На основании приказа руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России), Инспекцией Приморского УФАС России
проведена внеплановая проверка соблюдения заказчиком - МКУ Уссурийского ГО "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации отходов производства и потребления: гражданских противогазов в комплекте, утративших потребительские свойства (извещение N 0120300006521000183)
Место нахождения проверяемой организации: ул. Амурская, д.69, г. Уссурийск, Приморский край, 692519;
Место проверки: ул. 1-ая Морская д. 2, каб. 446, г. Владивосток,
Проверкой установлено:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) поступила жалоба ООО "ДЭК "Рециклинг" (вх. 4668 от 24.06.2021), о признаках нарушения Заказчиком - МКУ Уссурийского ГО "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации отходов производства и потребления: гражданских противогазов в комплекте, утративших потребительские свойства (извещение N 0120300006521000183) в части установления требований к участникам аукциона.
В соответствии с частью 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В жалобе указано, что заказчик допустил нарушение Закона N 44-ФЗ, т.к. установил требования ко вторым частям с нарушением требований действующего законодательства.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии такого участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определено, что сбор отходов представляет собой прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
В силу ст. 9 Закона N 89-ФЗ, п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В приложении к Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062, приведен Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В силу ч. 1.1 ст. 15 Закона N 99-ФЗ приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии на осуществление указанной деятельности и сама лицензия имеют приложение, в котором на основании заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии, указываются виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона N 99-ФЗ в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии и в лицензию помимо названных сведений включаются сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
При этом в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности лицензия подлежит переоформлению в порядке, предусмотренном ст. 18 Закона N 99-ФЗ.
Объектом спорной закупки является оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации отходов производства и потребления: гражданских противогазов в комплекте, утративших потребительские свойства.
В части II "Требования к участникам электронного аукциона" Заказчиком, в том числе, установлено, что соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг являющихся объектом закупки - в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" оказание услуг по сбору, транспортированию и утилизации отходов I - IV классов опасности может осуществляться только лицами, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
Заказчиком в пункте 6.2.4 части I "Информация о закупке" аукционной документации установлено требование о предоставлении в составе вторых частей заявки документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ, или копии этих документов, а именно:
лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (в соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), включающая в себя обязательный вид таких работ как:
- сбор отходов IV класса опасности;
- транспортирование отходов IV класса опасности;
- утилизацию отходов IV класса опасности.
(с наличием в приложении к лицензии вида отходов - противогазы в комплекте, утратившие потребительские свойства (код отходов по ФККО - 4 91 102 21 52 4) соответствующих обязательным видам работ по сбору, транспортированию и утилизации отходов IV класса опасности).
или выписка из реестра лицензий, по форме, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 года N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий".
В силу п. 8 ст. 3 Закона N 99-ФЗ местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности) является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
Законом N 99-ФЗ предусмотрена возможность переоформления лицензии в случае изменения адреса места осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности (ч. 1 ст. 18).
Указанное положение законодательства означает, что получив лицензию, лицензиат не обязан ее получать вновь при изменении места осуществления деятельности.
Вместе с тем, Законом N 99-ФЗ предусмотрено условие о том, что до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных ч. 1 данной статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии (ч. 2 ст. 18).
В соответствии с ч. 7 ст. 18 Закона N 99-ФЗ при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Из совокупности приведенных положений ст. 18 Закона N 99-ФЗ следует установление законодателем запрета на осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии, до того момента, как будет переоформлена лицензия.
Такой запрет установлен в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которых связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями этой деятельности, а также обусловлен установлением законодательством специальных требований к отдельным местам осуществления деятельности, в соблюдении которых лицензирующие органы должны иметь возможность удостовериться.
Таким образом, право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности. Осуществление деятельности по адресу, не указанному в лицензии, может повлечь привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, Комиссия Приморского УФАС России усматривает в действиях заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности.
Довод о наличии разночтений в документации не нашел своего подтверждения.
Инспекция Приморского УФАС России по результатам проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой (камеральной) проверки соблюдения заказчиком требований Закона N 44-ФЗ при проведении электронного аукциона решила:
1. Признать, что Заказчик допустил нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ.
2. Не выдавать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона N 44-ФЗ т.к. пот результатам закупки заключен контракт.
3. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение принятое по результатам внеплановой проверки, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 2 августа 2021 г. N ВП 54
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2021