Резолютивная часть решения оглашена 08.10.2021 г.
В полном объеме решение изготовлено 13.10.2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе:
Заместитель председателя комиссии - Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
члены комиссии: Кукарцева О.В. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, Башкирова И.Г. - государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
в присутствии представителя Заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Курганской области" - Предеиной С.В. (доверенность N б/н от 11.01.2021 г.),
в отсутствие представителя Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙТРАСТ" (далее - ООО "СТРОЙТРАСТ", Заявитель) о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения жалобы в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), явку представителя не обеспечил, ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя не представил,
в присутствии представителя Уполномоченного учреждения - Государственного казенного учреждения "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" - Колдина А.Н. (доверенность N 5 от 16.09.2021 г.), рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙТРАСТ" на действия Заказчика - ГКУ "Управление капитального строительства Курганской области" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на строительство объекта: Дом-интернат для престарелых и инвалидов на 100 мест в г.Шадринске (извещение N 0843500000221003772) и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
07.10.2021 г. в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 08.10.2021 г., в связи с чем была составлена выписка из протокола.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия,
УСТАНОВИЛА:
01.10.2021 г. в Курганское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙТРАСТ" на действия Заказчика - ГКУ "Управление капитального строительства Курганской области" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на строительство объекта: Дом-интернат для престарелых и инвалидов на 100 мест в г.Шадринске (извещение N 0843500000221003772).
В жалобе заявитель указал: Заказчиком неправомерно не установлены ограничения допуска иностранных товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, приостановить определение поставщика, провести внеплановую проверку.
Представители Заказчика и уполномоченного учреждения с доводами, изложенными Заявителем в жалобе, не согласны по основаниям, изложенным в возражениях, которые приобщены к материалам дела по рассмотрению данной жалобы, и просят признать жалобу необоснованной.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 г. N 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 20.09.2021 г. в ЕИС опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на строительство объекта: Дом-интернат для престарелых и инвалидов на 100 мест в г.Шадринске (извещение N 0843500000221003772).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 242 566 915 рублей 00 копеек.
Заказчиком является ГКУ "Управление капитального строительства Курганской области".
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.
Размещение закупки осуществляет уполномоченное учреждение - Государственное казенное учреждение "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области".
Оценивая довод Заявителя, изложенный в жалобе, а также документы, представленные Заказчиком и приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
Во исполнение указанной нормы принято в том числе Постановление N 878.
Пунктом 2 Постановления N 878 установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Пунктом 4 Постановления N 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Из письменных пояснений уполномоченного учреждения следует, что положения Постановления N 878 распространяется исключительно на поставку товара, в рассматриваемом же случае, объектом закупки, как следует из пункта 1.1. проекта Контракта, а также из проектной документации, являются работы по строительству объекта капитального строительства.
ФАС России в письме от 25.06.2020 г. N ИА/53616/20 устанавливает критерии, по которым представляется возможным определить поставляется ли товар в рамках исполнения контракта.
Так, товар не является поставляемым, если:
- товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
- товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика;
- товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Товары, указанные в проектной документации, не ставятся на баланс и не передается в собственность заказчику, по сути являются материалами, которые используется в ходе выполнения работ, предназначены исключительно для обеспечения выполнения работ по строительству объекта и не являются самостоятельным предметом закупки.
Согласно извещению, Заказчиком выбран код ОКПД2 41.20.40.900 "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений прочие, не включенные в другие группировки".
Из пояснений Представителя уполномоченного учреждения следует, что указанный код не включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок, утвержденной постановлением Правительства N 878. В этих условиях у Заказчика отсутствовали правовые основания для включения в документацию ограничений, установленных Постановлением Правительства РФ N 878.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе содержит:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Таким образом, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
Пунктом 29 Информационной карты документации об Аукционе установлены требования к составу и содержанию первой части заявки на участие в аукционе, а именно: "Согласие участника электронного аукциона, указанное в пункте 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Также, принимая во внимание Письмо ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 по вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар), необходимо отметить, что, согласно Аукционной документации, товары, указанные в Ведомости товаров, не передаются заказчику но товарной накладной или акту передачи; товары не принимаются к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"; товары являются строительными/расходными материалами, используемыми при выполнении работ, без которых невозможно выполнить такую работу, следовательно, заказчик при проведении закупки таких работ не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товаров, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии).
Учитывая, что в рамках исполнения контракта, заключенного по результатам Аукционе, не предусмотрена поставка товаров, товары в рассматриваемом случае не ставятся на баланс и не передается в собственность заказчику, по сути являются материалами, которые используется в ходе выполнения работ, предназначены исключительно для обеспечения выполнения работ по устройству сетей уличного освещения муниципального образования и не являются самостоятельным предметом закупки, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части не установления ограничений в соответствии с Постановлением N 878 не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя, при этом Заявителем не представлено каких-либо документальных подтверждений того, что данные требования ограничивают количество участников закупки, следовательно, доводы жалобы не находят своего подтверждения.
На основании изложенного, а также учитывая, что Заявитель участие своих представителей на заседание Комиссии УФАС не обеспечил, в составе жалобы доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность доводов, не представил, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу, что доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя признан Комиссией необоснованным.
В результате проведения внеплановой проверки нарушений требований законодательства о контрактной системе Комиссией Курганского УФАС России не установлено.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России.
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙТРАСТ" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Заместитель Председателя комиссии _________________ / Стрижова И.М.
Члены комиссии: _________________/ Кукарцева О.В.
_________________/ Башкирова И.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 8 октября 2021 г. N 05-02/302-2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2021