Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок в составе:
председатель Комиссии: * - заместитель руководителя;
члены Комиссии:
* - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, * - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев жалобу ООО "Молочная ферма" на положения документации при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме N 32863 "Масло сливочное для нужд учреждений Завьяловского района" (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000121012974, далее - Конкурс), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
на заседании Комиссии по видеоконференцсвязи,
в присутствии представителя уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение): *
в отсутствие:
представителя заявителя - ООО "Молочная ферма" (далее - Заявитель),
представителей заказчиков - МБОУ "Якшурская СОШ", МБОУ "Пальниковская ООШ", МБОУ "Каменская СОШ", МБОУ "Хохряковская СОШ", МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад N1 с. Завьялово", МБОУ "Италмасовская СОШ", МБДОУ "Центр развития ребенка - Октябрьский детский сад", МБОУ "Ягульская СОШ" (далее - Заказчики),
уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (уведомление от 06.10.2021 NАА01-17-05/5697э),
УСТАНОВИЛА:
04.10.2021 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя вх.N6529.
По мнению Заявителя, конкурсная документация составлена с нарушениями требований Закона о контрактной системе, а именно:
- в конкурсной документации неправомерно установлено требование при оценке заявок по 1 показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников закупки" в отношении предмета контрактов, срока их исполнения и стоимости, которые учитываются по неценовому критерию.
Согласно жалобе, положения Конкурсной документации не соответствуют положениям действующего законодательства по следующим основаниям:
- отсутствует указание на максимальное и минимальное значение цены исполненных контрактов (договоров) успешной поставки товара, которые являются сопоставимыми по объему поставки;
- в п. 10.1.4 Информационных карт при оценке заявки по неценовому критерию учитываются только контракты, заключенные в соответствии с Законом о контрактной системе, а также договоры, заключенные в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), но не учитываются договоры, заключенные с коммерческими организациями;
- п. 10.1.4 Информационных карт не соответствует п. 30 Постановления Правительства РФ N1085 от 28.11.2013 (далее - Постановление N1085).
На заседание Комиссии Заявитель явку представителя не обеспечил.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного учреждения с жалобой не согласился и сообщил, что доводы жалобы являются необоснованными, т.к. установленные критерии оценки заявок на участие в Конкурсе не противоречат положениям действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Так в действующем законодательстве не указано, что в Конкурсной документации должны быть указаны нижний и верхний предел сопоставимого объема успешной поставки товаров. Дополнительно пояснив, что по неценовому критерию оцениваются заявки, которые подтверждают поставку товаров по исполнению контрактов (договоров), заключенных в рамках Закона о контрактной системе и Закона о закупках, что объясняется тем, что товары поставляются в социально значимые учреждения - детские сады и школы, и предназначены для питания детей, следовательно, оценка по неценовому критерию договоров, заключенных по Закону о закупках, контрактов, заключенных по Закону о контрактной системе, представляет возможность проверить, насколько успешно выполнялись ранее контракты (договоры), посредством изучения информации, размещенной в открытом доступе в ЕИС, доказательств обратного со стороны Заявителя не представлено.
Рассмотрев жалобу, устные и письменные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, информацию, находящуюся в открытом доступе в единой информационной системе в сфере закупок, осуществив в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
16.09.2021 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение и Конкурсную документацию. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 2 450 994,0 рублей.
11.10.2021 - дата окончания подачи заявок.
1. Рассмотрев довод жалобы о том, что в Конкурсной документации неправомерно отсутствует указание на максимальное и минимальное значение цены исполненных контрактов (договоров) успешной поставки товара, которые являются сопоставимыми по объему поставки.
Согласно части 1 статьи 56.1 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
В соответствии с ч. 1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085, Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
В соответствии с пп. "б" п. 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть, в том числе, следующий показатель - опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Согласно п. 10.1.4 Информационных карт Конкурсной документации, неценовым критерием оценки заявок на участие в Конкурсе, является опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема: наибольшая стоимость исполненных обязательств по одному ранее исполненному контракту/ договору на поставку молочной продукции, заключенному в соответствии с Законом о контрактной системе или Закону о закупках.
В действующем законодательстве не указано, что в Конкурсной документации необходимо указывать конкретные минимальные и максимальные границы сопоставимого объема успешной поставки товара, кроме этого, в действующем законодательстве отсутствует утвержденная методика определения сопоставимого объема успешной поставки товара.
Со стороны Заявителя не представлено доказательств либо мотивированных пояснений, подтверждающих, что в настоящее время существует обязанность по указанию в Конкурсной документации минимальной и максимальной границы сопоставимого объема успешной поставки товара.
2. Рассмотрев довод жалобы о том, что в п. 10.1.4 Информационных карт неправомерно при оценке заявки по неценовому критерию учитываются только контракты, заключенные в соответствии с Законом о контрактной системе, а также договоры, заключенные в соответствии с Законом о закупках, но не учитываются договоры, заключенные с коммерческими организациями, Комиссия считает его необоснованным в связи со следующим.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок заказчик в документации о закупке устанавливает критерии, в том числе, квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пп. "б" п. 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть, в том числе, показатель опыта участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Согласно п. 10.1.4 Информационных карт Конкурсной документации, неценовым критерием оценки заявок на участие в Конкурсе, является опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема: наибольшая стоимость исполненных обязательств по одному ранее исполненному контракту/ договору на поставку молочной продукции, заключенному в соответствии с Законом о контрактной системе или Закону о закупках.
Проанализировав п. 10.1.4 Информационных карт Конкурсной документации, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о правомерности данного положения, т.к. учет по неценовому критерию оценки договоров, заключенных по Закону о закупках, а также контрактов, заключенных по Закону о контрактной системе, позволяет Заказчикам по Конкурсу, с учетом информации, размещенной в ЕИС, фактически убедиться в квалификации участника Конкурса, а также в том, что участник Конкурса действительно представил те договоры/контракты, поставка товаров по которым была успешной, что позволяет выявить лиц, обладающих максимальным уровнем квалификации. Данная формулировка п. 10.1.4 Информационных карт соответствует понятию конкурса, указанному в ч. 3 ст. 24 Закона о контрактной системе, как способа определения поставщика, при котором победителем становится участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. Также необходимо учитывать, что товар по контракту подлежит к поставке в детские сады и школы, предназначен для питания детей, следовательно, поставка товаров лицом, имеющим опыт успешной поставки товаров, представляет определенную гарантию, что и товар по заключенному контракту будет поставлен надлежащего качества, безопасным для потребления и др.
Доказательств обратного со стороны Заявителя не представлено.
Кроме этого, неценовой критерий оценки заявок, указанный в п. 10.1.4 Информационных карт Конкурсной документации, не лишает Заявителя возможности подать заявку на участие в Конкурсе, т.к. несоответствие критерию оценки заявок само по себе не может являться основанием для отклонения заявки.
3. Рассмотрев довод жалобы о том, что п. 10.1.4 Информационных карт противоречит п.30 Постановлению N1085, Комиссия считает его необоснованным в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Во исполнение ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе в Постановлении N99 установлены дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 6 приложения N2 Постановления N99 при оказании услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организация, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей в документации о закупки устанавливаются дополнительные требования к наличию опыта исполнения контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе или Законом о закупках.
В соответствии с ч. 1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 ст. 32 Закона.
В соответствии с п. 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно п. 30 Правил, в случае если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).
Как указывалось выше, в п. 6 Приложения N2 к Постановлению N99 указано на опыт исполнения контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) пищевых продуктов, а согласно п. 10.1.4 Информационных карт, квалификация участников закупки оценивается за счет количества ранее исполненных контрактов на поставку молочной продукции, что является неравнозначным.
С учетом изложенного, п. 10.1.4 Информационных карт не противоречит п. 30 Постановления N1085.
Кроме этого, неценовой критерий оценки заявок, указанный в п. 10.1.4 Информационных карт Конкурсной документации, не лишает Заявителя возможности подать заявку на участие в Конкурсе, т.к. несоответствие критерию оценки заявок само по себе не может являться основанием для отклонения заявки.
Таким образом, жалоба признается необоснованной. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Молочная ферма" на положения документации при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме N 32863 "Масло сливочное для нужд учреждений Завьяловского района" (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000121012974), необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 11 октября 2021 г. N 018/06/106-981/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2021