Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие заявителя индивидуального предпринимателя Казаряна А.Х., в присутствии представителя государственного заказчика ГБУЗ АО "Областная инфекционная клиническая больница им.А.М.Ничоги" Мусаевой А.Н. (доверенность от 16.09.2021 N31), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Казаряна А.Х. на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Областная инфекционная клиническая больница им.А.М.Ничоги" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку анализатора масс-спектрометрического ИВД, автоматического (реестровый N0825500000721000613), на основании ст.99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 04.10.2021 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Казаряна А.Х. (далее - Заявитель; ИП Казарян А.Х.) на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Областная инфекционная клиническая больница им.А.М.Ничоги" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку анализатора масс-спектрометрического ИВД, автоматического (реестровый N0825500000721000613) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, аукционная документация на право заключить контракт на поставку ламп ультрафиолетовых бактерицидных (номер извещения: 0825500000721000614) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
24.09.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об этом аукционе.
По мнению Заявителя, под совокупность требуемых Заказчиком характеристик анализатора масс-спектрометрического ИВД, автоматического подпадает только оборудование одного производителя VITEK MS "БиоМерье СА".
Одним из основополагающих принципов контрактной системы в сфере закупок является принцип эффективности осуществления закупок.
Раскрывая правовое содержание данного принципа, Закон о контрактной системе (статья 12) устанавливает, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Системное толкование этих норм права позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формулирование заказчиком объекта закупки исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе в данной ситуации и к его составу.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик не имеет возможность установить требования к техническим, качественным характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных и муниципальных нужд. При этом Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в аукционной документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, маркам товара.
Заказчик в разделе "Техническое задание" аукционной документации установил характеристики к поставляемому товару.
При этом, Комиссией в ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.
Согласно подпункту б) пункта 7 правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при модернизации лабораторий медицинских организаций субъектов РФ, осуществляющих диагностику инфекционных болезней, утвержденных Постановлением РФ от 24 июня 2021 г. N 986, результатами использования субсидий являются: б) для субъектов Российской Федерации с населением до 1 млн. человек - количество лабораторий не ниже 2-го уровня (лаборатории средней мощности, выполняющие клинико-диагностические лабораторные исследования для медицинских организаций, имеющих в своем составе диагностические отделения (функциональной, ультразвуковой, лабораторной диагностики и рентгенодиагностики), поликлиник, стационаров и специализированных лабораторий, обеспечивающих выполнение исследований по отдельным видам клинических лабораторных исследований) в медицинских организациях субъекта Российской Федерации, осуществляющих диагностику инфекционных болезней, оснащенных в соответствии со стандартом оснащения, указанным в подпункте "а" настоящего пункта.
Приказом Министерства здравоохранения РФ "Об утверждении правил проведения лабораторных исследований" N464-н от 18 мая 2021 г. (далее - Правила) Федеральным Правительством РФ запланирована модернизация лабораторного звена инфекционной службы.
В соответствии с Правилами закупка медицинского оборудования для оснащения клинико-диагностических и микробиологических лабораторий должна осуществляться на основании соответствия кодов видов номенклатурной классификации приобретаемого оборудования стандартам оснащения клинико-диагностических и микробиологических лабораторий, утвержденных Правилами.
Стандартом оснащения микробиологической службы (Приложение N8 к Правилам) предусмотрено использование времяпролетного масс-спектрометра с матричной лазерной десорбцией/ионизацией (MALDI-TOF) для идентификации микроорганизмов, управляемого с рабочей станции в лабораториях II (для лабораторий: централизованных, специализированных межрайонных, обеспечивающих выполнение различных, в том числе уникальных и высокотехнологичных, видов исследований (диагностических центров, краевых, областных и городских больниц и других медицинских организаций)) и III уровня.
Согласно Приложению N8 Правил для оснащения определенной Правилами категории микробиологических лабораторий предусмотрен пункт 26 Анализатор масс-спектрометрический, автоматический с кодом 329510. На дату формирования аукционной документации VITEK MS является единственным прибором с указанным кодом.
Кроме того, Комиссия Управления изучила официальный сайт Росздравнадзора РФ и установила, что других медицинских изделий, соответствующих коду вида номенклатуры медицинского изделия 329510 на дату формирования аукционной документации на сайте Росздравнадзора РФ отсутствуют.
Более того, письмом Министерство здравоохранения РФ от 27.08.2021 N30-4/2300 сообщило следующее: "в соответствии с частью 4 статьи 38 Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством РФ, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, и медицинских изделий, зарегистрированных в РФ в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Информацию о зарегистрированных в РФ и внесенных в государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (далее - Реестр), размещена на официальном сайте Росздравнадзора РФ.
В реестре имеется информация об одном зарегистрированном медицинском изделии, имеющем код вида медицинского изделий 329510: масс-спектрометр VITEK MS с принадлежностями (регистрационное удостоверение от 23.06.2021 NФСЗ 2012/12091)".
На основании вышеизложенного, Комиссия считает, что выполнение Заказчиком требований Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Приказа Минздрава России от 18.05.2021 N464н "Об утверждении Правил проведения лабораторных исследований", устанавливающих требования к оснащению микробиологической лаборатории при проведении электронного аукциона, нельзя расценивать как нарушение Закона о контрактной системе.
При этом Заявитель явку своего представителя на рассмотрение жалобы не обеспечил и доказательств, опровергающих указанный довод, не представил, в то время как частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе именно на подателя жалобы возлагается такая обязанность.
При таких обстоятельствах оснований для выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе не имеется.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Казаряна А.Х. на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Областная инфекционная клиническая больница им.А.М.Ничоги" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку анализатора масс-спектрометрического ИВД, автоматического (реестровый N0825500000721000613) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 8 октября 2021 г. N 030/06/64-1348/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2021