника закупки опыта за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупочной процедуре, по успешному выполнению контрактов/договоров и аналогичных предмету настоящей закупки.
При этом стоимость по исполненным обязательствам каждого из таких ранее исполненных контрактов (договоров) должна составлять не менее 30% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключения которого проводится конкурс. Стоимость исполненных обязательств по контракту (договору) учитывается не в совокупности представленных участниками контрактов, а каждого отдельно взятого контракта (договора).
Под аналогичным предметом настоящей закупки понимается выполнение работ в качестве подрядчика по техническому обслуживанию зданий, сооружений и инженерных коммуникаций. Под успешным оказанием услуг/выполнением работ понимается исполнение участником закупки контракта (контрактов), договора (договоров) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Оценивается предложение участника по суммарному количеству исполненных Участником контрактов/договоров аналогичных предмету настоящей закупки, которые были заключены не ранее чем за 3 года до даты публикации извещения о проведении настоящей закупки, в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 N 223-ФЗ, и исполнены без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта по вине участника. Договора субподряда не учитываются и не рассматриваются
Количество баллов рассчитывается по формуле:
НЦБi(1) = КЗ х 100 х (Ki / Kmax), где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Ki - общее суммарное количество контрактов (договоров), сведения о которых содержатся в заявке i-го участника, принятых Единой комиссией заказчика по осуществлению закупок для оценки заявки i-го участника;
Kmax - общее суммарное количество контрактов (договоров), сведения о которых содержатся в заявке участника, представившего сведения с максимальным колличеством контрактов (договоров) по аналогичному предмету закупочной процедуры, и принятых Единой комиссией заказчика по осуществлению закупок для оценки заявки i-го участника".
По мнению Заявителя, оценка опыта участника закупки, выраженного в количестве исполненных контрактов, не позволяет выявить наиболее опытного участника закупки и, как следствие, объективно сопоставить предложения участников, что может привести к необъективному присвоению баллов по вышеуказанному показателю.
На заседании Комиссии Управления установлено, что оценке подлежит общее количество выполненных участником контрактов. Так, например, в случае, если организация представит 2 договора на общую сумму 100 000 000,00 руб., то данная организация получит наименьшее количество баллов по данному показателю, в сравнении с организацией, представившей 5 контрактов на общую сумму 60 000 000,00 руб., при этом очевидно, что более опытным участником является организация представившая договора/контракты на сумму 100 000 000,00 руб.
Таким образом, для выявления наилучшего предложения о наличии у участников закупки опыта выполнения работ сопоставимого характера и объема конкурсной комиссии надлежит оценивать непосредственно суммарный объем выполненных работ сопоставимого характера, исчисляемый в рублях, поскольку "опыт" является категорией оценки, наибольший объем которой напрямую отражает наиболее опытного участника рынка.
Также Заявитель в жалобе указывает на то, что установленный Заказчиком порядок оценки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" нарушает положения законодательства о контрактной системе.
Согласно порядку оценки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" предусмотрены следующие положения:
"Рассматривается квалификация специалистов, привлекаемых к выполнению работ по предмету конкурса. Минимальными требованиями к количеству и специализации, являются следующие требования:
Претендент должен располагать квалифицированным персоналом, в том числе:
- руководитель работ (инженер)- не менее 2 (двух) человек
- штукатур - не менее 2 (двух) человек;
- маляр - не менее 2 (двух) человек;
- монтажник, имеющий допуск к работе на высоте - не менее 2 (двух) человек;
- сантехник - не менее 2 (двух) человек;
- плотник - не менее 2 (двух) человек;
-электрогазосварщик - не менее 1 (одного) человека;
- электрик - не менее 2 (двух) человек.
В подтверждение наличия квалифицированного персонала претендент должен предоставить:
- штатное расписание (выписку из штатного расписания) или копии гражданско-правовых договоров (всех страниц с приложениями) на привлекаемый персонал;
- действующее удостоверение (все заполненные страницы) руководителя работ (инженера) о допусках к работам в электроустановках напряжением до 1000В с группой по электробезопасности не ниже IV; действующее удостоверение (все заполненные страницы) руководителя работ (инженера) о допуске к работам в качестве специалиста по правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
- диплом штукатура о присвоении профессии "Мастер сухого строительства" или "Мастер отделочных строительных работ" или "Мастер отделочных строительных и декоративных работ", либо иного документа (удостоверения/аттестата/свидетельства) о присвоении профессии штукатура, выданного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- диплом маляра о присвоении профессии "Мастер сухого строительства" или "Мастер отделочных строительных работ" или "Мастер отделочных строительных и декоративных работ", либо иного документа (удостоверения/аттестата/свидетельства) о присвоении профессии маляра, выданного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- действующие удостоверения монтажников о допуске к выполнению работ на высоте (предоставляются на каждого из привлекаемых монтажников); дипломы монтажников о присвоении профессии "Мастер сухого строительства" или "Мастер общестроительных работ" или "Мастер отделочных строительных работ", либо иного документа (удостоверения/аттестата/свидетельства) о присвоении профессии монтажника, выданного организацией осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации (предоставляются на каждого из привлекаемых монтажников);
- диплом сантехника о присвоении профессии "Мастер жилищно-коммунального хозяйства" или "Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства", либо иной документ (удостоверение/аттестат/свидетельство) о присвоении профессии сантехника выданный организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; действующее удостоверение (все заполненные страницы) о допуске к работам качестве оперативно - ремонтного персонала по правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
-дипломы плотника о присвоении профессии "Мастер жилищно-коммунального хозяйства", либо иного документа (удостоверения/аттестата/свидетельства) о получении профессии плотника, выданного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации (предоставляются на каждого из привлекаемых плотников);
- дипломы электрогазосварщика о присвоении профессии "Электрогазосварщика", либо иного документа (удостоверения/ аттестата/ свидетельства) о присвоении профессии электрогазосварщика, выданного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации (предоставляются на каждого из привлекаемых электрогазосварщиков);
-дипломы инженера (руководителя работ) о присвоении профессии "Инженер".
-действующие удостоверения (предоставляются все заполненные страницы удостоверения) электротехнического персонала (электрик либо электромонтер) о допуске к работам в электроустановках напряжением до 1000В с группой по электробезопасности не ниже III (предоставляются на каждого из привлекаемых сотрудников электротехнического персонала); дипломы электромонтеров слаботочных систем о присвоении профессии "электрик либо электромонтер", либо иного документа (удостоверения/аттестата/свидетельства) о присвоении профессии электрика либо электромонтера, выданного организацией осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации (предоставляются на каждого из привлекаемых электриков либо электромонтеров).
Порядок оценки заявок по показателю:
Оценка в 0 баллов по показателю присваивается участнику, предложившему выполнение работ по предмету конкурса с привлечением меньшего состава специалистов, а также при отсутствии пояснения участника закупки, относительно опыта работы по специальности специалиста привлекаемого по предмету контракта, и/или представлении сведений и документов, подтверждающих наличие трудовых ресурсов и требуемой квалификации, меньше установленного минимального значения по указанным специальностям или стажу работы.
Количество баллов, присуждаемых по данному показателю ( ), определяется по формуле:
НЦБi=KЗх100х(Ki /Kmax)
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Kmax- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Предложение по критерию "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" представляется в свободной форме".
Так, Заявитель указывает, что при наличии возможности определения приблизительного количества привлекаемого персонала из положений технического задания (работы отражены в сметах, условия выполнения работ установлены также Заказчиком в техническом задании), не установление предельного значения по показателю, в данном конкретном случае, даёт необоснованное преимущество участнику обладающего, например, малярными ресурсами в количестве 500 человек, в то время как при выполнении работ, согласно техническому заданию, очевидно, такое количество маляров не требуется и не может быть привлечено к ремонтным работам.
Кроме того, по мнению Заявителя, в конкурсной документации установлено неправомерное положение о присвоении по вышеуказанному показателю 0 баллов в случае отсутствия подтверждения опыта и стажа работы по специальности специалиста привлекаемого по предмету контракта, при этом порядком оценки не оговорено представление таких документов в составе заявки.
Одновременно с этим установленный перечень документов, который должен быть представлены в заявке для зачета наличия персонала: штатное расписание или копии гражданско-правовых договоров, действующее удостоверение, диплом либо иной документ (удостоверение/аттестат/свидетельство) о присвоении профессии, свидетельствует исключительно о наличии договорных обязательств между сотрудником и участников закупки и не подтверждает наличие опыта сотрудников.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления, представитель Заказчика согласился с вышеуказанными доводами жалобы и пояснил, что данные нарушения явились следствием технической ошибки, допущенной при формировании порядка оценки.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.8 ч.1 ст.54.3, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В составе жалобы Заявитель также указывает, на установление неправомерного порядка оценки по показателю "Деловая репутация участника закупки".
Комиссией Управления установлено, что конкурсной документацией предусмотрен следующий порядок оценки по вышеуказанному показателю:
"Оценивается предложение участника о количестве положительных отзывов (в том числе благодарности, грамоты, благодарственные письма) заказчиков по исполненным контрактам (договорам) за последние 3 года, предшествующие дате подачи заявки участником на участие в настоящем конкурсе и заключенным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Под тематикой контрактов, по которым оцениваются положительные отзывы, подразумеваются контракты (договоры), в рамках исполнения которых осуществлялась закупка услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений и инженерных систем.
В рамках одного контракта оценивается один положительный отзывов (в том числе благодарность, грамота, благодарственное письмо).
Подтверждается копиями положительных отзывов (в том числе благодарностей, грамот, благодарственных писем) по исполненным контрактам (договорам), заключенным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, реквизиты контрактов (договоров), подписи и печати.
Непредоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
Максимальное значение по предложению присваивается участнику, представившему в составе заявки сведения о максимальном количестве положительных отзывов.
Порядок оценки: Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБ _i=КЗ-100-(К_i/К_max),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.
Оценка в 0 баллов по показателю будет присвоена:
- участнику закупки, который не имеет положительные отзывы (в том числе благодарности, грамоты, благодарственные письма);
- участнику закупки, который не представил в составе своей заявки документы (копии документов), подтверждающие наличие положительных отзывов (в том числе благодарностей, грамот, благодарственных писем) за указанный в показателе период".
Заявителем обжалуется установление необъективного порядка оценки по вышеуказанному показателю, а именно: "Под тематикой контрактов, по которым оцениваются положительные отзывы, подразумеваются контракты (договоры), в рамках исполнения которых осуществлялась закупка услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений и инженерных систем", что не позволяет выявить лучшего участника закупки, поскольку деловая репутация организации показывает добросовестность такой организации и не может ограничиваться определенными видами работ по контракту.
Комиссия Управления отмечает, что суть показателя "деловая репутация" заключается в выявлении участника с лучшим набор качеств и оценок контрагентов среди других конкурентов в этой области деятельности, что позволяет Заказчику определить добросовестность и благонадежность участника закупки как ответственного исполнителя.
При этом обособление вида оказания услуг/выполнения работ как условия принятия сведений о деловой репутации участников закупки не способствуют однозначному выявлению участника с наиболее положительной репутацией на общем рынке работ/услуг.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.8 ч.1 ст.54.3, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Медикал Сервис" на действия ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч.8 ст.32, п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, так как предписание выдано ранее в ходе рассмотрения жалобы ООО "Техномонтаж" по делу о нарушении Законодательства о контрактной системе N 077/06/106-17541/2021 от 28.09.2021. Кроме того, при исполнении предписания по вышеуказанному делу Заказчику необходимо руководствоваться также позицией контролирующего органа, изложенной в настоящем решении.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г.Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Члены Комиссии Н.А. Узкий
П.А. Ступченко
Исп.Узкий Н.А. тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 октября 2021 г. N 077/06/106-17728/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2021