Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<------>,
Членов Комиссии:
<------>;
<------>,
рассмотрев жалобу самозанятого Костюшина А.О. (ИНН: 771599034698) на действия Заказчика - МБУ "Многофункциональный молодежный центр "Современник" (ИНН: 8905029970), при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку звукового оборудования, начальная (максимальная) цена контракта - 963 618,08 рублей (извещение N 0190300003721000705) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вход. N 6312 от 04.10.2021) на действия Заказчика.
Заявитель считает, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами Заявителя не согласились, представили возражения и сообщили, что при проведении Аукциона, действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала подачи заявок - 27.09.2021 09:14 (МСК+2);
3) Дата и время окончания подачи заявок - 05.10.2021 09:00 (МСК+2);
4) Дата окончания срока рассмотрения заявок - 06.10.2021;
5) Дата проведения аукциона в электронной форме - 07.10.2021;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что:
1. Для описания товара в товарной позиции N 1 "Акустическая система рупорная", по его мнению Заказчиком следует применять КТРУ 26.40.31.190-00000012 (Акустическая система), но документация отклоняется от требований кода, в том числе не используются обязательные к применению характеристики (тип акустической системы). Более того, применение дополнительных характеристик для товарных позиций 1-3 надлежащим образом не обосновано.
2. Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него. В перечень входит релевантный закупке код ОКД - 26.40.31.190 "Аппаратура для воспроизведения звука прочая". При этом ОКПД - 26.40.51 "Части и принадлежности звукового и видеооборудования" не входит в перечень, но комплект из двух стоек и колоночный кабель (подпозиции 1.5 и 1.6.) в закупке присутствуют и торгуются одним лотом. Таким образом, документация нарушает правила ограничений национального режима.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами Заявителя не согласились, представили возражения и сообщили, что при проведении Аукциона, действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Относительно первого довода Заявителя Комиссия сообщает, что в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Каталог, Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с Техническим заданием аукционной документации объектом закупки является поставка звукового оборудования, а именно:
По позиции 1 - Всепогодный звуковой комплект.
По позициям 2 и 3 - Акустическая система.
В соответствии с извещением о проведении аукциона, Заказчиком по позициям 2 и 3 Технического задания используется код КТРУ - 26.40.31.190-00000011 (Акустическая система), что соответствует закупаемому товару. По позиции 1 Заказчиком используется кол ОКПД2 - 26.40.31.190.
Указанный выше код КТРУ содержит ряд характеристик обязательных к применению Заказчиком при формировании объекта закупки.
Изучив потребность Заказчика Комиссия установила, что все обязательные характеристики согласно КТРУ 26.40.31.190-00000011 Заказчиком использованы и указаны корректно.
Заказчик в своих возражениях сообщил, что необходимость приобретения оборудования комплектом обусловлена тем, чтобы исключить возможность поставки несовместимых по своим техническим и функциональным характеристикам всех составных частей всепогодного звукового комплекта.
Всепогодный звуковой комплект, в состав которого входит основной элемент - акустическая система рупорная, необходим для звукового сопровождения выездных мероприятий, проводимых Заказчиком в разных частях города на открытом воздухе. То есть данный комплект должен быть мобильным, не должен занимать много места при хранении и транспортировке, иметь возможность установки, подключения и настройки в короткие промежутки времени и должен работать при любых неблагоприятных погодных условиях в любое время года.
Так как акустическая система рупорная по своим конструктивным особенностям должна быть закреплена на каком-либо основании, то Заказчиком в составе комплекта предусмотрены стойки под акустические системы со специальными адаптерами.
В позиции КТРУ, на которую ссылается Заявитель, есть характеристика "Тип размещения", являющаяся обязательной для применения. В данной характеристике на выбор заказчику представлены следующие значения, из которых необходимо указать только одно: встраиваемая, напольная, настенная, настольная, полочная или портативная.
По способу крепления (установки) и по функциональному использованию акустической системы рупорной, входящей в состав всепогодного звукового комплекта, необходимого для нужд Заказчика, ни один из показателей из характеристики, указанной в КТРУ, "Тип размещения" не подходит Заказчику.
Кроме того, в позиции КТРУ отсутствует единица измерения комплект.
В связи с этим Заказчик не может применить указанную Заявителем позицию КТРУ.
По факту установления дополнительных требований к товару, Заказчик сообщил, что Заказчик вправе указать дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства (характеристики) КТРУ в соответствии с положением статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотренные в позиции КТРУ. Заказчиком в аукционной документации предоставлено обоснование, что подтверждается Приложением N 1 (Техническое задание).
При изучении Технического задания аукционной документации установлено, что в нем имеется обоснование применения дополнительных характеристик, указанное в конце задании под обозначением "****".
Комиссия обращает внимание, что ни Законом о контрактной системе, ни другими нормативно-правовыми актами не предусмотрена определенная форма обоснования включения дополнительных требований и характеристик, тем самым при формировании описания объекта закупки, законодатель предоставляет возможность и право Заказчику самостоятельно указать обоснование в произвольной форме.
Исходя из изложенного Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Относительно второго довода Заявителя Комиссия сообщает, согласно разъяснению по вопросам применения постановления Правительства РФ от 28 августа 2021 г. N 1432 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", размещенному на сайте информационной системы Минпромторга РФ - gisp.gov.ru, ограничение на закупку иностранной продукции не применяется, если (выдержки из разъяснения):
в едином реестре российской радиоэлектронной продукции и евразийском реестре промышленных товаров отсутствует продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке;
и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в единый реестр российской радиоэлектронной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к закупаемой радиоэлектронной продукции.
При этом в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (ред. от 28.08.2021) "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в редакции постановления N1432) отсутствие аналогичной продукции подтверждается разрешением на закупку иностранного товара, выданным в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Данные нормы применяются только в том случае, если ограничения на допуск, предусмотренные пунктом 3 постановления Правительства N 878 (в редакции постановления N 1432) не устанавливаются. Учитывая, что до настоящего времени порядок выдачи разрешения на закупку иностранного товара не утвержден, и в целях реализации постановления Правительства N 878 (в редакции постановления N 1432) заказчикам необходимо проводить закупку с применением требований по национальному режиму, то в вышеупомянутом случае получать разрешение Минпромторга России не требуется: оценка и рассмотрение заявок осуществляется с учетом требований Закона о контрактной системе, установленных к способам проведения закупки.
Учитывая разъяснения Заказчик не применяет в данной закупке нормы постановления Правительства N878 (в редакции постановления N 1432) и не может нарушать правила ограничений национального режима, установленные указанным постановлением. Данная позиция Заказчика подтверждается решением комиссии ФАС от 17.09.2021 г. по делу N 28/06/105-655/2021.
Кроме того Комиссия сообщает в затрагиваемой закупке Заказчиком установлен запрет на допуск иностранного товара в соответствии с постановлением Правительства N 126н
Довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу самозанятого Костюшина А.О. (ИНН: 771599034698) на действия Заказчика - МБУ "Многофункциональный молодежный центр "Современник" (ИНН: 8905029970), при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку звукового оборудования, начальная (максимальная) цена контракта - 963 618,08 рублей (извещение N 0190300003721000705) , необоснованной.
Председатель Комиссии: <------>
Члены Комиссии: <------>
<------>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 8 октября 2021 г. N 089/06/64-579/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2021