Резолютивная часть решения объявлена "12" октября 2021 года г. Биробиджан
В полном объеме решение изготовлено "14" октября 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Еврейского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Члены комиссии: |
<_> |
<_> |
|
<_> |
<_> |
- в отсутствие представителей Заявителя - Общества ограниченной ответственностью <_> (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, уведомление о рассмотрении жалобы от 05.10.2021 исх. N 5-1567),
- при участии посредством видеоконференцсвязи представителя муниципального заказчика - <_> (копия доверенности N 1 от 07.10.2021),
рассмотрев жалобу Общества ограниченной ответственностью <_> на действия муниципального заказчика - <_>, о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупки для муниципальных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Текущий ремонт по замене окон здания <_> по адресу: <_> (извещение от 27.09.2021 N 0378300008821000001), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью <_> (вход. от 05.10.2021 N 02/5-1281) на действия государственного заказчика - <_> о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), допущенных при осуществлении закупки для муниципальных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Текущий ремонт по замене окон здания <_> по адресу <_> (извещение от 27.09.2021 N 0378300008821000001).
Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 106 Закона о контрактной системе.
В жалобе указано, что Заказчиком неправомерно установлено требование к предоставлению конкретных показателей товаров по ряду позиций в первой части заявки. Заявитель просит Комиссию рассмотреть жалобу по существу, дать правовую оценку действиям (бездействию) заказчика при проведении закупки.
В адрес Еврейского УФАС России поступило возражение Заказчика по жалобе Заявителя (вход. N 01/5-967 от 07.10.2021), в котором указано следующее:
В соответствии с пунктом 4.2. "Порядок подачи заявок на участие в аукционе" части 4 "Подготовка заявки и инструкция по ее заполнению" раздела I "Инструкция участникам аукциона в электронной форме" настоящей документации об электронном аукционе и частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в аукционе, за исключением случая, если при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в документацию об аукционе в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе включена проектная документация, должна содержать:
1) согласие участника аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об аукционе (в части предоставления конкретных показателей товара, требования к которым установлены в пункте 1 "Функциональные, технические и качественные характеристики эксплуатационные характеристики товара. Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным требованиям максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться" раздела III. "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" документации об электронном аукционе), и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в аукционе в случае отсутствия в документации об аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен, товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об аукционе.
На основании ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе Заказчиком в разделе III "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" были установлены требования к качеству работ, услуг, качественным характеристикам товара,
Часть 2 ст. 66 Закона о контрактной системе содержит следующую норму: "заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей". Таким образом, указанный в жалобе довод: "указывать конкретные показатели товаров и страну происхождения при выполнении работ, оказании услуг, участник закупки должен лишь в том случае, если товар поставляется при выполнении работ, оказании услуг. Если товар используется при выполнении работ и оказании услуг от участника закупки требуется только согласие", считаем не состоятельным.
На заседании представитель Заказчика доводы, изложенные в возражении на жалобу, поддержала в полном объеме.
Изучив представленные документы, рассмотрев доводы жалобы, возражения Заказчика, заслушав представителей Заказчика, проведя внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Еврейского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
Статьей 8 Закона о контрактной системе установлены следующие принципы обеспечения конкуренции:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, при осуществлении закупок Заказчик обязан соблюдать требования Закона о контрактной системе.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Комиссией установлено, что Заказчиком в п.п. 4.2.4 п. 4.2 р. 4 аукционной документации определено:
"4.2.4. Первая часть заявки на участие в аукционе, за исключением случая, если при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в документацию об аукционе в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ включена проектная документация, должна содержать:
1) согласие участника аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об аукционе (в части предоставления конкретных показателей товара, требования к которым установлены в пункте 1 "Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара. Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным требованиям, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться" раздела III. "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" документации об электронном аукционе), и указание на товарный знак (при наличии)"
В соответствии с Письмом ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)" (далее - Письмо ФАС):
"По мнению ФАС России, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если, в том числе:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету Заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу)".
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона и документацией об электронном аукционе объектом закупки является текущий ремонт по замене окон здания <_> по адресу: <_>.
Комиссия, ознакомившись с аукционной документацией, установила, что Заказчиком в р. III "Техническая часть" установлены требования к следующим материалам: подоконные доски из ПВХ, плиты на основе базальтовых пород, наличники из ПВХ. Поставка вышеуказанных материалов в рамках осуществления закупки и исполнения контракта не может быть предусмотрена, поскольку они являются средствами и материалами, обеспечивающими выполнение работ.
Заказчиком в р. IV Документации об электронном аукционе представлен проект муниципального контракта, положениями которого не предусмотрена поставка товаров, которые необходимы при выполнении работ.
Представителем Заказчика в ходе заседания Комиссии в материалы дела не представлено доказательств того, что товары, к показателям которых установлены требования, не являются строительными материалами и не будут использоваться при выполнении работ (оказании услуг).
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Следовательно, Заказчиком установлены требования, в том числе, к используемым при выполнении работ товарам, что противоречит положениям п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе, а довод жалобы признан обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Общества с ограниченной ответственностью <_> на действия муниципального заказчика - <_> о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), допущенных при осуществлении закупки для муниципальных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Текущий ремонт по замене окон здания <_> по адресу: <_> (извещение от 27.09.2021 N 0378300008821000001) признать обоснованной.
2. Признать действия муниципального заказчика - <_> нарушившим требования п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66), Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", допущенных при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Текущий ремонт по замене окон здания <_> по адресу: <_> (извещение от 27.09.2021 N 0378300008821000001).
3. Выдать аукционной комиссии муниципального заказчика - <_> предписание для устранения нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указанных в пункте 2 настоящего решения.
4. Выдать муниципальному заказчику - <_> предписание для устранения нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указанных в пункте 2 настоящего решения.
5. Выдать Оператору электронной площадки АО <_> предписание в целях устранения нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указанных в пункте 2 настоящего решения.
6. В соответствии с требованиями статьи 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Председатель комиссии <_> Члены комиссии: <_> <_> |
|
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 079/06/106-30/2021
об устранении нарушений законодательства о закупках
Резолютивная часть предписания объявлена "12" октября 2021 г. г. Биробиджан
В полном объеме предписание изготовлено "14" октября 2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель комиссии:
Члены комиссии: |
<_> |
<_> |
|
<_> |
<_> |
- в отсутствие представителей Заявителя - Общества ограниченной ответственностью <_> (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, уведомление о рассмотрении жалобы от 05.10.2021 исх. N 5-1567),
- при участии посредством видеоконференцсвязи представителя муниципального заказчика - <_> (копия доверенности N 1 от 07.10.2021),
на основании решения Комиссии Еврейского УФАС России по делу N 079/06/106-30/2021 о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", принятого Комиссией Еврейского УФАС России на действия муниципального заказчика - <_>, о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупки для муниципальных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Текущий ремонт по замене окон здания <_> по адресу: <_> (извещение от 27.09.2021 N 0378300008821000001), руководствуясь ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Аукционной комиссии по осуществлению закупок муниципального заказчика - <_> с целью устранения нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указанных в пункте 2 решения Комиссии Еврейского УФАС России по делу N 079/06/106-30/2021 о нарушении законодательства о закупках, совершить действия, направленные на устранение вышеуказанных нарушений, а именно:
1.1. В срок до "29" октября 2021 года отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.10.2021 N 0378300008821000001-1;
1.2. В срок до "29" октября 2021 года отменить протокол подведения итогов электронного аукциона от 11.10.2021 N 0378300008821000001-3.
2. Муниципальному заказчику - <_> в целях устранения нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указанных в пункте 2 решения Комиссии Еврейского УФАС России по делу N 079/06/106-30/2021 о нарушении законодательства о контрактной системе, совершить следующие действия:
2.1. В срок до "29" октября 2021 года внести изменения в документацию об электронном аукционе и в извещение о проведении электронного аукциона в соответствии с пунктом 2 решения Комиссии Еврейского УФАС России по делу N 079/06/106-30/2021 о нарушении законодательства о контрактной системе;
2.2. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с частью 6 статьи 63, частью 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В срок до "08" ноября 2021 года представить в Еврейское УФАС России подтверждение исполнения пунктов 1, 2 настоящего предписания в письменном виде с приложением подтверждающих документов.
Оператору электронной площадки АО <_>:
1. В срок до "22" октября 2021 года с целью устранения нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", допущенных при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Текущий ремонт по замене окон здания <_> по адресу: <_> (извещение от 27.09.2021 N 0378300008821000001), обеспечить техническую возможность:
1.1. Для отмены протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.10.2021 N 0378300008821000001-1;
1.2. Для отмены протокола подведения итогов электронного аукциона от 11.10.2021 N 0378300008821000001-3;
1.3. Для внесения изменений в документацию об электронном аукционе и в извещение о проведении электронного аукциона.
2. В срок до "27" октября 2021 года представить в Еврейское УФАС России подтверждение об исполнении пункта 1 настоящего предписания в письменном виде с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия. |
|
Примечание. Невыполнение в установленный срок предписания Еврейского УФАС России является административным правонарушением, влекущим ответственность предусмотренную ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 14 октября 2021 г. N 079/06/106-30/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2021