Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 01.10.2021 г. N 691 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об ООО "ТИСАЙД" (ИНН 3123227800)" (далее - Комиссия), в составе:- заместитель начальника отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии:- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, - специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; при участии представителей заказчика - департамента жилищно-коммуналного хозяйства Белгородской области -, представителя уполномоченного органа - управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области - , представителя участника закупки - ООО "ТИСАЙД" -, рассмотрев обращение департамента жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки ООО "ТИСАЙД",
УСТАНОВИЛА:
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области (далее - заказчик) в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) 29.09.2021 представил в Белгородское УФАС России сведения в отношении ООО "ТИСАЙД" (далее - поставщик, общество) для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 10.12.2020 года размещено извещение и документации о проведении электронного аукциона: "Приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, для предоставления гражданам, переселяемым из аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории Старооскольского городского округа" (закупка N 0126200000420005263) (далее - Электронный аукцион).
Электронный аукцион проводился на электронной площадке ООО "РТС-Тендер".
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 981 797,00 рублей.
Объект закупки - приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, для предоставления гражданам, переселяемым из аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории Старооскольского городского округа.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 0126200000420005263 от 18.12.2020 в соответствии с ч. 1 ст. 71 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ контракт заключается с единственным участником - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТИСАЙД" ИНН 3123227800.
29.12.2020 года заключен государственный контракт N 20881, цена которого составила 8 981 797,00 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта предметом Контракта является приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, для предоставления гражданам, переселяемым из аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории Старооскольского городского округа, в рамках Программы (далее - жилые помещения).
Пунктом 1.2. Контракта установлено, что Поставщик обязуется передать, а Заказчик принять в собственность Белгородской области по цене и на условиях, изложенных в настоящем Контракте, жилые помещения в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), являющемся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Разделом 7 "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам" Технического задания для приобретаемых жилых помещений установлено требование о первичности рынка жилья.
В силу пункта 1.6 Контракта предусмотрено, что до заключения настоящего Контракта вышеуказанные жилые помещения не являются предметом другого контракта/договора, никому не проданы, не подарены, не заложены, в споре, под арестом или запрещением не состоят, рентой, арендой, наймом или какими-либо иными обязательствами не обременены. На момент заключения настоящего Контракта отсутствуют лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования жилыми помещениями.
Пунктом 1.9 Контракта установлено, что жилые помещения передаются Заказчику с чистовой отделкой, с наличием характеристик, указанных в Техническом задании (Приложение N1 к настоящему Контракту).
Согласно пункту 1.10 Контракта настоящий Контракт является договором купли-продажи будущих недвижимых вещей (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 года N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем").
Пунктом 1.11 Контракта установлено, что правила о договорах участия в долевом строительстве к отношениям по настоящему Контракту не применяются.
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта срок исполнения Поставщиком своих обязательств по настоящему Контракту: с момента заключения настоящего Контракта до 15 августа 2021 года. Поставщик имеет право передать жилые помещения (квартиры) досрочно.
Согласно пункту 4.2 Контракта на момент передачи жилых помещений Поставщик предоставляет Заказчику оригиналы следующих документов:
- выписка из ЕГРН;
- справки от ресурсоснабжающих организаций об отсутствии задолженности по оплате коммунальных платежей по состоянию на дату подписания акта приема-передачи;
- справки об отсутствии задолженности по уплате земельного налога и налога на имущество по состоянию на дату подписания акта приема-передачи;
- заключение специализированной организации о соответствии жилых помещении многоквартирного дома требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
На основании пункта 4.3 Контракта приемка жилых помещений производится в течение 1 (одного) месяца после письменного уведомления Заказчика о готовности жилых помещений к передаче и предоставления документов, предусмотренных пунктом 4.2., путем подписания актов приема-передачи жилых помещений.
Пунктом 5.1.3 Контракта закреплено, обязательство поставщика в течение 15 (пятнадцати) дней с даты подписания Контракта предоставить график проведения остаточных работ.
В соответствии с пунктом 5.1.4 Контракта поставщик обязан в течение 7 (семи) дней со дня наступления контрольного события согласно представленному графику проведения остаточных работ представлять сведения о его исполнении.
Согласно пункту 5.1.12 Контракта Поставщик обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта, а также к установленному п.4.3 настоящего Контракта сроку обязан предоставить Заказчику, указанные в пункте 4.2 настоящего Контракта документы.
Как пояснили представители Заказчика на заседании Комиссии, на 07.10.2021 Поставщиком обязательства по Контракту не исполнены, жилые помещения не переданы.
Кроме того, в нарушение пункта 5.1.3 Контракта Поставщиком не представлен Заказчику график проведения остаточных работ.
При этом, представители Заказчика, указали что согласно Приказа Росстата от 30.07.2021 N 460 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за ценами и финансами" первичным рынком жилья является рынок, на котором осуществляются сделки по передачи в частную собственность нового (вновь построенного или реконструированного) жилья на возмездной основе, правами на реализацию которого обладают: органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления; фирмы-застройщики, осуществляющие строительство (реконструкцию) объектов недвижимости, юридические и физические лица, уполномоченные осуществлять реализацию жилья в установленном законодательством порядке.
При этом на вторичном рынке регистрируются цены на вновь построенные (то есть не бывшие в эксплуатации) или реконструированные квартиры, являющиеся объектом перепродажи как физических, так и юридических лиц.
В соответствии с Письмом Минстроя России от 24.04.2015 N 12238-ЕС/07 под приобретением жилого помещения на первичном рынке жилья понимается приобретение жилого помещения в многоквартирном доме (жилом доме блокированной застройки) путем заключения с первым собственником жилого помещения, зарегистрировавшим право собственности на жилое помещение после ввода объекта недвижимости в эксплуатацию, договора купли-продажи.
Заказчиком 15.07.2021 (исх. N 14-03/21-1033/1, копия представлена в материалы дела) в адрес Поставщика было направлено уведомление о том, что срок передачи жилых помещений по государственному контракту истекает 15.08.2021, в связи с чем, Поставщику необходимо обеспечить приемку жилых помещений и представить в адрес Департамента документы, предусмотренные пунктом 4.2 Контракта, а также предоставить обеспечение гарантийных обязательств в соответствии с пунктом 4.4 Контракта.
Уведомлением от 17.08.2021 N 14-03/21-1227/1 (копия представлена в материалы дела) Заказчик уведомил Поставщика о том, что в связи с нарушением сроков исполнения взятых обязательств (по состоянию на 17.08.2021 обязательства по Контракту не выполнены), Департамент жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области вынужден применить меры ответственности, предусмотренные разделом 7 Государственного контракта.
В связи с тем, что на 13.09.2021 передача жилых помещений не осуществлена, уведомление о готовности жилых помещений в адрес Заказчика не поступало, Требованием от 15.09.2021 N 14-01/21-1441 Заказчик уведомил Поставщика о необходимости в срок до 01.10.2021 возвратить перечисленный авансовый платеж в размере 2 694 539,10 рублей (перечисленный Поставщику 30.12.2020) и уплатить штраф в размере 449 089,85 рублей. Авансовый платеж возвращен.
Согласно пункту 9.1 Контракта предусмотрена возможность расторжения Контракта по соглашению Сторон, по решению суда либо в случае одностороннего отказа Стороны настоящего Контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 9.2 Контракта установлено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего Контракта в случае, если:
9.2.1. Поставщик предоставляет жилые помещения ненадлежащего качества и не соответствующие положениям раздела 1 настоящего Контракта, при этом недостатки не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок либо являются существенными и неустранимыми.
9.2.2. Поставщик нарушает срок передачи жилых помещений, установленный настоящим Контрактом.
9.2.3. Поставщик в определенный Контрактом срок не совершил действий, необходимых для государственной регистрации перехода права собственности на жилые помещения к Заказчику.
9.2.4. Поставщик неоднократно (более двух раз) нарушал условия, установленные п. 5.1. настоящего Контракта.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, а также пункта 9.1 Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
13.09.2021 департамент жилищно-коммунального хозяйства принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, на основании пункта 9.2.2 Контракта, в связи с нарушением Поставщиком срока передачи жилых помещений, установленных Контрактом.
14.09.2021 указанное решение направлено ООО "ТИСАЙД" посредством электронной почты и Почты России, и размещено на сайте ЕИС. Кроме того, 14.09.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вручено директору ООО "ТИСАЙД" нарочно под роспись.
На основании вышеизложенного, Заказчиком датой надлежащего уведомления признана 14.09.2021.
Следовательно, Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым с 25.09.2021 года.
Информация о расторжении государственного контракта N 20881 от 29.12.2020 года размещена Заказчиком в ЕИС 25.09.2021 г.
Таким образом, Заказчиком соблюдена процедура одностороннего отказа от исполнения Контракта.
На заседании Комиссии представитель ООО "ТИСАЙД" пояснила следующее.
ООО "ТИСАЙД" не согласно с односторонним отказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области от исполнения Контракта в связи с неисполнением обществом обязательств по передаче жилых помещений.
При этом ООО "ТИСАЙД" ссылается на невозможность передачи жилых помещений, как того требует заказчик.
Вместе с тем Поставщик полагает, что условиями контракта не была предусмотрена обязанность по строительству жилых помещений силами ООО "ТИСАЙД", заключенный государственный контракт по своей природе являлся договором купли-продажи, и не предусматривал способ его исполнения.
ООО "ТИСАЙД" не имело намерения уклоняться от исполнения контракта, что подтверждается следующими документами:
- предварительный договор купли-продажи жилых помещений от 01.07.2020 N 1, заключенный между ООО "ТИСАЙД" и ООО "Флагман", предметом которого является приобретение ООО "ТИСАЙД" жилых помещений в многоквартирном доме, возводимом на земельном участке, расположенном по адресу: г. Старый Оскол, мкр. Центральный, участок N 4;
- разрешение на строительство N 31-RU31303000-12810-2020 от 14.09.2020, выданное администрацией Старооскольского городского округа ООО "Флагман";
- договор аренды земельного участка для строительства от 27.04.2020, заключенный между департаментом имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа и ООО "Флагман";
- универсальные передаточные документы, подтверждающие авансовый платеж по предварительному договору.
Из пояснений также следует, что ООО "ТИСАЙД" не являлся застройщиком, в связи с чем у него не имелось необходимости представлять график остаточных работ.
При этом ООО "ТИСАЙД" пришел к выводу о том, что Заказчик не примет у него жилые помещения, которые оно приобретет у застройщика, в связи с чем, общество расторгло вышеуказанный предварительный договор купли-продажи.
Вместе с тем данный вывод ООО "ТИСАЙД" не подкреплен какими-либо доказательствами.
Из материалов дела не следует, что ООО "ТИСАЙД" предлагало какие-либо жилые помещения заказчику, а заказчик указал на несоответствие жилых помещений условиям контракта и как следствие на не возможность их принятия.
При этом указание ООО "ТИСАЙД" на заключение им предварительного договора купли-продажи не может служить достаточным доказательством, подтверждающим принятие обществом всех надлежащих мер для исполнения обязательств по Контракту.
Данный предварительный договор купли-продажи жилых помещений заключен до размещения заказчиком информации о проведении Электронного аукциона, а из его содержания не следует, что жилые помещения предназначены для реализации в рамках государственного контракта.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению обязательств по Контракту, а также доказательств, подтверждающих принятие ООО "ТИСАЙД" мер для надлежащего исполнения взятых на себя обязательств по контракту, обществом не представлено.
При указанных обстоятельствах, у контрольного органа отсутствуют основания для принятия решения об отказе во включении информации о поставщике в реестр, предусмотренные Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию департамента жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области в отношении ООО "ТИСАЙД" (ИНН 3123227800/КПП 312301001, место нахождения - 308015, г. Белгород, ул. Луговая, д. 6 "А", оф. 21); учредителя, директора Гринякина Дениса Викторовича (ИНН 312322156314), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в связи с односторонним расторжением контракта.
2. Датой включения информации в отношении ООО "ТИСАЙД" (ИНН 3123227800/КПП 312301001, место нахождения - 308015, г. Белгород, ул. Луговая, д. 6 "А", оф. 21); учредителя, директора Гринякина Дениса Викторовича (ИНН 312322156314), в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в Единой информационной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 7 октября 2021 г. N 031/06/104-683/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2021