Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Члены Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.С. Леонтьевой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
Гохран России: В.В. Рябушевой, А.В. Петренко, З.З. Джабиева,
ООО "НПО Промет": Е.В. Сухачевой,
рассмотрев жалобу ООО "НПО Промет" (далее - Заявитель) на действия
Гохрана России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку шкафов металлических прочих (Закупка N 0373100060021000155) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии
по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение норм Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NЕИ/60760/21 от 05.10.2021, Комиссия Управления установила следующее.
На основании пп. 1-2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В составе жалобы Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившееся в установлении неправомерных требований к товару по п.1 "Шкаф с индивидуальными ячейками", что влечет за собой невозможность предложения шкафов, реализуемых ООО "НПО Промет".
Согласно положениям технического задания Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к закупаемому товару: "В шкафу должно быть 20 (двадцать) ячеек с внутренним размером В*Ш*Г - 146*260*390 мм, с врезными замками с комплектом из двух ключей для каждой ячейки".
Заявитель полагает, что Заказчиком неверно произведен расчет количества ячеек (20 штук) из установленных размером В*Ш*Г - 146*260*390, а потому возможно произошла техническая ошибка и заказчик имеет в виду - не менее 20 ячеек с внутренним размером В*Ш*Г - 146*260*390 мм.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что руководствуясь положениями ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчиком в техническом задании указаны технические характеристики поставляемого товара, являющегося объектом закупки, необходимые для осуществления целей Заказчика. Шкафы с индивидуальными ячейками представляют собой целостную, единую конструкцию с индивидуальными ячейками для хранения личных вещей работников Гохрана России в период их трудовой деятельности в хранилищах Гохрана России. В каждой ячейке должен быть врезной замок с комплектом из двух ключей для указанной ячейки. В документации однозначно указано, что шкаф должен включать в себя 20 ячеек с индивидуальным номером. Данное количество ячеек является наилучшим вариантом для обеспечения нужд работников Гохрана России, большая часть из которых является людьми пожилого возраста, поскольку при эксплуатации товара доступ к индивидуальным ячейкам должен быть свободным, удобным, незатруднительным. Тем самым, размещение дополнительных ячеек в нижнем части шкафа не требуется.
При этом Комиссия Управления отмечает, что довод жалобы Заявителя фактически сводятся к невозможности поставки в рамках данной закупки продукции Заявителя, что также подтверждается сравнительным анализом характеристик шкафов, требуемых Заказчиком и имеющихся в наличии у ООО "НПО Промет". Таким образом, по мнению Заявителя, описание закупаемого товара должно быть изменено Заказчиком так, чтобы такому описанию соответствовал товар ООО "НПО Промет".
При этом на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия Управления отмечает, что законодательство о контрактной системе предоставляет именно заказчику право на закупку того товара, которое он счел необходимым, именно с тем набором характеристик и параметрами их значений, которые наилучшим образом отражают его потребность. Таким образом, описание объекта закупки является прерогативой заказчика, формулирующего те или иные требования в закупочной документации в зависимости от своих потребностей.
Попытка вменить Заказчику обязанность изменения таких характеристик на основании лишь фактического отсутствия необходимого товара в распоряжении Заявителя, не отвечает основному смыслу результативности государственных и муниципальных закупок.
При этом предъявленные Заказчиком требования к необходимому к поставке товару в равной степени распространялись на всех потенциальных участников аукциона.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных товаров, вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников закупки не приходится.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что вышеуказанный довод Заявителя является необоснованным.
2. Заявитель также в жалобе указывает на то, что согласно извещению о проведении электронного аукциона Заказчиком указан код ОКПД2: 31.01.11.129 "Шкафы металлические прочие", включенный в перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление N616).
По мнению Заявителя, из описания объекта закупки следует, что Заказчик закупает конструкцию, состоящую из набора депозитных ячеек, расположенных одна над другой в вертикальный ряд, которая регламентируется положениями ГОСТ Р 57275-2016 "Ячейки депозитные, блоки депозитных ячеек и системы хранения. Требования, классификация и методы испытаний", что не соответствует выбранному коду ОКПД2 31.01.11.129.
Таким образом, Заявитель считает, что Заказчиком выбран неверный код ОКПД2 при проведении закупки, при этом наиболее подходящим, по мнению Заявителя, является код ОКПД2 25.99.21.190 "Изделия металлические для хранения ценностей и документов прочие, не включенные в другие группировки".
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
В силу п.10 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 постановления N616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что в составе аукционной документации не установлены требования о соответствии поставляемого товара положениям ГОСТ Р 57275-2016 "Ячейки депозитные, блоки депозитных ячеек и системы хранения", поскольку сфера применения указанного государственного стандарта относится к отдельным депозитным ячейкам, состоящим из определенного набора ячеек и их расположения в специально оборудованных банковских комнатах или хранилищах. Кроме того требуемый металлический шкаф предполагается к использованию для хранения личных вещей работников.
В то же самое время выбранный Заказчиком код ОКПД2 31.01.11.129 соотносится буквально с закупаемым шкафом металлическим, а также включен в перечень, предусмотренный постановлением N 616.
В целях соблюдения запрета на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного постановлением N 616, Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и документации установлен соответствующий запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Комиссия Управления отмечает, что из положений технического задания не следует, что Заказчиком закупается депозитная стойка для хранения ценностей согласно положениям ГОСТ Р 57275-2016 "Ячейки депозитные, блоки депозитных ячеек и системы хранения", равно как отсутствует указание на конкретное предназначение закупаемого металлического шкафа, что могло бы свидетельствовать о том, что закупаемый шкаф будет использоваться для хранения каких-либо ценностей и документов.
При этом в силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы. Вместе в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления Заявителем не представлено документов, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при описании объекта закупки вышеуказанным образом.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Также Заявитель обжалует действия Заказчика относительно неправомерного формирования и обоснования начальной (максимальной) цены государственного контракта в отношении товара "Шкаф с индивидуальными ячейками".
Согласно ч.3 ст.99 Закона о контрактной системе ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе.
П.3 ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль за соблюдением требований к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с п.2 ч.9 ст.99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, рассмотрение жалоб участников закупок на предмет правомерности обоснования и расчета начальной (максимальной) цены контракта не относится к компетенции Московского УФАС России, в связи с чем не подлежат рассмотрению.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "НПО Промет" на действия Гохрана России необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) письмом Московского УФАС России (исх. NNЕИ/60760/21 от 05.10.2021).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии: Н.С. Лушникова
А.С. Леонтьева
Исп. Лушникова Наталья Сергеевна
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 октября 2021 г. N 077/06/106-17924/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2021