Резолютивная часть решения объявлена 07.10.2021 г.
Изготовлено в полном объеме 11.10.2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Сангаджиева М.В. - председатель Комиссии, руководитель Калмыцкого УФАС России,
Мукабенов Б.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Габунов А.В. - член Комиссии, специалист 1 разряда Калмыцкого УФАС России,
рассмотрение жалобы происходило с применением видео-конференц-связи, при участии:
в присутствии представителя Уполномоченного органа - Служба регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия - Очиров В.Г. (указ N 93 от 01.06.2021 г.);
в отсутствии представителя заказчика БУ РК "Лаганская районная больница" (далее - Заказчик) и представителя заявителя ООО "ЛВД" (далее - заявитель), надлежаще уведомлены о дате и времени рассмотрения жалобы.
Рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО "ЛВД",
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 30.09.2021 г. поступила жалоба от ООО "ЛВД" на аукционную документацию Заказчика - Бюджетное учреждение Республики Калмыкия "Лаганская районная больница", уполномоченный орган - Служба регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия при проведении электронного аукциона на поставку материала шовного хирургического, автоматического, реестровый номер извещения N 0105500000221001289.
Уведомлением от 04.10.2021 г. рассмотрение жалобы ООО "ЛВД" назначено на 06 октября 2021 года в 11 часов 00 минут.
Комиссия Калмыцкого УФАС России решила, отложить рассмотрение жалобы ООО "ЛВД" на 07.10.2021 в 11 часов 00 минут для изучения материалов дела, лица участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения.
Заявитель указывает, что:
1. В соответствии с положениями документации об аукционе объектом закупки является поставка изделий медицинского назначения, а именно шовный хирургический материал. Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки в соответствии с ч.2 ст.33 N44 ФЗ.
Представитель Заказчика предоставил объяснения, где было указанно что: аукционная документация подготовлена с учетом всех норм действующего законодательства и не содержит признаков ограничения конкуренции.
07.10.2021 г. Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все имеющиеся материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле и проведя внеплановую проверку, приходит к следующим выводам:
23.09.2021 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещено извещении N 0105500000221001289 о проведении электронного аукциона на поставку материала шовного хирургического.
Начальная (максимальная) цена контракта - 480 629 (Четыреста восемьдесят тысяч шестьсот двадцать девять) руб. 20 коп.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 01.10.2021 г. 08:00.
1. В соответствии со статьей 3 Закона о контрактной системе под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта; под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд, начинающихся с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершающихся исполнением обязательств сторонами контракта.
Согласно частям 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является аукцион в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Требования к содержанию извещения о проведении электронного аукциона регламентированы статьями 42 и 63 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Законом о контрактной системе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Из положений извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации следует, что объектом закупки является поставка изделий медицинского назначения, а именно, хирургического шовного материала.
Исследовав Описание объекта закупки, Комиссия установила, что в данной части аукционной документации заказчиком, исходя из своей потребности, сформулированы функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товаров, являющихся объектом закупки, их показатели, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям.
В Описании объекта закупки значится потребность заказчика в хирургическом шовном материале, в том числе в позиции 3 обозначена потребность заказчика, выраженная в следующих требованиях: "Синтетический нерассасывающийся плетеный шовный материал. Нить должна быть изготовлена из полиэфира (лавсана) с антимикробным покрытием на основе нитроксолина (производное 8-оксихинолина), окрашенная в контрастный по отношению к операционному полю цвет, стерильная. Материал покрытия нити активен против грамположительных микроорганизмов: Staphylococcus spp. (в том числе S.aureus), Streptococcus spp. (в том числе бета-гемолитические стрептококки, Streptococcus pneumoniae, Enterococcus faecalis), Corynebacterium spp., Bacillus subtilis; и грамотрицательных микроорганизмов N.gonorrhoeae, E.coli, Proteus spp., Klebsiella spp., Salmonella spp., Shigella spp., Enterobacter spp. , а также микобактерий туберкулеза, грибов, возбудителей глубоких микозов. Размер USP 3-4 (М 6), Длина нити не менее 75 метров. Материал упакован в индивидуальную оригинальную стерильную кассету из полистирола, которая представляет собой герметичный контейнер со стерильным хирургическим материалом внутри (хирургические материалы в кассете хранятся в сухом виде), сохраняет стеильность после вскрытия в течение 6 недель. Индивидуальная стерилизационная упаковка должна обеспечивать легкость вскрытия и доступ к шовному материалу. Маркировка всех видов упаковки должна полностью соответствовать требованиям ГОСТ 31620-2012, ГОСТ Р ИСО 15223-1-2014. Наличие регистрационного удостоверения (должны быть указаны номер и дата выдачи для проверки регистрации заявляемого изделия на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения). Полное соответствие требованиям ГОСТ 31620-2012. В каждую групповую упаковку должна быть вложена эксплуатационная документация производителя (инструкция по применению) на русском языке, полностью соответствующая требованиям ГОСТ 31620-2012, ГОСТ 2.601-2019. Групповая упаковка должна быть обернута в защитную полимерную пленку.
Податель жалобы не согласен с характеристикой хирургического шовного материала по позиции 3 Описания объекта закупки "Материал упакован в индивидуальную оригинальную стерильную кассету из полистирола".
Вместе с тем Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком характеристик и показателей товаров, которые являются объектом закупки, в том виде и объеме, в которых они изложены в Описании объекта закупки, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком, исходя из цели заключения государственного (муниципального) контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика.
В рассматриваемом случае целью проведения торгов является обеспечение заказчика медицинскими изделиями - хирургическим шовным материалом. Соответственно в аукционной документации установлены четкие и конкретные требования к поставляемому заказчику товару с учетом собственных потребностей заказчика, что не противоречит требованиям действующего законодательства. Предъявляемые заказчиком требования к хирургическому шовному материалу требований, подлежащих обязательному соблюдению, норм действующего законодательства не нарушают, доказательства обратного у Комиссии отсутствуют.
Комиссия обращает внимание на то, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие требования к закупаемым товарам, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к работам, товарам и их характеристикам, а также причины их установления.
В то же время Комиссия учитывает, что установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар соответствующий всем условиям документации об электронном аукционе.
Однако, отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки, исходя из следующего.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, а также ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям.
Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Условия аукционной документации, предъявляющие дополнительные требования к объекту закупки, его объективным качественным характеристиками сами по себе не могут быть признаны противоречащими Закону о контрактной системе либо антимонопольному законодательству, если у Комиссии отсутствуют доказательства того, что соответствующее условие включено в документацию специально, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующего субъекту и фактически исключает возможность участия в торгах какого-либо иного лица.
В рассматриваемом случае, потребность заказчика в хирургическом шовном материале с установленными в описании объекта закупки характеристиками (минимальными, максимальными или неизменными значениями этих характеристик), в том числе требование "Материал упакован в индивидуальную оригинальную кассету из полистирола", обусловлена спецификой работы данного лечебного учреждения (социально значимого объекта), которая связана с необходимостью своевременного и качественного оказания пациентам медицинской помощи, в том числе, посредством использования товаров, являющихся объектом закупки.
Таким образом, заказчик включил в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям, при том, что установленные заказчиком требования к товару обоснованы действительной потребностью заказчика.
Следовательно, включение заказчиком в аукционную документацию спорных требований не противоречит положениям статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки определены, исходя из фактических потребностей.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что сформулированные заказчиком требования не являются объективными, а равно привели к нарушению принципов проведения закупок товаров для государственных (муниципальных) нужд, снизили потенциальную эффективность проводимых торгов вследствие необоснованного устранения потенциальных участников, в материалах жалобы отсутствуют.
Также в материалах жалобы присутствуют доказательства того факта, что ни один производитель не упаковывает нить из полиэфира (лавсана) в индивидуальную оригинальную стерильную кассету, а также того, что данная характеристика реально отсутствует в данном виде шовного материала.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание отсутствие доказательств, указывающих на ограничение потенциальных поставщиков в связи с установленными спорными требованиями к объекту закупки, Комиссия в рамках имеющихся полномочий пришла к выводу о необоснованности доводов жалобы о нарушении заказчиком требований действующего законодательства при описании объекта закупки в части установления в Описания объекта закупки требования "материал упакован в индивидуальную оригинальную стерильную кассету из полистирола" к хирургическому шовному материалу.
Доводы подателя жалобы проверены Комиссией в рамках имеющихся у нее полномочий и отклонены как необоснованные и не подтвержденные никакими доказательствами.
Таким образом, положения аукционной документации в обжалуемой части не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЛВД" -необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Мукабенов Б.А.
Габунов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 11 октября 2021 г. N 008/06/64-290/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2021