На основании приказа Пензенского УФАС России от 06.10.2021 N 174 "О проведении внеплановой проверки" инспекцией в составе:
- <_> - руководителя Управления, руководителя инспекции,
- <_> - начальника отдела контроля закупок, члена инспекции,
- <_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена инспекции,
проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заказчиком федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Пенза) при проведении электронного аукциона "Поставка специализированных пищевых продуктов диетического питания" (извещение N 0355100002721000082 от 02.04.2021, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).
Проверка начата 06.10.2021, окончена 08.10.2021.
Юридический адрес проверяемой организации:
Заказчик: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Пенза), 440071, г. Пенза, ул. Стасова, 6.
Внеплановой проверкой установлено:
Основанием для проведения внеплановой проверки послужило обнаружение признаков нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в связи с получением Пензенским УФАС России поручения ФАС России от 03.09.2021 N ПИ/74558/21 о поступлении информации о признаках нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупок продуктов питания в части применения (неприменения) Типового контракта на поставку продуктов питания, утвержденного приказом Минсельхоза России от 10.03.2020 N 140 (реестровый номер 1400700000520005).
Настоящая внеплановая проверка осуществлена согласно части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлению Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений".
В соответствии с частью 28 статьи 99 Закона о контрактной системе субъекты контроля обязаны представлять в контрольный орган в сфере закупок по требованию такого органа документы, объяснения в письменной форме, информацию о закупках (в том числе сведения о закупках, составляющие государственную тайну), а также давать в устной форме объяснения.
В связи с проведением внеплановой проверки у государственного заказчика письмом от 06.10.2021 N 1976-4э были запрошены письменные пояснения относительно применения (неприменения) при осуществлении рассматриваемой закупки Типового контракта, утвержденного приказом Минсельхоза России от 10.03.2020 N 140 (реестровый номер 1400700000520005).
В ответ на указанный выше запрос заказчиком представлены письменные пояснения от 07.10.2021 (N 1656).
Из представленных заказчиком, размещенных в открытом доступе в единой информационной системе (на сайте www.zakupki.gov.ru, ЕИС), а также полученных в рамках доступа антимонопольного органа к сервису Независимый регистратор документов, в ходе настоящей внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условиях их применения, Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 N 606.
Пунктом 6 Правил определено, что Типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 8 Правил приложением к нормативному правовому акту, утверждающему типовой контракт, типовые условия контракта, является информационная карта типового контракта, типовых условий контракта, которая оформляется по форме согласно приложению и является неотъемлемой частью такого нормативного правового акта (далее - информационная карта).
Согласно пункту 14 Правил утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению с учетом пунктов 15 - 17 настоящих Правил, за исключением закупок, указанных в пункте 18 настоящих Правил, в следующих случаях:
а) подготовка извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом;
б) подготовка проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок;
в) заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 15 Правил установлено, что типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.
Согласно пункту 16 Правил условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям:
а) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
б) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).
В пункте 18 Правил указано, что типовые контракты, типовые условия контрактов могут не применяться при осуществлении:
а) закупок за наличный расчет, если иное не предусмотрено показателями для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанными в информационной карте;
б) закупок, предусмотренных статьями 75 и 76, пунктами 2, 3, 5 и 10 части 2 статьи 83, а также пунктами 2 (если в правовых актах Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации указана возможность заключения контракта без использования типового контракта, типовых условий контракта), 4, 5, 9, 15, 17, 26, 28, 33 и 34 части 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", если необходимость применения типового контракта, типовых условий контракта не предусмотрена в указанных случаях информационной картой.
Приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140 утвержден Типовой контракт на поставку продуктов питания (далее - Типовой контракт).
Типовой контракт размещен в библиотеке Типовых контрактов ЕИС 28.05.2020 года за реестровой записью 1400700000520005.
Информационной картой Типового контракта определены показатели для его применения:
а) наименование товара, работы, услуги - Поставка продуктов питания;
б) код (коды) предмета контракта:
по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2); по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2); по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (указывается с 1 января 2017 г.)
в) размер начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при котором применяется типовой контракт - при любом размере начальной (максимальной) цены, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
г) иные показатели для применения типового контракта - не применяется в отношении закупок по государственному оборонному заказу и закупок материальных ценностей, поставляемых в государственный материальный резерв.
Инспекцией Управления установлено следующее.
02.04.2021 (т.е. после наступления у заказчиков обязанности применения Типового контракта) заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0355100002721000082, а также документация о проведении электронного аукциона "Поставка специализированных пищевых продуктов диетического питания".
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 274 690,50 руб.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о закупке), под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Как установлено Инспекцией Управления, в рассматриваемом случае заказчиком не применен Типовой контракт.
Как было указано ранее, в пункте 16 Правил установлено, что условием применения типовых контрактов является одновременное соответствие между показателями для применения типового контракта, которые указаны в информационной карте этого контракта с данными, которые характеризуют проводимую закупку по определенным показателям, а именно:
а) коды закупаемых товаров по ОКПД2, ОКВЭД2, а также по КТРУ;
б) размер начальной (максимальной) цены контракта;
в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).
Таким образом, одновременно соответствовать между собой должны:
- коды из информационной карты Типового контракта кодам, определенным заказчиком для объекта закупки,
- НМЦК из информационной карты Типового контракта конкретной НМЦК заказчика,
- и при наличии иные показатели.
Относительно Типового контракта на поставку продуктов питания показателями соответствия являются:
наименование товара - поставка продуктов питания, заказчиком закупаются специализированные пищевые продукты диетического питания;
размер НМЦК - любой, т.е. относится к рассматриваемому случаю;
иные показатели - не применяется в отношении закупок по государственному оборонному заказу и закупок материальных ценностей, поставляемых в государственный материальный резерв, в данном случае закупка осуществляется заказчиком не из средств государственного оборонного заказа, а также не в государственный материальный запас.
Относительно показателя код предмета закупки необходимо отметить следующее.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0355100002721000082 заказчиком при описании объекта закупки установлены:
код ОКПД2 - 10.86.10.990 "Специализированная пищевая продукция, в том числе диетическая, не включенная в другие группировки, прочая",
позиция КТРУ - 10.86.10.910-00000002 "Смесь сухая белковая композитная".
В информационной карте Типового контракта определен в том числе укрупненный код ОКПД2 10.86 (кроме 10.86.9), а также код ОКВЭД2 10.8. Таким образом, по данным кодам объект закупки подпадает под использование Типового контракта. Кроме того, в информационной карте Типового контракта указаны позиции КТРУ 10.86.10.910-00000001 - 10.86.10.910-00000003.
На основании изложенного, Инспекция Управления приходит к выводу, что неприменения заказчиком Типового контракта при осуществлении рассматриваемой закупки свидетельствует о нарушении требований части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, приказа Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140.
Заключение
В результате проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заказчиком федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Пенза) при проведении электронного аукциона "Поставка специализированных пищевых продуктов диетического питания" (извещение N 0355100002721000082 от 02.04.2021, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), выявлено нарушения заказчиком части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, приказа Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140, ответственность за что установлена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 8 октября 2021 г. N 058/06/99-905/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2021