Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя;
члены Комиссии:
<_>, кворум соблюден,
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи
в присутствии:
представителя заявителя ООО "Технологии интеллектуальных транспортных систем" <_>,
представителей заказчика - КУ УР "Управление автомобильными дорогами УР" (далее - Заказчик): <_>,
представителя уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение) <_>,
рассмотрев жалобу Заявителя на положения аукционной документации N зз-35005-2021 "Установка элементов обустройства автомобильных дорог (монтаж технических средств автоматической фотовидеофиксации) на автомобильной дороге Малая Пурга - Нижнее Кечево (с. Яган, ул. Трактовая, напротив д. 126)" (номер извещения в ЕИС - 0813500000121013563, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
05.10.2021 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх.N6606э).
Согласно жалобе, Аукционная документация содержит неправомерные положения, касающиеся п. 19.5 Технического задания, которые нарушают положение ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе; в Аукционной документации не содержится достаточных исходных данных, необходимых для выполнения работ, связанных с программным обеспечением (п. 13.2 Технического задания Аукционной документации), что нарушает положение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе; в проекте контракта Аукционной документации не содержится порядка и сроков осуществления заказчиком приемки поставляемого товара при выполнении работ.
На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы и пояснил, что Заявитель не согласен с вышеуказанными положениями Аукционной документации, при этом положения Аукционной документации не позволяют Заявителю подать заявку на участие в Аукционе, т.к. Заявитель не знает кода, необходимого для выполнения работ по контракту.
На заседании Комиссии представители Заказчика с жалобой не согласились и пояснили, что положения Аукционной документации соответствуют положениям Закона о контрактной системе, описание объекта закупки не противоречит действующему законодательству о контрактной системе, так как положение п. 19.5 Технического задания Аукционной документации соответствует положениям ГОСТ Р 57144-2016. Содержащаяся в Аукционной документации позволяет потенциальным участникам Аукциона подать заявку на участие в Аукционе, при этом у Заказчика не имеется обязанности размещать в Аукционной документации именно программный код. Положения проекта контракта Аукционной документации также не противоречат Закону о контрактной системе, т.к. объектом закупки по контракту являются комплексные работы, которые неразрывно связаны с поставкой товара, в связи с чем отдельно описывать процедуру конкретно осуществления приемки товара не было необходимости. На официальном сайте ПО "Ангел" указаны программные комплексы, которые совместимы с данным ПО, следовательно, Заявитель имел возможность принять участие в Аукционе и выполнить работы с помощью любого из АПК, указанного на данном сайте. Как пояснили сотрудники организации, которая занимается разработкой ПО "Ангел", фактически у различных АПК, совместимых с ПО "Ангел", имеются собственные коды, в связи с чем в Аукционной документации фактически невозможно предусмотреть программные коды в отношении каждого из АПК, которые являются совместимыми с ПО "Ангел". Доказательств обратного со стороны Заявителя не представлено.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного учреждения с жалобой не согласился, поддержал позицию Заказчика и пояснил, что положения Аукционной документации не противоречат Закону о контрактной системе, при этом ограничение конкуренции положениями Аукционной документации не осуществлено, т.к. подано четыре заявки на участие в Аукционе, следовательно, фактически объективных препятствий для подачи заявки на участие в Аукционе у хозяйствующих субъектов не имелось, доказательств обратного со стороны Заявителя не представлено.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
28.09.2021 Уполномоченное учреждения разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение и Аукционную документацию. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 2 347 500,00 руб.
06.10.2021 - дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 12.10.2021, Аукционной комиссией рассмотрено четыре заявки на участие в Аукционе: заявки ООО ПКФ "Уралэнергострой", ООО "Новые интеллектуальные электронные системы", ООО "Универсал-М", признанные соответствующими требованиям Аукционной документации, заявка ООО "Эгрегор", признанная не соответствующей требованиям Аукционной документации.
1. Рассмотрев довод жалобы о том, что Аукционная документация содержит неправомерные положения, касающиеся п. 19.5 Технического задания, которые нарушают положение ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Комиссия Удмуртского УФАС России признает данный довод необоснованным на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При составлении описания объекта закупки должно обеспечиваться использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 5.1 Информационных карт Аукционной документации, описание объекта закупки содержится в части II Документации об электронном аукционе "Описание объекта закупки: Техническое задание".
В соответствии с п. 6.9 Технического задания Аукционной документации, АПК должен быть устойчивы к провалам и кратковременным прерываниям напряжения электропитания. Уровни испытательных напряжений, длительности провалов и кратковременных прерываний напряжения электропитания должны соответствовать требованиям ГОСТ 30804.4.11-2013 (IEC 61000-4-11:2004)/[ГОСТ Р 51317.4.11-2007 (МЭК 61000-4-11:2004)] "Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к провалам, кратковременным прерываниям и изменениям напряжения электропитания. Требования и методы испытаний" и устанавливаться в Техническом задании, Технических условиях и/или стандартах организации на конкретные аппаратно-программные комплексы.
Согласно п. 19.5 Технического задания Аукционной документации, за 5 рабочих дней до дня испытаний АПК Подрядчик передает Заказчику заполненные оригиналы, либо надлежащим образом заверенные копии, в том числе, копии ТУ и/или СТО, в части содержания информации:
- о значениях влияющих величин, характеризующих климатические и механические воздействия в рабочих условиях применения и предельных условиях транспортирования АПК, соответствующих требованиям ГОСТ 22261-94 "Средства измерений электрических и магнитных величин. Общие технические условия (с Изменением N 1)";
- об уровнях испытательных напряжений, длительности провалов и кратковременных прерываний напряжения электропитания, соответствующих требованиям ГОСТ 30804.4.11-2013 (IEC 61000-4-11:2004)/[ГОСТ Р 51317.4.11-2007 (МЭК 61000-4-11:2004)] "Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к провалам, кратковременным прерываниям и изменениям напряжения электропитания. Требования и методы испытаний";
- о требованиях к защите от механических воздействий (антивандальному исполнению);
- о параметрах видеозаписи фиксируемых событий;
- о критериях отказа и предельном состоянии;
- о гарантийных сроках эксплуатации.
В соответствии с п. 1 ГОСТ Р 57144-2016 от 01.06.2017, государственный стандарт ГОСТ Р 57144-2016 распространяется на специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, предназначенные для обеспечения контроля за дорожным движением.
ГОСТ Р 57144-2016 является действующим.
Согласно п. 6.2.1 ГОСТ Р 57144-2016, значения влияющих величин, характеризующих климатические и механические воздействия в рабочих условиях применения и предельных условиях транспортирования технических средств автоматической фотовидеофиксации, должны соответствовать требованиям ГОСТ 22261 и устанавливаться в ТЗ, ТУ и/или СТО на конкретные технические средства автоматической фотовидеофиксации.
В соответствии с п. 6.2.9 ГОСТ Р 57144-2016, технические средства автоматической фотовидеофиксации должны быть устойчивы к провалам и кратковременным прерываниям напряжения электропитания. Уровни испытательных напряжений, длительности провалов и кратковременных прерываний напряжения электропитания должны соответствовать требованиям ГОСТ 30804.4.11 и устанавливаться в ТЗ, ТУ и/или СТО на конкретные технические средства автоматической фотовидеофиксации.
Согласно п. 6.2.11 ГОСТ Р 57144-2016, стационарные и передвижные технические средства автоматической фотовидеофиксации должны иметь повышенную защиту от механических воздействий (антивандальное исполнение). Требования к защите устанавливаются в ТЗ, ТУ и/или СТО.
В соответствии с п. 6.5.6 ГОСТ Р 57144-2016, в перечень формируемых материалов при фиксации событий С1.1, С3-С13 рекомендуется включать видеозапись. При этом формируемые фотоизображения по 6.5.1 должны находиться в пределах временного интервала видеозаписи. Требования к параметрам видеозаписи устанавливаются в ТЗ, ТУ и/или СТО на конкретные технические средства автоматической фотовидеофиксации.
Согласно п. 6.6.2 ГОСТ Р 57144-2016, наработка на отказ технических средств автоматической фотовидеофиксации должна быть не менее 10000 ч. Срок службы технических средств автоматической фотовидеофиксации должен быть не менее пяти лет. Критерии отказов и предельного состояния должны быть установлены в ТУ и/или СТО на конкретные технические средства автоматической фотовидеофиксации.
В соответствии с п. 6.6.3 ГОСТ Р 57144-2016, гарантийные сроки эксплуатации должны быть указаны в ТУ и/или СТО на конкретные технические средства автоматической фотовидеофиксации, но не менее 18 мес со дня продажи.
Согласно п. 7.2 ГОСТ Р 57144-2016, руководство по эксплуатации, ТУ и СТО должны содержать:
- перечень фотовидеоматериалов, необходимых для документирования фиксации административных правонарушений, с указанием их содержания и назначения;
- перечень возможных ошибок технических средств автоматической фотовидеофиксации;
- методики контроля показателей и характеристик технических средств автоматической фотовидеофиксации;
- алгоритмы определения подлинности и правомерности использования фотовидеоматериалов в качестве доказательной базы совершения соответствующего административного правонарушения.
Таким образом, п. 19.5 Технического задания Аукционной документации не нарушает и не может нарушать ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, т.к. данный пункт не связан с описанием объекта закупки, а включен в Аукционную документацию в целях приемки Заказчиком результатов выполненных работ, также п. 19.5 Технического задания не препятствует Заявителю подать заявку на участие в Аукционе. Мотивированных пояснений о том, каким образом п. 19.5 Технического задания препятствует подать заявку на участие в Аукционе, Заявитель не представил.
2. Рассмотрев довод жалобы о том, что в Аукционной документации не содержится достаточных исходных данных, необходимых для выполнения работ, связанных с программным обеспечением (п. 13.2 Технического задания Аукционной документации), что нарушает положение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, Комиссия Удмуртского УФАС России признает данный довод необоснованным на основании следующего.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 10.11 Технического задания Аукционной документации, аппаратно-программное обеспечение АПК должно обеспечивать возможность передачи всей зафиксированной информации на сервер ЦАФАП и Заказчика в режиме реального времени с использованием проводных (Ethernet) или беспроводных (Wi-Fi или 3G или 4G) каналов связи в форматах совместимых с:
- СПО "Паутина" для обработки фотовидеоматериалов и подготовки Постановлений сотрудниками ЦАФАП;
- ПО "Ангел"-модуль "Поток", для контроля Заказчиком проезда ТС через зону контроля.
Согласно п. 10.11.1 Технического задания Аукционной документации, техническая совместимость различных АПК имеет индивидуальные особенности и выполняется Подрядчиком самостоятельно с разработчиками СПО "Паутина" и ПО "Ангел" (информация о совместимости различных типов и наименований АПК с ПО "Ангел" (более 50 шт.) содержится на сайте компании (https://angelsit.ru/).
В соответствии с п. 13.2 Технического задания Аукционной документации, при настройке АПК, должны быть проведены:
- комплексная настройка всех компонентов, включая АРМ оператора для работы с АПК;
- настройка интеграции с ПО "Ангел"-модуль "Поток", для контроля проезда ТС через зону контроля;
- настройка интеграции с ПО "Ангел2", для контроля качества фотоснимков и вынесения Постановлений сотрудниками ЦАФАП.
На сайте компании, разработавшей ПО "Ангел" https://angelsit.ru/ содержится информация о совместимых с ПО "Ангел" программных комплексах.
Также в Техническом задании Аукционной документации содержатся, в том числе, информация об основных показателях и метрологических характеристиках АПК, требования устойчивости к внешним воздействиям, электротехнические требования, требования безопасности, требования к техническим и программным средствам и др.
При этом в Законе о контрактной системе не содержится обязанности заказчиков размещать в составе технического задания аукционной документации программный код, как указывает Заявитель, при этом нормативно-правового обоснования либо мотивированных пояснений, подтверждающих обязанность размещения программного кода, со стороны Заявителя не представлено. Размещенная в составе Технического задания Аукционной документации информация (в том числе, различные требования к АПК) позволяют потенциальным участникам получить необходимое представление о требованиях к АПК, которые необходимо установить и смонтировать по контракту, что подтверждается тем обстоятельством, что на участие в Аукционе подано четыре заявки хозяйствующих субъектов, следовательно, объективных препятствий для подачи заявок на участие в Аукционе не установлено. Достаточных доказательств, подтверждающих объективную невозможность подачи заявки на участие в Аукционе, со стороны Заявителя не представлено. Также Заявитель не предоставил мотивированных пояснений о том, что какая-либо из организаций, производящих АПК, совместимые с ПО "Ангел", отказалось от предоставления необходимых документов на АПК.
Кроме этого, в случае если Заявитель был заинтересован в получении дополнительной информации об объекте закупки (например, как указывает Заявитель, о программном коде, более подробную информацию о программном обеспечении, форматах взаимодействия с программным обеспечением и др.), то в установленный срок Заявитель был вправе направить запрос о разъяснении положений Аукционной документации, фактически запросов о разъяснении положений Аукционной документации со стороны Заявителя не направлялось.
Таким образом, вышеуказанный довод жалобы не нашел подтверждения.
3. Рассмотрев довод жалобы о том, что в проекте контракта Аукционной документации не содержится порядка и сроков осуществления заказчиком приемки поставляемого товара при выполнении работ, Комиссия Удмуртского УФАС России признает данный довод необоснованным на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт
Согласно п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с Законом о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе, приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно п. 1.1. проекта контракта Аукционной документации, подрядчик в соответствии с условиями контракта, с перечнем и объёмами работ, указанными в Техническом задании (Приложение N 1 к контракту), по цене, указанной в Спецификации (Приложение N 3 к контракту), с поставкой товаров (материалов), указанных в Приложении N 2 к Контракту (Ведомость товаров) (далее - техническая документация) являющимися неотъемлемыми частями контракта, обязуется выполнить, а Заказчик принять и оплатить выполнение работ по установке элементов обустройства автомобильных дорог (монтаж технических средств автоматической фотовидеофиксации) на автомобильной дороге Малая Пурга - Нижнее Кечево (с. Яган, ул. Трактовая, напротив д. 126) (далее по тексту - работа).
В проекте контракта Аукционной документации содержится раздел 7 "Порядок приемки работ".
Согласно п. 7.1 проекта контракта Аукционной документации, для осуществления приемки результатов выполненных работ Заказчик вправе создать приемочную комиссию.
В соответствии с п. 7.2 проекта контракта Аукционной документации, приемка выполненных работ осуществляется на основании акта приемки выполненных работ.
В соответствии с п. 7.3 проекта контракта Аукционной документации, в течение одного рабочего дня после окончания выполнения работ Подрядчик представляет Заказчику акт приемки выполненных работ в двух экземплярах и товарную накладную и/или акт передачи поставляемого товара.
Согласно п. 7.4 проекта контракта Аукционной документации, в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения акта приемки выполненных работ Заказчик обязан его рассмотреть, принять выполненные работы и подписать акт приемки выполненных работ либо в указанный срок направить мотивированный отказ от его подписания с указанием недостатков в выполненных Подрядчиком работах. В случае наличия мотивированных возражений Заказчик, составляет Акт с перечнем необходимых доработок и сроков их выполнения. Устранение замечаний производится Подрядчиком за свой счет.
Таким образом, в проекте контракта предусмотрены порядок и сроки приемки работ, при этом поставка товара осуществляется в составе комплекса работ по контракту, следовательно, положения раздела 7 проекта контракта Аукционной документации не нарушают положения ст. 34, ст. 94 Закона о контрактной системе.
Положения Закона о контрактной системе в их совокупности и взаимосвязи не предусматривают ограничений по включению в документацию электронного аукциона требований, являющихся значимыми для заказчика, равно как и обязанностей заказчика устанавливать в этой документации вопреки его потребностям такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. Выбор показателей и характеристики объекта закупки в любом случае остается за заказчиком (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.12.2020 по делу NА11-15561/2019 и др.).
Кроме этого, при рассмотрении настоящего дела учтено, что процент снижения ценовых предложений по сравнению с начальной (максимальной) ценой контракта составил более 32%.
Установленные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии ограничения конкуренции обжалуемыми положениями Аукционной документации и обеспечении принципов обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки.
В связи с вышеизложенным, жалоба признается необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
Руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Технологии интеллектуальных транспортных систем" на положения аукционной документации N зз-35005-2021 "Установка элементов обустройства автомобильных дорог (монтаж технических средств автоматической фотовидеофиксации) на автомобильной дороге Малая Пурга - Нижнее Кечево (с. Яган, ул. Трактовая, напротив д. 126)" (номер извещения в ЕИС - 0813500000121013563) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
_____ <_>
______ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 12 октября 2021 г. N 018/06/106-983/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2021