Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Администрации муниципального образования "Заневское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области:
в отсутствие представителей по доверенностям от Заявителя - ИП Меньшикова Р.А., извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
в отсутствие представителей по доверенностям от Уполномоченного органа - Муниципального казенного учреждения "Центр оказания услуг", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 11850 от 30.09.2021) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по подготовке объектов теплоснабжения к осенне-зимнему периоду 2021-2022 г.: "Капитальный ремонт тепловых сетей отопления и горячего водоснабжения от УТ-10-2 до УТ-10-5 (вдоль жилых домов NN 1, 2, 3, 4 по ул. Новая) г.п. Янино-1".
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 08.09.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 21 333 175,20 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об открытом конкурсе в электронной форме.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлен некорректный порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Комиссия установила, что Заказчиком в конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме по нестоимостным критериям оценки: "При оценке заявок (предложений) применяется следующая балльная система с учетом следующих критериев:
N критерия |
1. Наименование критерия |
Значимость критерия, % |
1. |
Цена контракта (ЦБi) |
60 |
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (НЦБкв) |
40 |
При оценке заявок (предложений) используются следующие понятия:
"оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном настоящей документацией, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников открытого конкурса, которые не были отклонены;
"значимость критерия оценки" - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в настоящей документации, выраженный в процентах;
"коэффициент значимости критерия оценки" - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в настоящей документации, деленный на 100;
"рейтинг заявки (предложения) по критерию оценки" - оценка в баллах, получаемая участником открытого конкурса по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения).
Победителем признается участник открытого конкурса, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника открытого конкурса присваивается первый порядковый номер.
В случае если в нескольких заявках (предложениях) содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке (предложению), которая поступила ранее других, содержащих такие же условия.
Порядок оценки заявок (предложений) по стоимостным критериям оценки
Оценка заявок по критерию "Цена контракта"
Значимость критерия - 60 %.
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "Цена контракта" определяется по формуле:
а) в случае если ,
где:
- предложение участника открытого конкурса, заявка (предложение) которого оценивается;
- минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками открытого конкурса;
б) в случае если ,
где:
- максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками открытого конкурса.
Порядок оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки
Оценка заявок (предложений) по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Квалификация участника открытого конкурса)
Значимость критерия - 40 %.
По критерию "Квалификация участника открытого конкурса" устанавливаются следующие показатели:
- опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера* и объема.
Значимость показателя - 100 %.
При оценке по показателю будет учитываться опыт по заключенным и успешно исполненным (без штрафов или пеней) контрактам, сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, со статусом "исполнение завершено" или "исполнение прекращено" (по соглашению сторон), с ценой каждого такого контракта не менее 60 % от начальной (максимальной) цены контракта, датой заключения - не ранее 1 сентября 2017 года и дата исполнения - не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе.
* Сопоставимыми по характеру являются строительно-монтажные работы по строительству и/или капитальному ремонту инженерных сетей теплоснабжения.
Для целей расчета баллов по показателю комиссия учитывает представленные контракты, сведения о которых размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru), удовлетворяющих требованиям настоящего пункта.
Подтверждается предоставлением сведений об успешно исполненных участником открытого конкурса контрактах в табличной форме (по рекомендуемой форме N 1 "Сведения об исполнении участником открытого конкурса контрактов").
Подтверждается предоставлением: копий исполненных контрактов (договоров), всех приложений к ним, копий дополнительных соглашений и изменений к таким контрактам (договорам) (при наличии); копии актов выполненных работ.
Для подтверждения квалификации по показателю необходимо указание номеров реестровых записей контрактов из реестра контрактов, заключенных заказчиками, размещенного на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru), при этом учитываться будут только те контракты, которые находятся в статусе "Исполнение завершено" или "исполнение прекращено" (по соглашению сторон).
При оценке не будут учитываться:
- контракты с выявленными нарушениями их исполнения (по которым имеются замечания или претензии со стороны заказчиков в виде начисленных пеней и штрафов), а также являющиеся несопоставимыми по характеру и объему;
- контракты, по которым не указаны номера реестровых записей контрактов из реестра контрактов, заключенных заказчиками, размещенного на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
В случае выявления несоответствия информации, содержащейся в рекомендуемой форме N 1 и реестре контрактов, сведения не будут приниматься к расчету.
Для целей расчета баллов по показателю учитывается совокупный объем (руб.) по представленным контрактам (договорам), удовлетворяющим требованиям настоящего пункта.
Количество баллов (НЦБi), присуждаемых i-й заявке по данному показателю, определяется по формуле:
а) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле:
НЦБi = 100 x (Кi / Кmax);
б) в случае если Кmax Кпред, - по формуле:
НЦБi = 100 x (Кi / Кпред);
при этом НЦБmax = КЗ x 100;
КЗ - коэффициент значимости показателя, КЗ = 1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик;
НЦБmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема ограничен предельным значением 130 млн. руб.
При оценке заявок по данному критерию участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее предельному значению или лучше присваивается максимальное количество баллов.
В зачет не будут приниматься контракты (договоры) с выявленными нарушениями их исполнения (к исполнителю применялись штрафы, пени), а также являющиеся несопоставимыми по характеру.
Кроме того, при оценке заявки не будут учитываться контракты (договоры), по которым в составе заявки не представлены все вышеуказанные копии документов или в случае несоответствия, разночтения сведений в представленных документах.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участников закупки, не является основанием для отклонения заявки участника.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника открытого конкурса по показателю, не является основанием для отклонения заявки (предложения) участника.
Для оценки заявки (предложения) осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке (предложению) (Ri). Итоговый рейтинг заявки (предложения) рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения), установленному в конкурсной документации, умноженных на коэффициент значимости соответствующего критерия оценки, равный значению значимости данного критерия в процентах деленному на 100:
Ri = ЦБi*60/100 + НЦБкв_i*40/100
По результатам расчета итогового рейтинга для каждой заявки (предложения) присуждаются порядковые номера в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке (предложению), в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках (предложениях) содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке (предложению), которая поступила ранее других заявок (предложения), содержащих такие же условия.
Победителем открытого конкурса признается участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке (предложению) которого присвоен первый номер.".
Согласно части 3 статьи 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Одновременно с этим Закон о контрактной системе и подзаконные нормативные правовые акты не регламентируют установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев.
Таким образом, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия считает, что единая информационная система является достоверным источником подтверждения информации об исполнении контрактов и договоров, которой заказчики могут руководствоваться для получения полных данных.
Кроме того, согласно правовой позиции, сформированной еще в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Помимо прочего, ограничение количества участников в данном случае не усматривается, поскольку отсутствие у участника конкурса комплекта подтверждающих документов не является основанием для отклонения такой заявки.
В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, вместе с тем Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении в порядке оценки требования о предоставлении в составе заявок контрактов, исполненных без применения к участнику неустоек (штрафов, пеней), а также свидетельствующих об ограничении количества участников закупочных процедур.
Комиссия считает, что устанавливая данный показатель, Заказчик может быть уверен, что представленный контракт без применения к участнику неустоек (штрафов, пеней) служит доказательством возможности успешного исполнения обязательств в последующем и перед ним.
На основании изложенного, а также учитывая тот факт, что Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, материалов и сведений в обоснование довода в составе жалобы не предоставил, Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 7 октября 2021 г. N 047/06/54.3-2193/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2021