Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "МД-КОНСАЛДИНГ" (далее - Заявитель) на действия ГБУ КК "ФИШТ" при проведении ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" открытого конкурса в электронной форме: "Оказание услуг по охране Центрального стадиона" (извещение N 0818500000821005148) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения конкурсной документации, а именно: о неправомерном установлении в конкурсной документации требования о наличии лицензии на использование источников ионизирующего излучения.
Уполномоченным учреждением, Заказчиком представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. С жалобой не согласны, конкурсная документация соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" проводился открытый конкурс в электронной форме: "Оказание услуг по охране Центрального стадиона" (извещение N 0818500000821005148).
Заказчик - ГБУ КК "ФИШТ".
Начальная (максимальная) цена контракта - 41 229 816,00 рублей.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе гласит, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Ч.1 ст.54.1 Закона о контрактной системе предусмотрено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п.2) ч.3 ст.54.2 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В извещении открытого конкурса в электронной форме указано:
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ Установлено.1. Требования в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 ФЗ-44 к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки, и перечень предоставляемых документов (или копий таких документов): согласно приложению 5 к извещению "Единые требования к участникам" 2. Установлены единые требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 3-5,7-11 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ (п. 8 части 1 статьи 31 44-ФЗ требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности установлено, только если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.) 2 Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Установлено |
В силу п.1) ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной система конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На основании п.3) ч.6 ст.54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно: документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Пунктом 39 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) определено, что в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ лицензированию подлежат следующие виды деятельности: деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 09.01.1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 02.04.2012 г. N 278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)" утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) (далее - Положение о лицензировании деятельности).
Пункт 3 Положения о лицензировании деятельности гласит, что лицензируемая деятельность включает выполнение работ и оказание услуг согласно приложению.
В пункте 5 приложения указано, что в перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих деятельность в области использования источников ионизирующего излучения входит эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Пунктом 3.4.1 Санитарных правил и нормативов СП 2.6.1.2612-10. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности. (ОСПОРБ-99/2010), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.04.2010 N 40, предусмотрено, что деятельность, связанная с использованием источников ионизирующего излучения не допускается без наличия лицензии на данный вид деятельности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В Разделе 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации установлены следующие технические, качественные характеристики услуги, входящей в объект закупки, в частности:
4 |
Сведения о постах (маршрутах), оборудованных на объекте |
N поста (маршрута) |
Характеристика поста (маршрута) |
Место организации поста (маршрута) |
Пост N3, N4 |
Стационарный пост, суточный (одиночный), обеспечение пропускного режима с применением стационарной рентгеновской установки для досмотра багажа и товаров (источник ионизирующего излучения, далее - РУДБТ), осуществление контроля доступа на объект людей. |
КПП для прохода людей в зону безопасности стадиона (павильон досмотра N6) |
||
Пост N6, N7 |
Стационарный пост (одиночный), обеспечение пропускного режима, контроль материалов, оборудования и конструкций, поставляемых на стадион с применением ручного сканера скрытых полостей "Ватсон" (источник ионизирующего излучения), а также с применением стационарной рентгеновской установки для досмотра багажа и товаров (источник ионизирующего излучения). |
КПП N2 для въезда (выезда) автотранспорта в зону безопасности стадиона |
||
5 |
Основные характеристики и особенности объекта охраны |
Объект: "Центральный стадион" Площадь охраняемого объекта: 172 400 кв. м.; Количество контрольно-пропускных пунктов: - для входа (выхода) персонала и посетителей на объект: 1 павильон; - для въезда (выезда) транспортных средств на объект: 1 КПП; Протяженность периметра охраняемого объекта: 1 600 м. Объект оснащен следующими техническими средствами охраны: 1) на внешнем периметре безопасности (ограждение территории вокруг стадиона, для входа (въезда) на которую необходимо предъявить пропуска и пройти процедуру осмотра): -системой охранной и тревожной сигнализации; -системой телевизионного наблюдения; -системой охранного освещения. 2) в зоне безопасности стадиона (территория стадиона, ограниченная внешним периметром безопасности): - системой телевизионного наблюдения; -системой охранного освещения. 3) на контрольно-пропускном пункте для прохода людей в зону безопасности стадиона (павильон N6) -системой охранной и тревожной сигнализации; -системой контроля и управления доступом; -системой охранного освещения; -стационарными металлообнаружителями; -рентгеновской установкой для досмотра багажа и товаров (источник ионизирующего излучения, далее - РУДБТ); -носимыми техническими средствами досмотра - (портативные металлообнаружители, портативные газоанализаторы паров взрывчатых веществ, индикаторы электромагнитных и акустических полей, индикаторы опасных жидкостей); -средствами визуального досмотра - (оптические устройства, предназначенные для проведения осмотра объектов на предмет обнаружения подозрительных устройств, в труднодоступных местах и в условиях плохой видимости, в том числе комплект досмотровых зеркал и эндоскоп). -локализатором взрывных устройств 4) на контрольно-пропускном пункте для въезда автотранспорта людей в зону безопасности стадиона (КПП N2) -системой охранной и тревожной сигнализации; -системой контроля и управления доступом; -системой охранного освещения; -радиационным монитором; -стационарным металлообнаружителем; -носимыми техническими средствами досмотра-(портативные металлообнаружители, портативные газоанализаторы паров взрывчатых веществ, индикаторы электромагнитных и акустических полей, индикаторы опасных жидкостей); -средствами визуального досмотра - (оптические устройства, предназначенные для проведения осмотра объектов на предмет обнаружения подозрительных устройств, в труднодоступных местах и в условиях плохой видимости, в том числе комплект досмотровых зеркал и эндоскоп); - локализатором взрывных устройств; - автоматизированной системой досмотра днища автомобиля; - ручным сканером скрытых полостей "Ватсон" (источник ионизирующего излучения); -рентгеновской установкой для досмотра багажа и товаров (источник ионизирующего излучения, далее - РУДБТ); На объекте: "Центральный стадион" в соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" утверждена инструкция о внутриобъектовом и пропускном режимах. |
В связи с тем, что исполнитель, в процессе оказания услуги будет осуществлять эксплуатацию источников ионизирующего излучения, то данное требование не нарушает принципы Закона о контрактной системе.
Согласно статье 780 Гражданского кодекса, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
Федеральный закон не содержит прямой обязанности на включение в документацию о закупке условия о привлечении соисполнителей в ходе исполнения контракта, следовательно, заказчик, указав требование об оказании услуги по охране Центрального стадиона непосредственной исполнителем, не нарушил положений Федерального закона. Установление к участникам аукциона спорного требования обусловлено, прежде всего, предметом закупки и необходимостью эффективного достижения требуемых результатов услуги, а также эффективного использования бюджетных средств.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" утверждены Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом а) пункта 7 Правил, разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят в том числе из постоянной части, не подлежащей изменению.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 01.06.2020 N 149 "Об утверждении типового контракта на оказание охранных услуг и информационной карты типового контракта на оказание охранных услуг" утвержден типовой контракт на оказание охранных услуг (далее - Типовой контракт).
В соответствии с пунктом 2.1.1 Типового контракта, исполнитель обязан оказать услуги Заказчику лично согласно Спецификации и Техническому заданию.
Таким образом, законодателем определено, что привлечение соисполнителей, при оказании охранных услуг не предусмотрено.
Заказчик, во исполнение вышеуказанных норм, включил в состав конкурсной документации соответствующий документ, указав его в Разделе 7 "Проект контракта".
В соответствии с пунктом 2.1.1 Раздела 7 конкурсной документации, Исполнитель обязан оказать услуги Заказчику лично согласно Спецификации и Техническому заданию.
Учитывая изложенное, при оказании охранных услуг привлечение организаций, имеющих лицензию на право осуществления деятельности в области использования источников ионизирующего излучения в качестве соисполнителей, считаем незаконным.
Данный вывод подтвержден постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского от 27.09.2018 N Ф08-7933/18 по делу N А32-4465/2018.
Аналогичная позиция изложена в решении Краснодарского УФАС России от 15.11.2018 по N К-132/2018.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем документов подтверждающие ее обоснованность не представлены.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МД-КОНСАЛДИНГ" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000821005148).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 13 октября 2021 г. N 1453/2021-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2021