На основании приказа Пензенского УФАС России от 06.10.2021 N 175 "О проведении внеплановой проверки" инспекцией в составе:
- <_> - руководителя Управления, руководителя инспекции,
- <_> - начальника отдела контроля закупок, члена инспекции,
- <_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена инспекции,
проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заказчиком Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пензенской области (Главное управление МЧС России по Пензенской области) при проведении электронных аукционов "Поставка сухих пайков" (извещение N 0155100005121000003 от 25.03.2021, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), "Поставка сухих пайков" (извещение N 0155100005121000007 от 05.07.2021, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).
Проверка начата 06.10.2021, окончена 08.10.2021.
Юридический адрес проверяемой организации:
Заказчик: Главное управление МЧС России по Пензенской области, ИНН 5836013273, 440008, г. Пенза, ул. Дзержинского, д. 5
Внеплановой проверкой установлено:
Основанием для проведения внеплановой проверки послужило обнаружение признаков нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в связи с получением Пензенским УФАС России поручения ФАС России от 03.09.2021 N ПИ/74558/21 о поступлении информации о признаках нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупок продуктов питания в части применения (неприменения) Типового контракта на поставку продуктов питания, утвержденного приказом Минсельхоза России от 10.03.2020 N 140 (реестровый номер 1400700000520005).
Настоящая внеплановая проверка осуществлена согласно части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлению Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений".
В соответствии с частью 28 статьи 99 Закона о контрактной системе субъекты контроля обязаны представлять в контрольный орган в сфере закупок по требованию такого органа документы, объяснения в письменной форме, информацию о закупках (в том числе сведения о закупках, составляющие государственную тайну), а также давать в устной форме объяснения.
В связи с проведением внеплановой проверки у государственного заказчика письмом от 06.10.2021 N 1997-4э были запрошены письменные пояснения относительно применения (неприменения) при осуществлении рассматриваемых закупок Типового контракта, утвержденного приказом Минсельхоза России от 10.03.2020 N 140 (реестровый номер 1400700000520005).
В ответ на указанный выше запрос заказчиком представлены письменные пояснения от 08.10.2021 (N ИВ-167-2719).
Из представленных заказчиком, размещенных в открытом доступе в единой информационной системе (на сайте www.zakupki.gov.ru, ЕИС), а также полученных в рамках доступа антимонопольного органа к сервису Независимый регистратор документов, в ходе настоящей внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условиях их применения, Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 N 606.
Пунктом 6 Правил определено, что Типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 8 Правил приложением к нормативному правовому акту, утверждающему типовой контракт, типовые условия контракта, является информационная карта типового контракта, типовых условий контракта, которая оформляется по форме согласно приложению и является неотъемлемой частью такого нормативного правового акта (далее - информационная карта).
Согласно пункту 14 Правил утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению с учетом пунктов 15 - 17 настоящих Правил, за исключением закупок, указанных в пункте 18 настоящих Правил, в следующих случаях:
а) подготовка извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом;
б) подготовка проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок;
в) заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 15 Правил установлено, что типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.
Согласно пункту 16 Правил условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям:
а) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
б) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).
В пункте 18 Правил указано, что типовые контракты, типовые условия контрактов могут не применяться при осуществлении:
а) закупок за наличный расчет, если иное не предусмотрено показателями для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанными в информационной карте;
б) закупок, предусмотренных статьями 75 и 76, пунктами 2, 3, 5 и 10 части 2 статьи 83, а также пунктами 2 (если в правовых актах Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации указана возможность заключения контракта без использования типового контракта, типовых условий контракта), 4, 5, 9, 15, 17, 26, 28, 33 и 34 части 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", если необходимость применения типового контракта, типовых условий контракта не предусмотрена в указанных случаях информационной картой.
Приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140 утвержден Типовой контракт на поставку продуктов питания (далее - Типовой контракт).
Типовой контракт размещен в библиотеке Типовых контрактов ЕИС 28.05.2020 года за реестровой записью 1400700000520005.
Информационной картой Типового контракта определены показатели для его применения:
а) наименование товара, работы, услуги - Поставка продуктов питания;
б) код (коды) предмета контракта:
по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2); по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2); по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (указывается с 1 января 2017 г.)
в) размер начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при котором применяется типовой контракт - при любом размере начальной (максимальной) цены, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
г) иные показатели для применения типового контракта - не применяется в отношении закупок по государственному оборонному заказу и закупок материальных ценностей, поставляемых в государственный материальный резерв.
Инспекцией Управления установлено следующее.
25.03.2021 (т.е. после наступления у заказчиков обязанности применения Типового контракта) заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0155100005121000003, а также документация о проведении электронного аукциона "Поставка сухих пайков".
Начальная (максимальная) цена контракта - 300 440,00 руб.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о закупке), под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Как установлено Инспекцией Управления, в рассматриваемом случае заказчиком не применен Типовой контракт.
Как следует из письменных пояснений заказчика, Типовой контракт не применен на основании пункта 16 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, т.к. исходя из совокупного анализа и буквального содержания положений данного пункта и информационной карты Типового контракта, для его применения должно быть соблюдено условие об обязательном одновременном соответствии всех показателей для применения типового контракта, в том числе совпадение кодов ОКПД2, ОКВЭД2, и КТРУ, указанных в информационной карте Типового контракта. Однако, в данном случае код КТРУ, соответствующий описанию объекта закупки, отсутствует, в связи с чем, по мнению заказчика, обязанность применения Типового контракта отсутствовала. Что подтверждается постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.10.2018 по делу N А33-21159/2017.
Вместе с тем, Инспекция Управления не соглашается с данным выводом заказчика на основании следующего.
Как было указано ранее, в пункте 16 Правил установлено, что условием применения типовых контрактов является одновременное соответствие между показателями для применения типового контракта, которые указаны в информационной карте этого контракта с данными, которые характеризуют проводимую закупку по определенным показателям, а именно:
а) коды закупаемых товаров по ОКПД2, ОКВЭД2, а также по КТРУ;
б) размер начальной (максимальной) цены контракта;
в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).
Таким образом, одновременно соответствовать между собой должны:
- коды из информационной карты Типового контракта кодам, определенным заказчиком для объекта закупки,
- НМЦК из информационной карты Типового контракта конкретной НМЦК заказчика,
- и при наличии иные показатели.
Относительно Типового контракта на поставку продуктов питания показателями соответствия являются:
наименование товара - поставка продуктов питания, заказчиком закупаются сухие пайки, т.е. индивидуальные рационы питания, которые включают в себя продукты питания, определенные заказчиком в Техническом задании документации;
размер НМЦК - любой, т.е. относится к рассматриваемому случаю;
иные показатели - не применяется в отношении закупок по государственному оборонному заказу и закупок материальных ценностей, поставляемых в государственный материальный резерв, в данном случае закупка осуществляется заказчиком не из средств государственного оборонного заказа, а также не в государственный материальный запас.
При этом, относительно показателя код предмета закупки необходимо отметить следующее.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0155100005121000003 заказчиком при описании объекта закупки установлен код ОКПД2 10.89.19.160 "Рационы питания и пайки".
В информационной карте Типового контракта определен в том числе укрупненный код ОКПД2 10.89 (кроме 10.89.9), а также код ОКВЭД2 10.8. Таким образом, по данным кодам объект закупки подпадает под использование Типового контракта.
Код КТРУ, соответствующий объекту закупки, отсутствует, например, подобная позиция не разработана до настоящего времени. Однако факт отсутствия позиции КТРУ в самом каталоге не означает отсутствие необходимости применения в таком случае Типового контракта. В противном случае в принципе нет необходимости выделения в информационной карте кодов ОКПД2 и ОКВЭД2, т.к тогда достаточно исключительно определения позиций КТРУ, при осуществлении закупок которых, необходимо применение Типового контракта.
Данный вывод наглядно подтверждает информационная карта другого Типового контракта, а именно Типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, утвержденный приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н. Так, в информационной карте данного типового контракта определены коды ОКПД2 и ОКВЭД2, при этом позиции КТРУ отсутствуют в принципе, однако данный контракт применяется при осуществлении соответствующих закупок медицинских изделий.
На основании изложенного, Инспекция Управления приходит к выводу, что неприменения заказчиком Типового контракта при осуществлении рассматриваемой закупки свидетельствует о нарушении требований части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, приказа Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140.
Также в рамках внеплановой проверки Инспекцией Управления установлено следующее.
Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно извещению об осуществлении электронного аукциона, пункту 40 информационной карты документации заказчиком установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В соответствии с частью 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт.
В проекте контракта (пункт 13.2), а также в извещении указано об установлении обеспечения исполнения контракта в размере 5% от цены контракта, по которой заключается контракт.
Вместе с тем, в пункте 21 информационной карты документации установлено размер обеспечения исполнения контракта (в процентах) от начальной (максимальной) цены контракта - 5 %, 15022 (Пятнадцать тысяч двадцать два) рубля 00 копеек.
В связи с чем, положения проекта контракта не соответствуют положениям документации об электронном аукционе, что нарушает требования части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, а также требования к обеспечению исполнения контракта.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе определено, что исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
При этом в пункте 13.1 проекта контракта указано, что способ обеспечения исполнения контракта, срок действия банковской гарантии определяются Поставщиком самостоятельно.
Иных положений относительно срока действия банковской гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, документация о закупке не содержит, что нарушает требования пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, в случае заключения контракта согласно статье 30 Закона о контрактной системе не должен превышать пятнадцать календарных дней.
Вместе с тем, в пункте 13.7 проекта контракта указано, что заказчик осуществляет возврат денежных средств, внесенных Поставщиком в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется Поставщиком) в течение 15 банковских дней с момента надлежащего исполнения Поставщиком своих обязательств по контракту, на основании письменного уведомления, в котором в обязательном порядке должны быть указаны банковские реквизиты, по которым Заказчику необходимо возвратить указанные денежные средства.
При этом установление заказчиком срока возврата денежных средств в банковских днях не соответствует требованиям части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Аналогичные нарушения допущены заказчиком при проведении электронного аукциона "Поставка сухих пайков" (извещение N 0155100005121000007 от 05.07.2021, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).
Заключение
В результате проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заказчиком Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пензенской области (Главное управление МЧС России по Пензенской области) при проведении электронных аукционов "Поставка сухих пайков" (извещение N 0155100005121000003 от 25.03.2021, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), "Поставка сухих пайков" (извещение N 0155100005121000007 от 05.07.2021, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), выявлено нарушения заказчиком частей 11, 27 статьи 34, пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, приказа Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140, ответственность за что установлена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 8 октября 2021 г. N 058/06/99-906/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2021