Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 01.10.2021 N 689 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Бинстар" (далее - Комиссия), при участии представителей заказчика - ОГБУЗ "Детская областная клиническая больница", уполномоченного органа - управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области, заявителя ООО "Бинстар", рассмотрев материалы дела N 031/06/64-682/2021 по жалобе ООО "Бинстар" на положения документации об электронном аукционе: "Поставка медицинских изделий - Машина моюще-дезинфицирующая для гибких эндоскопов, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий" (N закупки 0126600003121000131) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Бинстар" на положения документации об Электронном аукционе.
Из жалобы следует, что объектом закупки является поставка медицинских изделий - Машина моюще-дезинфицирующая для гибких эндоскопов, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
В Приложении N 1 "Описание объекта закупки" документации об Электронном аукционе (далее - Техническое задание) содержатся функциональные, технические, качественные и другие характеристики товара, а также максимальные и/или минимальные значения показателей, которые не могут изменяться.
Осуществив анализ указанных выше характеристик, заявитель пришел к выводу, что по совокупности технических параметров требованиям описания объекта закупки соответствует машина моюще-дезинфицирующая для гибких эндоскопов только одной модели с конкретным товарным знаком - Bandeq, CYW 501, Корея, что, по мнению заявителя, нарушает положения статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, заявитель предлагает к поставке машину моюще-дезинфицирующую для гибких эндоскопов - Detro Wash, модель 8005 (Турция), которая, по мнению заявителя, по своим параметрам ничуть не уступает требованиям заказчика, а порой превосходит их.
Заказчик - ОГБУЗ "Детская областная клиническая больница", уполномоченный орган - управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области представили возражения на жалобу ООО "Бинстар", с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы жалобы, считает жалобу обоснованной.
Представители заказчика, уполномоченного органа поддержали позицию, изложенную в представленных возражениях на жалобу ООО "Бинстар", считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Бинстар", заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 21.09.2021 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - поставка медицинских изделий - Машина моюще-дезинфицирующая для гибких эндоскопов, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 798 300,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Бинстар" контракт по результатам проведения Электронного аукциона не заключен.
На заседании Комиссии представитель заявителя указал, что в требованиях к поставляемому товару по позициям Технического задания:
- 1.6 (объем емкости для моющего средства (раствора) - не более 2 л.);
- 1.7 (объем емкости для спирта - не более 2 л.);
- 1.16 (Автоматическое прерывание цикла обработки эндоскопов при поднятии крышки - наличие);
- 1.28 (Самодезинфекция репроцессора (в т.ч. дезинфекции системы трубок для подачи воды), не требующая использования дополнительных дезинфицирующих средств (растворов) - наличие);
- 2. "Вес и габаритные размеры",
установлены требования к характеристикам товара, которые не позволяют поставить оборудование предлагаемое ООО "Бинстар", а именно: Detro Wash, модель 8005 (Турция).
При этом, считает заявитель, наличие в Техническом задании требований к автоматическому прерыванию цикла обработки эндоскопов при поднятии крышки, а также к самодезинфекции репроцессора (в т.ч. дезинфекции системы трубок для подачи воды), не требующей использования дополнительных дезинфицирующих средств (растворов), никак не обоснованы и отсутствуют во многих аналогичных товарах, в связи с чем, с целью недопустимости ограничения конкуренции данные параметры необходимо исключить из описания объекта закупки, так как они не влияют на основной функционал товара и от наличия либо отсутствия таких характеристик машина не будет хуже либо лучше осуществлять промывку гибких эндоскопов. По параметру вес и габаритные размеры, Заказчиком установлены максимальные значения, которые заказчиком никак не обоснованы. Внесение соответствующих изменений в Техническое задание позволит осуществить поставку оборудования двух производителей.
Вместе с тем, заявителем мотивированных доказательств тому, что внесение предлагаемых им изменений в документацию об Электронном аукционе, позволит поставить оборудование соответствующее потребностям заказчика, в материалы дела не представлено.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Из части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе следует, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с правовой позицией, сформированной постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
Таким образом, Закон о контрактной системе направлен на эффективное обеспечение государственных и муниципальных нужд в целом, а значит основной задачей законодательства РФ о контрактной системе является выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла указанных выше норм следует, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования закупаемого товара.
При указанных обстоятельствах документация об Электронном аукционе должна быть разработана исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации с учетом вышеизложенных критериев.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что требования к объему емкости для моющего средства (раствора) и для спирта обусловлены отсутствием потоковых обследований, требующих большого количества эндоскопов и соответственно интенсивной их обработки.
Кроме того, заказчик осуществил исследование рынка репроцессоров и установил, что большинство производителей репроцессоров оснащают свои установки емкостями детергента не превышающих 2 литров (например: OER-AW (Olimpus) 2-х литровый детергент; DSD-201 (Medivators, США) детергент до 0,9 литров; MT-5000L (M-Technology, Ю.Корея) детергент до 1 литра; CYW-501 (Bandeq,Ю.Корея) детергент до 1,5 литров.
Функция автоматическое прерывание цикла обработки эндоскопов при поднятии крышки является техническим решением, обеспечивающим удобство работы оператора с установкой. Например: при неудачном расположении эндоскопов в камере или при отсоединении трубок для подачи средств в каналы эндоскопа во время процесса промывки оператор может поднять крышку (цикл приостанавливается), устранить недочёты, закрыть крышку и цикл возобновиться далее, то есть нет необходимости полностью выключать репроцессор, а затем запускать процесс с нуля.
Функция самодезинфекция репроцессора (в т.ч. дезинфекция системы трубок для подачи воды), не требующая использования дополнительных дезинфицирующих средств (растворов), исключает дополнительные расходы на приобретение дезинфицирующих средств.
Такие габаритные размеры оборудования, требуемого к поставке, как длина - не более 640 мм; ширина - не более 620 мм; высота - не более 1050 мм; вес - не более 86 кг обусловлены площадью помещения в котором планируется установка моюще-дезинфицирующей машины для гибких эндоскопов ( 9м2), а также наличием в этой комнате иного оборудования (доказательства представлены в материалы дела).
В постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 июля 2015 года по Делу N А11-8121/2014 указано, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций медицинского учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Кроме того, представитель заказчика пояснил, что при обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком было проведено исследование рынка, в результате которого получено три коммерческих предложения, согласно которым совокупности требуемых характеристик соответствуют товары следующих производителей:
- установка для мойки гибких эндоскопов MT-5000L, производитель: "Хуонс Медикеа Ко., ЛТД." (Huons Medicare Co., LTD), Корея;
- установка для мойки гибких эндоскопов серии Bandeq, модель: CYW 501, производитель: "Чоуанг Медикал Индастри Лтд." (Choyang Medical Industry Ltd), Корея.
Указанное обстоятельство свидетельствует о наличии возможности осуществить поставку по установленным требованиям в документации об Электронном аукционе различных производителей.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки не являются объективными, а также привели к нарушению принципов проведения закупок товаров для государственных (муниципальных) нужд, в материалах жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание отсутствие доказательств, указывающих на ограничение потенциальных поставщиков в связи с установленными спорными требованиями к объекту закупки, Комиссия в рамках имеющихся полномочий пришла к выводу о необоснованности доводов жалобы о нарушении заказчиком требований действующего законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Бинстар" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 12 октября 2021 г. N 031/06/64-682/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2021