Резолютивная часть решения оглашена 11 октября 2021 года
В полном объеме решение изготовлено 13 октября 2021 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Сарсенбаевой Е.Н.
Фадеевой Н.В. |
- |
старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница" о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "ЮПИТЕР", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее - ООО "ЮПИТЕР", Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку трубок медицинских для артроскопической помпы Карл Шторц (извещение N 0369200000521000042) (далее - аукцион), в присутствии:
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница" (далее - Учреждение, Заказчик): Демидовой Е.В., действующей на основании доверенности б/н от 11.01.2021;
- в отсутствие представителей ООО "ЮПИТЕР", уведомленного о времени и месте заседания Комиссии (в том числе посредством направления телеграммы по адресу места нахождения юридического лица), заявлений, ходатайств не представлено,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) 04.10.2021 поступило обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ЮПИТЕР".
Согласно представленным документам 09.03.2021 заказчик и ООО "ЮПИТЕР" заключили контракт N ЭА-110/2021 на поставку трубок медицинских для артроскопической помпы Карл Шторц по цене 347 800,00 рублей.
Как следует из заявления заказчика, обязательства по поставке Обществом не исполнены, в связи с чем, 27.08.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 04.10.2021.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 9.2 контракта N ЭА-110/2021 предусмотрена возможность отказа стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Так, заказчиком 27.08.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 27.08.2021 указанное решение размещено в ЕИС во вкладке "Информация об исполнении (о расторжении) контракта" и 30.08.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено посредством АО "Почта России" ООО "ЮПИТЕР" почтовым отправлением.
Из представленного Заказчиком уведомления о вручении почтового уведомления следует, что решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта получено Поставщиком 07.09.2021, вручено Заказчику 21.09.2021.
В этой связи заказчик считает датой надлежащего уведомления ООО "ЮПИТЕР" дату получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления, то есть 21.09.2021, а контракт расторгнутым - 04.10.2021, информация о расторжении контракта размещена заказчиком в ЕИС - 04.10.2021 в разделе "Информация об исполнении (о расторжении) контракта".
При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ООО "ЮПИТЕР" 09.03.2021 заключен контракт N ЭА-110/2021 на поставку трубок медицинских для артроскопической помпы Карл Шторц (реестровый номер в ЕИС N 2745301364221000267) (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 1.2 контракта Поставщик обязуется в обусловленный контрактом срок поставить поставить трубки медицинские для артроскопической помпы Карл Шторц (именуемые в дальнейшем товар) Заказчику, а Заказчик обязуется обеспечить приемку и оплату поставленных товаров, указанных в спецификации, являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N1).
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из абзаца второго пункта 2 статьи 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно пункту 4.1 контракта Поставка товара осуществляется с даты заключения контракта, одной партией, но не позднее 01.04.2021 года.
Из пояснений представителя заказчика и содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 27.08.2021 следует, что в нарушение условий контракта, обязательства по поставке Обществом не исполнены.
Предложение Заказчика о расторжении контракта по соглашению сторон, направленное 23.04.2021 посредством электронной почты в адрес Поставщика, оставлено без ответа.
На дату принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта обязательства по поставке товара по контракту в полном объеме не исполнены.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, поставщиком неоднократно нарушены сроки поставки товара. Указанные обстоятельства являются основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта заказчиком.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются действия общества, предполагающие его недобросовестное поведение, совершение им действий в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта этим лицом, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Так, заключая контракт по результатам проведения электронного аукциона, направленного на удовлетворение государственных нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта. Действуя в рамках исполнения государственного или муниципального контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на социально-значимые, экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
При этом в случае привлечения лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Вместе с тем, принимая во внимания представленные документы в материалы дела и учитывая выявленные обстоятельства на заседании Комиссии, антимонопольный орган отмечает, что Общество не предприняло действий, направленных на исполнение обязательств по контракту как в сроки, предусмотренные контрактом, так и в сроки, предусмотренные законодательством о контрактной системе для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком.
Из документов, представленных в материалы дела, не следует доказательств осуществления поставки товара заказчику, что свидетельствует об отсутствии намерения и воли поставщика в части добросовестного исполнения контракта, его безответственном отношении к исполнению государственного контракта.
Комиссия отмечает, что в связи с неисполнением обязательств по контракту Обществом потребность Заказчика не может быть реализована.
Учитывая изложенное в совокупности, антимонопольный орган приходит к выводу о необходимости включения сведений об ООО "ЮПИТЕР", его участнике, единоличном исполнительном органе в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, Комиссия отмечает, что недобросовестностное отношение к исполнению государственных и муниципальных контрактов Обществом подтверждается тем, что сведения об ООО "ЮПИТЕР", его участнике, единоличном исполнительном органе неоднократно включены в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в период с мая по сентябрь 2021 года по аналогичным основаниям - в связи с односторонними отказами заказчиков от исполнения контрактов на поставку товаров.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения, представленные Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница" об участнике электронного аукциона Общества с ограниченной ответственностью "ЮПИТЕР" (620039, Свердловская область, г. Ектеринбург, ул. Машиностроителей, д. 77, кв. 11, ИНН/КПП 6686125900/ 668601001) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
2. Включить сведения о директоре ООО "ЮПИТЕР" - Воронове Борисе Николаевиче (ИНН 665208319174) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
3. Включить сведения об участнике ООО "ЮПИТЕР" - Воронове Борисе Николаевиче (ИНН 665208319174) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: А.А. Козлова
Члены Комиссии: Е.Н. Сарсенбаева
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 октября 2021 г. N 074/06/104-2764/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2021